|
21.
Автомобильная промышленность США.
США
относятся к мировых лидерам автомобилестроения.
Предприятия этой страны выпускают 22% всех
автомобилей в мире. Объем годовой реализации
продукции американских предприятий в США и за
рубежом превышает 12 млн. единиц. В отрасли занято
почти 270 тыс.чел. Стоимость отгрузок продукции
достигает почти 228 млрд.долл.
Самые крупные
предприятия автомобильной отрасли США размещены
в штатах Среднего Запада вблизи Великих озер.
Каждый из следующих четырех перечисленных
штатов: Мичиган, Огайо, Миссури и Кентукки
производит свыше 1 млн. автомобилей в год. В
районе Детройта сосредоточены 19 предприятий
«Форд Моторс», «Дженерал Моторс» и
«Даймлер-Крайслер», которые выпускают более 3
млн. автомобилей в год.
Производство
автомобилей в США в 1998 г. сократилось в целом на
2,1% по сравнению с 1997 г. При этом выпуск легковых
автомобилей уменьшился на 6,1%, до 5,5 млн.шт., тогда
как производство грузовых автомобилей возросло
на 2,1% – до 6,26 млн.шт. Загрузка мощностей в отрасли
составляет около 90%. В результате, в структуре
продукции на легковые автомобили приходится уже
существенно менее половины. Ожидается, что в 1999 г.
производство грузовиков покажет прирост в
размере 3%, тогда как выпуск легковых автомобилей
по-видимому возрастет незначительно.
Влияние
процессов глобализации мирового рынка нашло
свое отражение в процессах концентрации
производства. Выпуск легковых и грузовых
автомобилей в Северной Америке монополизирован
тремя компаниями. За январь-май 1999 г. «Дженерал
моторе» произвела на североамериканских
предприятиях 2,2 млн. автомобилей (32,6%), «Форд
Мотор» – 1,8 млн. (26,5%) и «Даймлер-Крайслер» – 1,3
млн. (18,1%). На долю остальных фирм приходится всего
22,8% производства. В самих же США в выпуске
легковых автомобилей доля основных продуцентов
(в 1997 г.) составляла: «Дженерал моторс» – 38%, «Форд
Мотор» – 21%, «Крайслер» – 7,5%.
Средние и
тяжелые грузовики производят 7 компаний, однако
2/3 их выпуска приходится всего на 3 фирмы:
«Фрейтлайнер» (дочерняя «Даймлер-Бенц» ),
«Нэвистар» и «Форд» . В числе других продуцентов:
«Мэк», «Вольво/Дженерал Моторс», «Кенворс» (»
аккар» ), «Питербилт» (» аккар» ). Автобусы
производят 5 компаний, из числа которых
выделяется «Нэвистар» .
Под влиянием
процессов глобализации крупные американские
корпорации, включая «Дженерал моторе» и «Форд», в
интересах снижения издержек производства
переносят в Европу и Мексику часть своих
сборочных предприятий. С другой стороны многие
японские и европейские компании начали в 1990-е гг.
сборку своих автомобилей в США. Так, американские
предприятия компании «Хонда» произвели в 1997 г. 648
тыс. автомобилей, «Тойота» – 554 тыс., «Ниссан» – 279
тыс., «Мицубиши» – 185 тыс., «Субару» – 102 тыс.,
«Аутоэлианс/Мазда» – 100 тыс. и БМВ – 58 тыс.
Волна слияний с
инофирмами охватила в 90-е гг. американские
автомобильные концерны. «Крайслер» осуществил
слияние с компанией «Даймлер-Бенц» . «Форд»
установил эффективный контроль над компанией
«Мазда», ему принадлежат теперь фирмы «Ягуар»,
«Астон Мартин» и «Вольво» . «Дженерал моторс»
владеет половиной капитала шведской фирмы
«Сааб» и к концу текущего десятилетия намерен
установить над ней полный контроль. Эта компания
участвует также в капитале «Исузу» и «Сузуки» .
Торговля США
автомобилями не сбалансирована. В 1999 г., по
оценке, экспорт США продукции этой отрасли
составит 28 млрд.долл., тогда как импорт – 98,5
млрд.долл. В общем объеме экспорта автомобилей из
США на страны НАФТА приходится почти две трети (в
том числе на Канаду – 58%), страны Европы – порядка
11%, Японию и Китай – 9%. По импорту основными
торговыми партнерами США являются страны НАФТА
(Канада – 39 , Мексика – 13%), а также Япония (30%),
Германия и Ю.Корея. В целом экспортная квота по
автомобилям американского производства
составляет чуть больше 10%.
Легковые
автомобили американского производства в силу их,
как правило, повышенной комфортности, средней
надежности, а также более значительного по
сравнению с европейскими и японским моделями
потребления горючего, находят применение в
основном на внутреннем рынке США. Их экспорт
находится на уровне 520-540 тыс. в год (665 тыс. в 1985 г.).
В то же время популярность грузовиков
американского производства за границей растет. В
результате их экспорт расширился до почти 700 тыс.
штук против немногим более 300 тыс.шт. в начале 90-х
гг.
Основной рынок
сбыта для американских автомобилей – соседняя
Канада. Торговля с Канадой развивается на основе
внутрифирменного обмена предприятий «большой
тройки» американских автомобильных
транснациональных корпораций в интересах
расширения номенклатуры реализуемых в обеих
странах товаров. В 1997 г. США экспортировали в
Канаду 72 тыс. автомобилей и ввезли с канадских
предприятий 2,1 млн. автомобилей. После заключения
соглашения НАФТА отмечено расширение
американского вывоза также в Мексику. По
стоимости экспорт продукции автомобилестроения
США в Мексику возрос с 167 млн.долл. в 1993 г. до 2
млрд.долл. в настоящее время, однако импорт
возрос соответственно с 3,7 до 12,1 млрд.долл.
С начала 90-х гг.
свыше 30% внутреннего потребления США в
автомобилях удовлетворяется за счет их импорта.
В последние годы большую популярность на
американском рынке завоевали небольшие «джипы»,
а также компактные автомобили, выпускаемые в
основном европейскими и азиатскими фирмами.
Сдерживающим фактором для импорта в США из
развивающихся стран являются довольно высокие
требования по экологической защите. При этом из
всех американских штатов наиболее жесткие
требования по экологии установлены в Калифорнии.
Стратегия
японских предпринимателей нацелена на
перенесение производства популярных в США
моделей на американскую территорию, в том числе в
кооперации с фирмами «большой тройки» . Так,
предприятие «Нью Юнайтед Моторс Мэньюфекчуринг»
в г. Фримонт, штат Калифорния производит наряду с
«Шевроле Призм» автомобили «Тойота Корола» и
«Такома» . «Мицубиши» выпускает свои автомобили
на предприятии «Крайслер» в шт. Иллинойс.
«Вольво» кооперируется с «Дженерал моторе» по
тяжелым грузовикам. В последнее время японские
компании приступили к экспорту отдельных
моделей производимых ими в США автомобилей в
Японию. Торговля США с Японией автомобилями и
запчастями регулируется специальным
двусторонним соглашением, заключенным в 1995 г.
Перспективы для
дальнейшего расширения американского экспорта
оцениваются как не слишком благоприятные,
поскольку основной прирост спроса в начале
следующего тысячелетия ожидается на рынках
развивающихся стран и «нарождающихся
демократий», где большим успехом будут
пользоваться более компактные и менее
насыщенные «излишествами» европейские и
азиатские модели. В ближайшие годы объемы
выпуска автомобилей в США сохранятся примерно на
нынешнем уровне.
В России из
числа американских автомобильных компаний
наибольшую активность проявляют «Дженерал
Моторс» и «Форд» . В Елабуге ДМ реализует проект
организации сборки до 50 тыс. «Шевроле Блейзер» в
год. На первом этапе осуществляется
«отверточная» сборка лицензированных
автомобилей из комплектов деталей и узлов,
поставляемых американской фирмой. Параллельно в
этот период будут создаваться мощности
основного производства на ЕлАЗе и налаживаться
по кооперации производство штампованных деталей
кузова на КамАЗе. На втором этапе намечалось
освоение производства в Татарстане узлов и
агрегатов автомобиля, а в перспективе –
налаживание выпуска ежегодно до 300 тыс.
автомобилей «Опель Вектра» .
Однако
осуществление этого проекта столкнулось со
значительными трудностями. С дек. 1996 по дек. 1998 г.
с конвейера сходили автомобили, собранные
практически на 100% из американских частей. Объем
их сборки был доведен до около 500 джипов в месяц,
но с янв. 1999 г. американская компания была
вынуждена прекратить сборочные операции,
поскольку на складе предприятия скопилось
значительное число нереализованных автомобилей.
Имеются также
планы организации сборки автомобилей «Опель
Корса» или «Вектра» в Татарстане. Ведутся
переговоры с Эксимбанком США о кредите в 300
млн.долл. под развитие производства на ЕлАЗе.
Подписанный президентом Татарстана закон «О
свободной экономической зоне «Елабуга» на
территории ЕлАЗа», как ожидается, может
способствовать привлечению американских
инвестиций в реконструкцию предприятия.
"Дженерал
Моторс» ведет также переговоры с «ВАЗом» по
проекту СП «Опель-АвтоВАЗ» в целях налаживания
производства 30-60 тыс. автомобилей модели «Опель
Вектра» в год на предприятии в Выборге. Подписан
«меморандум о намерениях» с «АвтоВАЗом» о
налаживании выпуска до 35 тыс. автомобилей «Опель
Астра» в Тольятти. Реализация проекта с
инвестициями порядка 200 млн.долл. начнется не
ранее 2004 г.
В марте 1999 г.
достигнуто соглашение с компанией «Форд» о
создании сборочного производства в г. Всеволожск
в Ленинградской обл. на мощностях завода
«Русский дизель» . Предприятие будет рассчитано
на выпуск ежегодно 25 тыс. автомобилей модели
«Фокус» . «Форд» объявил о своих намерениях
инвестировать в этот проект 150 млн.долл. В отличие
от предприятия «Форда» в Белоруссии, где
осуществляется «отверточная» сборка, на
российском предприятии предполагается создание
сварочного, сборочного и окрасочного
производств. Компания «Форд-Кредит» в кооперации
со «Сбербанком» приступила к лизингу
американских автомобилей в Санкт-Петербурге. |