www.geo2000.nm.ru

Соединенные Штаты Америки
Информация о стране: <пред|след> 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

45. Связи с Россией.
          Российско-Американские отношения. Отношения с США являются важнейшим приоритетом российской внешней политики. В их основе лежит общее понимание сторон о близости стратегических интересов России и США в вопросах обеспечения международной безопасности. Российское руководство исходит из того, что возникающие в ходе взаимодействия двух стран расхождения как тактического, так и концептуального характера по некоторым вопросам не должны являться препятствием для поступательного развития российско-американских отношений. Проблемные вопросы должны решаться на основе диалога и стремления сторон к расширению сферы согласия и взаимопонимания. Россия и США сохраняют приверженность продолжению активного и плодотворного политического диалога по всему комплексу двусторонних, международных и глобальных проблем. Основополагающее значение имеют контакты на высшем уровне.
          В 1997-99 гг. состоялись встречи Президента России Б.Н.Ельцина с Президентом США Б.Клинтоном в Хельсинки (21 марта 1997 г.), Париже (27 мая 1997 г.), Денвере (21 июня 1997 г.), Бирмингеме (17 мая 1998 г.), Аммане ( 8 фев. 1999 г.) и Кельне (20 июня 1999 г.), в ходе которых была сформулирована программа совместных действий двух стран на ближайшую перспективу.
          1-3 сент. 1998 г. состоялся официальный визит Б.Клинтона в Москву. Президенты России и США провели интенсивные переговоры по широкому кругу вопросов двусторонних отношений и актуальных международных проблем, подтвердив неизменность курса на равноправное сотрудничество между нашими странами. Крупным политическим документом стало подписанное 2 сент. 1998 г. Б.Н.Ельциным и Б.Клинтоном совместное заявление об общих вызовах безопасности на рубеже XXI века, которое закладывает обращенную в будущее концептуальную основу для нашего взаимодействия с США в мировых делах.
          На регулярной основе между Б.Н. Ельциным и Б.Клинтоном осуществляется обмен посланиями и письмами, проводятся телефонные разговоры.
          9-12 марта 1998 г. в США прошла юбилейная Х сессия межправительственной Российско-Американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству, а 23-24 июля 1998 г. в Москве рабочая встреча ее сопредседателей – Председателя Правительства РФ и Вице-президента США. 17 нояб. 1998 г. Председатель Правительства РФ встретился с Вице-президентом США на форуме АТЭС в Малайзии, а 29 янв. 1999 г. – на Всемирном экономическом форуме в Давосе.
          Важную роль играют регулярные переговоры на уровне Министра иностранных дел России и Государственного секретаря США, позволяющие активно продвигаться по ряду ключевых направлений. В 1996-99 гг. состоялось более 30 раундов переговоров.
          Постоянно совершенствуется договорно-правовая база российско-американских отношений. Завершается процесс инвентаризации двусторонних соглашений, остающихся в силе после 1991 г. Разработаны новые договоренности, отражающие сегодняшний уровень отношений между Москвой и Вашингтоном (о воздушном сообщении, взаимной правовой помощи по уголовным делам и др.), а также определяющие правовой статус новых направлений двустороннего сотрудничества. Идет переговорный процесс по проблемам морского судоходства, рыболовства в Беринговом море и т.д. С 1991 г. заключено свыше 200 российско-американских межправительственных и межведомственных соглашений.
          
Диалог по международным делам ведется по всему кругу проблем, включая глобальные вызовы и проблемы международной безопасности, и предполагает плотное взаимодействие в рамках международных форумов, прежде всего в ООН и «восьмерке» .
          В последнее время на центральное место выходят вопросы урегулирования конфликтных ситуаций в различных районах мира, в том числе на Балканах.
          Силовая акция НАТО против Югославии стала серьезным испытанием для российско-американских отношений, поставив под угрозу наработанный ранее позитивный потенциал двустороннего сотрудничества. При резких разногласиях по поводу бомбардировок СРЮ нам удалось избежать обвального ухудшения отношений. Их фундаментальные основы остаются незыблемыми.
          Выход в конечном итоге на политическое урегулирование косовского кризиса свидетельствует о том, что, действуя сообща, Россия и США даже в самых сложных ситуациях могут находить решения, отвечающие своим национальным интересам, международной стабильности в целом.
          Встреча Президентов Б.Н.Ельцина и Б.Клинтона в Кельне открыла новую посткризисную страницу в отношениях между Россией и США, позволила начать процесс восстановления прежнего уровня конструктивного взаимодействия в мировых делах.
          Актуальность и приоритетность сохраняет задача минимизации для России негативных последствий расширения НАТО. Участие России в работе учрежденного Основополагающим Актом Совместного Постоянного Совета Россия-НАТО не изменило негативную позицию нашей страны в отношении планов расширения альянса. Возражая против натоцентризма в Европе, Россия предлагает сконцентрировать усилия на создании новой архитектуры европейской безопасности, где ОБСЕ играла бы системообразующую роль, и отражении такого подхода в разрабатываемой Хартии европейской безопасности. Отдельно стоит вопрос об отношениях с НАТО как с организацией. Они могут быть рассмотрены после проговора всего круга обязательств сторон по Основополагающему Акту и механизма их соблюдения.
          Ряд трудностей в нашем диалоге с США связан с их практикой двойных стандартов в отношении интеграционных процессов в СНГ и правозащитной ситуации в странах Балтии, со стремлением американцев добиваться экстерриториального применения своих внутренних законодательных актов (закон Хелмса-Бэртона, ужесточающий режим эмбарго против Кубы, и закон Д'Амато-Кеннеди о санкциях против иностранных компаний, сотрудничающих с Ираном и Ливией в нефтегазовой области). В диалоге с США по этим и другим острым вопросам российская сторона выдерживает принципиальную линию на обеспечение защиты своих интересов без скатывания к конфронтации.
          Взаимодействие с США в военно-политической области остается ключевым фактором обеспечения стратегической стабильности. В ходе кельнского саммита «восьмерки» 20 июня 1999 г. Президентами двух стран было принято Совместное российско-американское заявление по СНВ-ПРО, в котором Россия и США подчеркнули важность дальнейших сокращений СНВ в условиях сохранения Договора по ПРО в качестве краеугольного камня стратегической стабильности. Стороны выразили готовность всемерно содействовать успешному завершению ратификационных процессов в своих странах в отношении Договора СНВ-2 и условились начать обсуждение Договора СНВ-3 и Договора по ПРО в конце лета 1999 г., что было подтверждено 27 июля 1999 г. в Совместном заявлении по итогам встречи в Вашингтоне Сопредседателей Российско-Американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству Председателя Правительства РФ и Вице-президента США .
          Кроме того, в ходе этих контактов на высшем уровне, Россия и США подтвердили свою решимость тесно сотрудничать с целью укрепления режимов нераспространения ОМУ и средств его доставки, а также развивать меры, способствующие дальнейшему укреплению стратегической стабильности и международной безопасности. Было, в частности, обращено внимание на необходимость ускорить реализацию ранее согласованных мер по обмену уведомлениями о готовящихся пусках ракет и информацией раннего предупреждения, а также на создание соответствующего совместного центра.
          Важным свидетельством обоюдного стремления сторон активно взаимодействовать в деле утилизации сокращаемых нами вооружений стало своевременное продление на очередные семь лет зонтичного Соглашения (истекало 17 июня 1999 г.), регулирующего нашу двустороннюю деятельность по Программе совместного снижения угрозы (Программа Нанна-Лугара).
          Вместе с тем, неполное соблюдение со стороны США ряда положений Договора СНВ-1, а также возрастающая активность Вашингтона по практической реализации противоспутниковых и противоракетных программ, идущих вразрез с Договором по ПРО, может поставить под вопрос не только комплекс договоренностей по СНВ-ПРО, но и весь процесс контроля над вооружениями и разоружения. Подписание 23 июля 1999 г. Президентом США Б.Клинтоном одобренного ранее конгрессом закона «О национальной противоракетной обороне» (НПРО) стало еще одним шагом по возведению в ранг официальной политики США планов «развертывания в кратчайшие технологически возможные сроки системы эффективной НПРО» . Окончательное решение на этот счет, как ожидается, будет принято в 2000 г.
          Кроме того, серьезным раздражителем в наших отношениях по-прежнему остается вопрос о сотрудничестве российских организаций с Ираном. США продолжают придерживаться здесь жесткой линии, фактически увязывая данный вопрос с развитием нашего двустороннего взаимодействия по ряду экономических направлений, в частности в космической сфере. Вместе с тем, за последнее время здесь наметились и определенные позитивные сдвиги.
          В 1998 г., в том числе и с целью снятия американских озабоченностей по этому вопросу, был создан дополнительный механизм сотрудничества в области нераспространения и контроля за экспортом чувствительных технологий – учреждены экспертные группы по ядерным вопросам, ракетной и космической технологий, всеобъемлющему контролю, контролю за передачей обычных вооружений, по правоприменению, таможенным вопросам и лицензированию.
          В Совместном заявлении Сопредседателей российско-американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству, принятому 27 июля 1999 г. по итогам встречи Председателя Правительства РФ с Вице-президентом США в Вашингтоне, была дана высокая оценка достигнутому уровню российско-американского сотрудничества в сфере нераспространения и экспортного контроля, отмечен достигнутый за последнее время Правительством России прогресс в деле укрепления национальной системы экспортного контроля. В этой связи Сопредседатели выразили приверженность реализации намеченных ранее планов действий и договорились продолжать тесное взаимодействие для достижения общих целей в области нераспространения.
          Российско-американский диалог по экономическим вопросам активно ведется и в рамках международных организаций и многосторонних механизмов (МВФ, МБРР, «восьмерка» и др.). В последнее время круг этих механизмов расширился за счет вступления России в Парижский клуб кредиторов и АТЭС. Идет также активная работа, направленная на оформление нашего вступления в ВТО и ОЭСР.
          Важным самостоятельным направлением двустороннего сотрудничества с США становится взаимодействие в борьбе с организованной преступностью. В фев. 1996 г. вступило в силу Соглашение о сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам. 17 июня 1999 г. в Москве подписан Договор о взаимной правовой помощи по уголовным делам, который призван существенно расширить рамки совместных действий двух стран в этой области. Создана двусторонняя рабочая группа по правоохранительной тематике. Ее первое заседание состоялось в мае 1999 г. в Москве. Осуществляется взаимодействие двух стран в этой сфере в рамках «восьмерки» .
          Становление в России рыночной экономики и децентрализация двусторонних отношений вносят свои коррективы в устоявшиеся формы контактов и связей между госучреждениями, ведомствами и общественными организациями двух стран. Значительно увеличилось количество российских ученых и студентов в вузах США. В реализации партнерского сотрудничества участвуют практически все регионы и штаты двух стран.
          В рамках реализации инициативы Б.Н.Ельцина в области подготовки управленческих кадров началось осуществление программы стажировки российских менеджеров в США. В ходе Х сессии Российско-Американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству американская сторона заявила о готовности принять до 500 российских стажеров. Американские представители в принципе подтверждают намерение до конца 1999 г. выполнить свои обязательства по приему российских специалистов. Однако из-за позиции конгресса, вопреки договоренности, достигнутой в марте 1998 г. в ходе заседания Комиссии, они отказывают в стажировке российским кандидатам из числа госслужащих, а также пошли на снижение общего числа принимаемых стажеров (до 390 чел.).
          В то же время в мае 1999 г., по инициативе конгресса, в рамках Закона о дополнительных ассигнованиях на текущий ф.г. выделено 10 млн.долл. на новую программу стажировок в США для «перспективных российских лидеров», представляющих различные уровни госуправления (до 3 тыс.чел. в течение года).
          Развиваются российско-американские межпарламентские связи. Сегодня они включают в себя обмены парламентскими делегациями, поездки сотрудников аппаратов комитетов, развитие прямых связей между информационно-техническими службами Федерального Собрания РФ и Конгресса США. В 1997-98 гг. было проведено четыре заседания рабочей группы «Дума-Конгресс», созданной с целью «обеспечения координации законотворческой деятельности парламентов двух стран» и улучшения взаимопонимания между ними. Условлено продолжить регулярный межпарламентский диалог в этом формате по основным вопросам двусторонней повестки дня и международной политики. 30 апр.-1 мая 1999 г. в Вене состоялась встреча группы «Дума-Конгресс», посвященная ситуации вокруг Югославии.
          Экономические отношения между Россией и США. Эти отношения развиваются в целом по восходящей, что выражается в росте товарооборота, расширении спектра и географии делового сотрудничества.
          Договорно-правовая база. Ее основу составляют Соглашение о торговых отношениях от 1 июля 1990 г. (вступило в силу в 1992 г.), предусматривающее взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле, и Договор об избежании двойного налогообложения на доходы и капитал (вступил в силу в 1994 г.).
          После принятия в 1993 г. закона «О дружбе с Россией и другими новыми независимыми государствами» в США было пересмотрено более 70 законодательных актов дискриминационного характера. На Россию распространена Генеральная система торговых преференций США, что сделало значительную часть нашего экспорта беспошлинной.
          Торговля. По итогам 1998 г. США стали вторым по значимости (после Германии) торговым партнером России. В 1998 г., согласно данным минторга США, объем двусторонней торговли составил 9,3 млрд.долл. – на 1,7 млрд.долл. (23%) больше, чем в 1997 г. При этом экспорт России в США возрос на 33,5% и достиг 5,7 млрд.долл., а импорт увеличился на 8,8% – до 3,5 млрд.долл. Соответственно, положительное сальдо внешнеторгового баланса возросло на 115% и достигло 2,1 млрд.долл.

Торговля США с Россией (в млн.долл.):

  1997г. 1998 г. 1998 г.(I-V) 1999г.(I-V) (I-V)1999 г. (I-V)1998 г.(в%)
Товарооборот 7495 9217 3910 2847 72,8
Экспорт США 3205 3542 1687 506 29,9
Импорт США 4290 5675 2222 2341 105,3

          В I кв. 1999 г. товарооборот сократился на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 1,5 млрд.долл. При этом экспорт России уменьшился на 4,3% и составил 1,2 млрд.долл., импорт – на 73,6% до 0,28 млрд.долл. Положительное сальдо России в торговле с США увеличилось в указанный период в 4,7 раза и достигло 0,93 млрд.долл.
          Более 80% российского экспорта в США составляют сырьевые товары, в т.ч. черные и цветные металлы, драгоценные и полудрагоценные камни, соединения драгметаллов, радиоактивные элементы, рыба и морепродукты, продукты неорганической химии, удобрения, минеральное топливо.
          Крупнейшие позиции импорта из США – авиатехника, продовольствие, электооборудование и электроника, транспортные средства, табачные изделия, фармпродукты, пластмассы и изделия из них.
          Основные проблемы торговых отношений. В торговых отношениях с США сохраняется ряд серьезных проблем. Начатое в конце 1998 г. антидемпинговое расследование в отношении поставок горячекатаных стальных рулонов из России удалось приостановить только ценой подписания соглашений, вводящих количественные и ценовые ограничения на поставки этой и других видов стальной продукции на американский рынок.
          Сохраняются введенные ранее антидемпинговые пошлины на поставки российского карбамида, феррокремния, феррованадия и магния. Количественным ограничениям подвергается экспорт и ряда других российских товаров (урановая продукция, спортивное и охотничье оружие и боеприпасы к нему и т.д.).
          Продолжают действовать нетарифные барьеры (квотирование) в отношении ряда российских товаров и услуг (например, по запускам спутников). Остаются ограничения и на поставки в Россию высокотехнологичной продукции, прежде всего суперкомпьютеров.
          Несмотря на бессрочную приостановку с 1994 г. действия дискриминационной поправки Джексона-Вэника в отношении России, обязательство администрации поставить перед конгрессом вопрос о законодательном оформлении окончательного вывода России из-под действия поправки не реализовано.
          Инвестиционное сотрудничество. В Госреестре России зарегистрировано 3 тыс. российско-американских СП (17% от общего числа СП). Основные сферы деятельности СП – добыча и переработка нефти, финансово-кредитная сфера, машиностроение, конверсия, транспорт, торгово-посреднические и консультационные услуги, производство с/х продукции, стройматериалов, потребительских товаров.
          Вступили в силу соглашения по освоению сахалинских нефтяных месторождений (стоимостью соответственно 15 и 12 млрд.долл.), прорабатываются проекты по Тимано-Печорек (20 млрд.долл), Приобскому (11 млрд.долл.) и другим месторождениям с участием американских компаний «Мобил», «Тексако», «Маратон», «Макдермот», «Амоко» .
          АК им.Ильюшина и американские компании «Пратт-Уитни» и «Рокуэлл-Коллинз» работают по проекту Ил-96 М/Т (объем инвестиций 921 млн.долл.). На Елабужском автозаводе налажено совместное с «Дженерал Моторс» производство легковых автомобилей. В Ленинградской обл. планируется производство легковых автомобилей «Форд» мощностью 150 тыс. в год. Инвестиции в рамках первого этапа проекта оцениваются в 160 млн.долл.
          Что касается американских портфельных инвестиций, то тенденция 1995-97 гг. на резкое увеличение их притока в конце 1997 г. сменилась на противоположную: наблюдается значительный отток американских капиталов из России.
          Проблемным вопросом в области инвестиционного сотрудничества остается ратификация подписанного в 1992 г. российско-американского Договора о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Госдума имеет серьезные возражения против ратификации Договора в его нынешнем виде.
          Содействие США экономическим реформам в России осуществлялось в три этапа. На первом – до конца 1992 г. – предоставлялась преимущественно гуманитарная помощь; на втором – до конца 1994 г. – приоритет отдавался консультативно-техническому содействию (гуманитарная помощь практически не оказывалась); на третьем (с 1995 г.) – делается упор на содействие торговле и инвестициям, реализации программ по содействию строительству рыночной инфраструктуры. При этом объем прямой помощи России сокращался – с 1,6 млрд.долл в 1994 г. до 136,7 млн.долл. в 1996 г. На 1997 г. России было выделено 95,3 млн.долл., в 1998 г. – 129,1 млн.долл. В 1999 г. на эти цели принято решение ассигновать 195 млн.долл.
          Российско-Американская комиссия по экономическому и технологическому сотрудничеству создана по решению Ванкуверского саммита (апр. 1993 г.). Она координирует работу 8 комитетов: по развитию делового сотрудничества, энергетической политике (подкомитеты по ядерной и неядерной энергетике), космосу, конверсии, охране окружающей среды, науке и технологиям, здравоохранению, АПК, а также консультативного форума по рынкам капитала и рабочих групп по различным комплексным вопросам двустороннего сотрудничества. Идет работа по созданию комитета по ядерной энергетике.
          Состоялось десять сессий Комиссии (последняя из них – в марте 1998 г.). По итогам сессий согласовано более 200 двусторонних документов. 23-24 июля 1998 г. в Москве проведена рабочая встреча сопредседателей Комиссии. В рамках подготовки к проведению XI сессии в марте 1999 г. в Вашингтоне прошли заседания ряда комитетов и рабочих групп Комиссии. 27 июля 1999 г. в Вашингтоне состоялась встреча сопредседателей Комиссии, по итогам которой было принято Совместное заявление, в котором определены приоритеты работы Комиссии на ближайший период.
          Особенности американского экспорта в Россию (с разбивкой по отдельным штатам США). Как показывает анализ, в 1998 г. в американском экспорте в Россию произошел ряд изменений, среди которых прежде всего следует отметить заметное усиление роли штатов Западного побережья США. Согласно данным Массачуссетского института социальных и экономических исследований, на первое место по объему поставок товаров в РФ уверенно вышел шт. Вашингтон (1078 млн.долл.). Впервые за последние годы в российско-американской торговле появился штат, объем экспорта которого превысил 1 млрд.долл. Увеличение произошло за счет резкого роста по статье «Транспортное оборудование», включающей в себя авиатехнику «Боинг» .
          На второе место вышла Калифорния (423 млн.долл.), рост экспорта которой составил 38%, главным образом благодаря дальнейшему расширению поставок электронной техники. Бoлee высокими темпами, чем в среднем по США, в 1998 г. рос экспорт в Россию и из шт. Орегон (16% против 9%). Исключение составил штат Аляска, по которому имело место сокращение экспорта на 19%.
          В итоге доля штатов Западного побережья в общеамериканском экспорте в Россию достигла в 1998 г. 43% против 18% в 1997 г., а объем экспорта превысил 1,5 млрд.долл. Основная причина возрастания роли Западных штатов в торговле с Россией «заключается в том, что в связи с азиатским кризисом бизнес Западного побережья США стал более активно искать новые рынки сбыта своей продукции, в т.ч. в России. Одновременно это означает, что российский рынок обладает для компаний Запада США значительным неиспользованным потенциалом.
          В 1998 г. среди штатов, занимающих ведущие позиции по объему экспорта в Россию, произошел также ряд других изменений. Так, Техас (365 млн.долл.) и Вирджиния (268 млн.долл.) отошли соответственно на 3 и 4 места, уступив лидерство шт. Вашингтон и Калифорния. На 5-е место с 7-го переместилась Флорида (197 млн.долл.). Штат Нью-Йорк сохранил за собой 6-е место с объемом экспорта 150 млн.долл.
          Несколько упрочили свои позиции (7-8 места) Нью-Джерси и Иллинойс, замыкающие число штатов, у которых поставки товаров на российский рынок превышали в 1998 г. 100 млн.долл.
          В первую десятку в прошлом году сумели войти также Аризона и Джорджия. В то же время из лидирующей группы экспортеров выбыли шт. Миссисиппи (с 4 на 33 место) и Луизиана (с 8 на 27-е).
          Экспорт большинства штатов в Россию имеет ярко выраженную специализацию. Наиболее заметно эта особенность проявилась в 1998 г. в шт. Флорида, в котором 91% экспорта составила продукция сельского хозяйства, Вашингтон (78% – авиатехника), Аризона (78% – электроника), Иллинойс (62% – промоборудование), Вирджиния (57% – табак).
          Хотя и не столь явно, однако аналогичная тенденция просматривается также и в штатах Калифорния (50% – электроника), Техас (38% – промоборудование и 35% – продовольствие) и Нью-Джерси (35% – химтовары).
          Наиболее доверсифицирован экспорт в РФ из шт. Нью-Йорк, основная статья которого, продукция полиграфпрома, составляет всего 21%. Равномерно, хотя и в небольших объемах, представлены здесь также продовольствие, транспортное, промышленное и электронное оборудование.
          Обращает на себя на внимание значительная концентрация американского экспорта в Россию в нескольких ведущих штатах. Так, в 1994-98 гг. в десятку лидеров неизменно входили Калифорния, Вашингтон, Техас, Вирджиния, Нью-Йорк, Иллинойс. В этот период на их долю приходилось в среднем более 50% всего американского экспорта в Россию, а в 1998 г. эта доля превысила 2/3.

Экспорт в Россию (млн.долл.):

Штаты 1996г. 1997г. 1998г. % к 1998 г.
Всего: 3340,1 3288,7 3584,6 9
Вашингтон 181,2 248,4 1078,1 334
Калифорния 275,6 306,3 421,7 37,6
Техас 385,6 585 364,8 -37,6
Вирджиния 415,7 329,2 268,3 -18,4
Флорида 137,9 177,2 197,5 11,4
Нью-Йорк 183,4 187,6 149,8 -20,1
Нью-Джерси 70,1 87,37 128 46,5
Иллинойс 74 123,5 115,1 -6,8
Аризона 7,4 16,63 87,5 426,4
Джорджия 44,3 74,9 80,6 7,5


Экспорт в Россию штатов Западного побережья США (млн.долл):

Штаты 1996 г. 1997 г. 1998 г.
Вашингтон 181 248 1078
Калифорния 276 306 422
Орегон 18 21 24
Аляска 114 29 24
Гавайи - - -
Итого: 5 штатов 589 604 1548
Весь американский экспорт 3340 3289 3585
% доля штатов зап.побережья 17,6 18,4 43,2


Доля 6 ведущих шт. США (Вашинггон, Калифорния, Техас, Вирджиния, Нью-Йорк, Иллинойс) в экспорте в Россию (млн.долл.):

  1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г.
Итого 6 шт. 61554 1506 1516 1780 2398
Весь амер. экспорт в РФ 2579 2826 3340 3289 3585
% 60,2 53 45 54 66,8

    О реализации программы подгтовки российских управленческих кадров. В соответствии с инициативой Президента России Б.Н.Ельцина в области подготовки управленческих кадров (президентский указ от 23.07.97) с американской стороной была достигнута договоренность о стажировке в США в 1998/99 уч.г. 500 российских специалистов. Национальными координаторами программы в США являются Информационное агентство США (ЮСИА) и Центр гражданских инициатив (ЦГИ). ЮСИА и ЦГИ подтвердили свою готовность обеспечить стажировку соответственно 260 и 130 кандидатам из России до конца авг. 1999 г.
          Технические условия обучения выглядят следующим образом: стажеры разбиваются на группы по 10 чел. преимущественно из одного региона; длительность стажировки – от 5 до 6 недель; учебная неделя состоит из 4 дней собственно практики на той или иной американской фирме и 1 дня семинарских занятий; учебные планы составляются американской стороной на основе заявок стажеров, при этом каждый из них может выбрать не более 2-х направлений специализации; медицинская страховка предоставляется американскими координаторами программы.
          Основными центрами реализации программы стали университеты Ю.Каролины (г.Колумбия), университет Сан-Франциско, университет Алабамы (г.Хантсвилл), калифорнийские университеты в Сакраменто и Хейворде. Так, университет Сан-Франциско принимает у себя три группы российских стажеров. Первая из них прошла стажировку в окт.-нояб. 1998 г., две последующие – в фев. и мае 1999 г. Приехавшие из России управленцы имели возможность на практике ознакомиться с методами и принципами деятельности ведущих компаний Сев. Калифорнии. Среди них: комбанк Сан-Франциско, Pacific Gas and Electric, East Bay International, Ticon Trading, TOSCO Refining и др. Подобная же схема стажировки сохраняется и в университете шт. Алабама в г.Хантсвилле. Там с 6 янв. по 6 фев. 1999 г. прошла стажировку группа из 10 чел. В программе обучения бухгалтерское дело, финансы, технология контроля за качеством, офис-менеджмент, маркетинг, паблик релэйшнз.
          Помимо университетов, в программе задействованы: советы по туризму Филадельфии, Чикаго, Колумбуса, неправительственные организации – российско-американский Фонд экономического сотрудничества (г.Сиэтл), Хартлэнд Интернэшнл (г.Чикаго), проект «Гармония» (г.Уэйстфилд, шт.Вермонт).
          На фоне децентрализации программ академического обмена между Россией и США программа подготовки российских управленцев является на данный момент наиболее мощным и динамичным элементом российско-американского сотрудничества в области образования. Американцы проявили заметный интерес к программе, задействовав в ней несколько десятков организаций различного профиля и выделив на ее реализацию только в 1998 г. 5 млн.долл.
          Побратимские связи. По состоянию на 1998 г. в США зарегистрировано 105 городов и округов, поддерживающих побратимские связи с нашей страной, из них 27 приходится на штаты Юго-запада США.

Российский город Побратим в США Штат
Находка Oakland Калифорния
Владивосток San Diego Калифорния
С.-Петербург Los Angeles Калифорния
Сочи Long Beach Калифорния
Сыктывкарский р-н Los Altos Калифорния
Заволжье San Bemardino Калифорния
Жуковский San Jasinto Калифорния
Снежинск Livermore Калифорния
Дмитров Berkeley Калифорния
Ново-Косино (Москва) City of Orange Калифорния
Переславль-Залесский Cupertino Калифорния
Горячий Ключ Maiysville Калифорния
Байкальск South Lake Tahoe Калифорния
Екатеринбург San Jose Калифорния
Тотьма Bodega Bay Калифорния
Барнаул Flagstaff Аризона
Кресты Salida Колорадо
Валдай Canon City Колорадо
Валдайский район Fremont County Колорадо
Смоленск Colorado Springs Колорадо
Нальчик Reno Невада
Саров Los Alamos Нью-Мексико
Биробиджан Beaverton Орегон
Иркутск Eugene Орегон
Хабаровск Portland Орегон
Рубцовск Grants Pass Орегон
Зея Baker City Орегон

          В 1998 г. побратимские отношения были зарегистрированы в Калифорнии между г.г. Снежинск и Ливермор, Горячий Ключ и Мэрисвиль, Тотьма и Бодега Бэй. В процессе установления побратимских связей с Московской обл. находится центр Силиконовой долины – округ Санта-Клара и технологический лидер Калифорнии – округ Орандж. Аналогичные переговоры ведутся и между г.г. Воткинск и Вест-Джордан.
          По итогам 1998 г. успешные программы трех российско-американских побратимских комитетов были отмечены в материалах Американской международной ассоциации породненных городов Sister Sities International, которая занимается координацией побратимских связей административно-территориальных единиц США в иностранных государствах.
          Города-побратимы Валдай (Новгородская обл.) и Кэнон-Сити (шт. Колорадо) сотрудничают в рамках разработанных в США программ борьбы с преступностью и взаимодействия населения с правоохранительными органами. В январе 1998 г. был запущен трехступенчатый механизм обменов между представителями администрации и правоохранительных органов двух городов.
          Г.г. Саров (Нижегородская обл.) и Лос-Аламос (шт. Нью-Мексико) успешно сотрудничают в рамках программы медицинских обменов. Они также разрабатывают проект усовершенствования помощи больным диабетом в Сарове параллельно с разработкой медицинской демографической статистики для города.
          Г.г. Воткинск и Вест-Джордан подписали меморандум о намерениях установить побратимские отношения в развитие контактов по линии военных инспекций НЦУЯО-ОСИА. Учитывая схожесть профиля деятельности городов, их администрации обсуждают вопросы обмена опытом по вопросам городского управления, содействия малому и среднему бизнесу, экономического развития и образования. В целях содействия укреплению связей между городами им выделен грант Американской международной ассоциации породненных городов.
          Также заслуживает внимания программа побратимского комитета «Окленд-Находка» . Уже на протяжении шести лет американская сторона организует поставку в г. Находка контейнеров с гуманитарной помощью. Помимо лекарств и медпрепаратов американцам удалось направить в Россию и современное медоборудование (при помощи филантропической хирургической ассоциации Heart to Heart).
          Несмотря на определенные позитивные результаты, достигнутые в развитии побратимских связей в 1998 г., здесь сохраняется еще немало проблем. Сложности формирования городских бюджетов, с которыми сталкиваются как российские, так и американские власти и побратимские комитеты на местах, в значительной степени определяют возникающие задержки в реализации конкретных программ, в первую очередь обменов и гуманитарной помощи. В этом аспекте есть смысл содействовать налаживанию прямых отношений между отдельными организациями, предприятиями, компаниями, вузами, школами, творческими коллективами российских и американских городов-побратимов.
          Российско-американская ТПП. Образована в 1990 г. в Нью-Йорке. Штаб-квартира расположена в Денвере, Колорадо. С 1994 г. президентом Палаты является Дебора Э.Палмиери.
          РАТП – частная некоммерческая организация, ставящая своей целью расширение американской деловой активности на российском рынке. Палата является крупнейшей в США ассоциацией, оказывающей экспертную помощь компаниям США, заинтересованным в ведении коммерческой деятельности в России. В ее состав входят компании «Локхид-Мартин», «ЗМ», «Эко Бэй Майнз», «Корнинг», «Сайпрес Эмэкс Минералз», «Фата Хантер», «Хэвенс Стил Компани», «Пепсико», «Ай-Би-Эм», «Хьюз Нетуорк Системз», «Филип Моррис», «Юнайтед Текнолоджиз» .
          РАТП проводит регулярные конференции по российской проблематике в Нью-Йорке, Вашингтоне, Калифорнии, Денвере. Поддерживает тесные связи с представителями российских деловых и политических кругов. В состав Американского консультативного совета РАТП входят известные политические деятели и сенаторы США, выступающие за развитие экономических связей с Россией.
          В 1997 г. в ходе саммита «восьмерки» в Денвере Палата выступила организатором круглого стола, в котором приняли участие Президент РФ Б.Ельцин и члены российской делегации.
          В окт. 1998 г. ежегодная сессия РАТП прошла в Москве.
          Американо-российский деловой Совет (АРДС). Создан в 1993 г., вскоре после упразднения Американо-советского торгово-экономического Совета. Председатель АРДС – крупный юрист, видный американский политический деятель, бывший посол США в Москве (1991-93 гг.) Роберт Страусс, президент – Юджин Лоусон. АРДС -общественная организация, высшим органом которой является Совет директоров, состоящий из 38 членов. В Совет входят 240 американских фирм, компаний и финансовых групп, имеющих деловые интересы в России. Штаб-квартира исполнительного секретариата Совета находится в г.Вашингтоне (тел. 202-739-9180, факс 202-659-5920).
          АРДС содействует разработке и принятию мер, способствующих расширению американских частных инвестиций в российскую экономику, а также налаживанию делового сотрудничества между американскими и российскими фирмами и предприятиями. Совет ведет работу по распространению официальной и деловой информации по вопросам российско-американского торгово-экономического сотрудничества, способствует прямому диалогу между американскими и российскими официальными и деловыми кругами; проводит семинары и конференции, а также содействует организации встреч членов и директоров АРДС с российскими высокопоставленными лицами.
          Печатный орган АРДС – ежемесячный журнал Russia Business.


|Европа| |Азия| |Африка| |Южная Америка| |Северная Америка| |Австралия и Океания|


|Home|
|Guestbook|
|Список стран|

© 1997-2001 by Alex E.Kapustin
E-mail: alex_koch@mail.ru
URL: www.kapustin.nm.ru

Hosted by uCoz