|
15.
Усыновление в США.
О международном
усыновлении. В течение последних пяти лет
отмечается постоянный рост числа усыновлений,
совершаемых американцами за границей (1992 г. – 6472,
1993 г. – 7377, 1996 г. – 11370, 1997 – 13500). В американских
детских домах находится 450 тыс. детей, и на
содержание каждого ребенка государство ежегодно
тратит около 15 тыс.долл. Усыновлению подлежит не
более 100 тыс., а реально каждый год усыновляется
менее 30 тыс. детей. При этом на их место в течение
года приходит 35-40 тыс. сирот. В соответствии с
утвержденной президентом программой поддержки
усыновления число усыновляемых к 2002 г. должно
возрасти вдвое. Более активный выход на «внешний
рынок» связан прежде всего со стабильным
уменьшением количества детей, которые
усыновляются в самих США, что объясняется
несравнимо большими возможностями усыновления
практически здорового ребенка в возрасте до 3-х
лет и относительно простотой процедурой
усыновления в других странах, по сравнению с
правилами в США. Эти правила устанавливаются
законами и подзаконными актами соответствующих
штатов, а также унифицированным законом об
усыновлении (Uniform Adoption Act), одобренным в 1994 г.
межштатным консультативным органом –
Национальной конференцией за единообразие
законов штатов (National Conference of Uniform State Laws) – и
федеральным законом об иммиграции и гражданстве.
В США не
существует какого-либо общефедерального органа,
регулирующего национальное и международное
усыновление. Вопросы, связанные с усыновлением,
решаются в основном на уровне штатов и графств,
где ими занимаются местные управления
(администрации) по социальным вопросам, в рамках
которых действуют специальные отделы по делам
семьи, правам ребенка и т.п. В ведение последних
входит как оказание помощи в усыновлении
детей-сирот, так и лицензирование коммерческих и
бесприбыльных агентств, занимающихся этой
проблематикой. Лицензия обычно выдается на один
год, и ее имеют 4 тыс. таких организации.
Вследствие различий в законодательстве штатов
предъявляемые контрольными органами требования
к агентствам также могут иметь существенные
различия. Как правило, они не отличаются особой
жесткостью, однако многие солидные агентства, в
том числе чисто коммерческие, сами весьма
дорожат своей репутацией, нанимают на работу
квалифицированных специалистов и требуют от
своих служащих строгого соблюдения местного и
иностранного законодательства.
Негосударственные агентства ежегодно проходят
перерегистрацию в контролирующих органах штатов
и графств, которые обязаны осуществлять
периодическую проверку их деятельности.
Выявление фактов нарушения законов, финансовой и
налоговой дисциплины ведет к лишению лицензии.
В соответствии с
решением конгресса функционирует единственная
действующая на общефедеральном уровне
госорганизация, оказывающая исключительно
информационную помощь в усыновлении –
Национальная информационная палата по
усыновлению (National Adoption Information Clearinghouse), которая
издает и распространяет различные брошюры,
буклеты и другие материалы, а также рекомендует,
в какие агентства можно обратиться за помощью.
В консульской
службе госдепа имеется отдел по проблемам детей
(Children's Issues), занимающийся в том числе оказанием
помощи американским гражданам в международном
усыновлении. Любой интересующийся данным
вопросом может обратиться (по телефону,
факсимильной связи или Интернета) и получить
информацию о возможности международного
усыновления в различных странах и процедуре
получения американских виз для усыновляемых
детей. Госдеп также оказывает через американские
посольства содействие в получении информации о
конкретных делах по усыновлению, а в необходимых
случаях предпринимает шаги с целью
гарантировать беспристрастность, объективность
и отсутствие дискриминации по отношению к
гражданам США. При этом подчеркивается, что ни
при каких обстоятельствах госдеп и американские
загранпредставительства не могут выполнять
следующие функции: подбирать детей для
усыновления; принимать иное непосредственное
участие в процессе усыновления за рубежом;
представлять усыновителей в суде; гарантировать
выдачу въездной визы усыновляемому ребенку.
Последнее
обстоятельство обуславливается тем, что в
соответствии с законом об иммиграции и
гражданстве для получения разрешения на въезд
усыновленного ребенка в США необходимо согласие
Службы иммиграции и натурализации (СИН) и
соблюдение ряда формальностей. Заявитель должен
подать в отделение СИН по месту жительства
заполненный бланк ходатайства формы I-600 (так
называемая «сиротская петиция» ), в котором
указываются данные приемных
родителей-американцев и самого ребенка. Помимо
этого, ходатайствующие представляют
утвержденное отвечающим за усыновление органом
соцобеспечения штата заключение об условиях
жизни и добропорядочности усыновителей.
Заключение действительно в течение года с
момента утверждения. Если в течение года
усыновление не осуществлено, то необходимо
представить дополнение, в котором отражаются
произошедшие за это время изменения. В
заключении должно быть документально
подтверждено, что заявители никогда не
находились под судом, следствием или арестом, не
получали ранее отказа в усыновлении, не
допускали актов насилия в отношении членов семьи
(в особенности детей), не злоупотребляют
алкоголем, не употребляют наркотики и т.п.
В СИН
представляются также отпечатки пальцев
ходатайствующих, которые затем проверяются ФБР
по криминальным учетам. Только после этого СИН
дает разрешение на въезд ребенка и уведомляет об
этом соответствующее американское консульство,
которое в дальнейшем оформляет на него
иммиграционную визу категории IR-3 (по законам шт.
Айова, Вирджиния и Род-Айленд усыновление
считается юридически завершенным только после
решения американского суда. В этих случаях
консульства выдают детям визы категории IR-4). Все
материалы на ребенка направляются из местного
отделения СИН в Национальный визовой центр (шт.
Нью-Гемпшир), где информация вводится в
компьютерный учет, делу присваивается
специальный номер, о чем наряду с повторным
разрешением на выдачу иммиграционной визы
уведомляется американское консульство за
границей. Выехав в нужную страну, усыновители
проводят усыновление ребенка и получают на него
визу в консульском загранучреждении США.
Однако это
идеальный вариант. Во многих случаях будущие
усыновители выезжают из США, когда конкретный
ребенок для усыновления еще не определен или
усыновление подобранных агентствами детей по
каким-либо причинам срывается. В первом случае
заявители заполняют ходатайство формы I-600A, в
котором не указываются установочные данные
конкретного ребенка, а во втором – ходатайство
формы I-600 заполняется за границей после подбора
ребенка и направляется заявителями в СИН
самостоятельно или через американское
загранпредставительство. При этом, если
усыновление проводится семейной парой, а в
страну выехал только один из родителей, он не
имеет права подписывать форму I-600 за обоих даже
при наличии на это соответствующей доверенности.
Указанная форма направляется по почте в США, где
на нее ставится недостающая подпись, после чего
ходатайство подается в СИН для осуществления
установленной процедуры.
Для получения
виз IR-3 или IR-4 ходатайствующие связываются с
консульством, где им назначают дату
собеседования, на которое необходимо прибыть с
усыновленным ребенком. При этом требуется
представить следующие документы: американские
загранпаспорта приемных родителей (родителя) и
национальный загранпаспорт усыновленного
ребенка; уведомление СИН об удовлетворении
ходатайства I-600 или I-600A; разрешение компетентных
органов страны пребывания на международное
усыновление; свидетельство о рождении ребенка;
медсертификат о состоянии здоровья ребенка,
подписанный уполномоченным консульством врачом;
заполненную и подписанную усыновителем(ями)
визовую анкету формы OF-230 и паспортные фотографии
ребенка.
При наличии
должным образом оформленных документов в
большинстве случаев консул заверяет визовую
анкету и в течение 24 часов выдает
соответствующую иммиграционную визу. Однако он
имеет право потребовать у ходатайствующих
представить дополнительные документы,
подтверждающие, что ребенок является сиротой,
что местными властями ему разрешен выезд из
страны, что усыновление оформлено с соблюдением
всех требований законодательства и т.д. Если и в
этом случае консул не сочтет возможным принять
положительное решение, то дело направляется на
дополнительное рассмотрение СИН и (или)
оформляется запрос в компетентные органы страны
пребывания.
В таких
ситуациях окончательное решение о выдаче или
отказе в иммиграционной визе принимает СИН. В
исключительных и редко встречающихся на
практике случаях СИН не идет на выдачу
иммиграционной визы, но разрешает из
гуманитарных соображений «условно-временный
въезд» (humanitarian parole) в США, где вопрос об
иммиграционном статусе и пребывании ребенка в
стране решается окончательно.
Усыновленные
дети-иностранцы не становятся автоматически
гражданами США, однако приемные родители имеют в
соответствии с законом «Об иммиграции и
гражданстве» право на их натурализацию в
ускоренном порядке. Ускоренная натурализация
возможна только в отношении лиц моложе 18 лет и
при условии постоянного проживания родителей и
ребенка в США. Для этого родители подают в
местное отделение СИН ходатайство формы N-643, а на
детей старше 14 лет также и заполненную форму FD-258
с отпечатками пальцев. По закону промежуточный
ответ об удовлетворении или отказе в ходатайстве
направляется заявителю в течение 60 дней с
момента подачи прошения.
Американские
власти исходят из того, что наличие большого
неудовлетворенного «спроса на рынке
усыновлений» неизбежно порождает различные
злоупотребления со стороны части участвующих в
этом процессе организаций и частных лиц. Минюст и
другие компетентные органы предпринимают усилия
по пресечению таких явлений путем лишения
недобросовестных американских усыновительных
агентств лицензий и даже привлечения виновных к
уголовной ответственности. Госдеп неоднократно
заявлял о своем резко отрицательном отношении к
каким-либо нарушениям при оформлении
международных усыновлений, так как такие факты
могут привести к полному или частичному
запрещению конкретной страной вывоза детей за
границу.
Особую
обеспокоенность госдепартамента, отдельных
конгрессменов и в первую очередь самих
усыновителей и посреднических агентств вызывают
изменения в российском законодательстве,
определяющем процедуру и порядок международного
усыновления. В США высказываются опасения, что
эти изменения могут привести если не к
приостановке, то к значительным затруднениям в
международном усыновлении из России. В этой
связи госдеп, с одной стороны, оказывает давление
на конгресс в плане скорейшей ратификации
Гаагской конвенции об усыновлении от 22 мая 1993 г.
(подписана США 31 марта 1994 г., однако до сих пор не
ратифицирована, что связано с различиями в
законодательстве отдельных штатов и
необходимостью создания общефедерального
координирующего органа, отвечающего за
претворение Конвенции в жизнь и международное
усыновление в целом), а с другой – предлагает
самой России присоединиться к этому
международному договору и в необходимых случаях
регулировать возникающие проблемы путем
заключения соответствующих двусторонних
соглашений.
Такое
повышенное внимание в США к проблеме усыновления
вполне объяснимо с учетом того, что в последние
годы наблюдался стабильный рост числа
российских усыновлений (1991 г. – 0, 1992 г. – 324, 1993 г.
– 746, 1994 г. – 1087, 1995 г. – 2178, 1996 г. – 2454, 1997 г. – 3816). В
1997 г. до одной трети усыновленных американцами за
границей детей приходилось на Россию, которая за
семь лет вышла с последнего на второе (после
Китая) место по этому показателю. При этом
местные специалисты обращают внимание на пример
Украины, которая после соответствующих
законодательных инициатив переместилась с
занимавшегося ею девятого места (в 1993 г. с Украины
в США было усыновлено 273 ребенка, из КНР – 330, из
России – 746) на практически нулевое.
Существующая в
США процедура усыновления американских и
иностранных детей-сирот, не будучи идеальной, в
целом соответствует стандартам и требованиям
Гаагской конвенции, призванной всемерно
защищать интересы усыновляемого ребенка.
Большой интерес
американцев к международному усыновлению из
России обусловлен различными факторами, но в
первую очередь отсутствующей в США возможностью
получения практически здоровых или больных
излечимыми болезнями детей европейской расы в
возрасте до трех лет.
В последние годы
международное усыновление значительно
коммерциализировалось и превратилось в довольно
доходный бизнес: в условиях, когда усыновление
больного ребенка в США обходится американцам в
10-20 тыс.долл., а за здорового они готовы заплатить
до 100 тыс.долл. Сложившаяся в вопросе
международного усыновления ситуация требует
четкого и разумного правового регулирования и
контроля. Это относится как к российскому
законодательству, где требуется ликвидация
«серых зон» и приведение законов в соответствие
с существующими реалиями, так и к нашему участию
в международных и двусторонних договорах с
заинтересованными странами. |