|
Дорогие Друзья,
Приглашаю 10 октября в 17.00 в зал
Института географии РАН, где намечено
учредительное собрание комиссии Московского
Центра Русского географического общества по
Интернету. Поскольку комиссии еще нет, в План МЦ
РГО включено вступительное слово "Российские
географы в Интернете: время решений".
Собранию предстоит обсудить проект
Программы ГЕОРУНЕТ (файл prgproj). и возможности
географов Москвы в реализации этой программы. В
организационном отношении надо будет образовать
московскую комиссию ГЕОРУНЕТ, выбрать ее Бюро и
выдвинуть 2 кандидатуры - на пост председателя
всероссийского комитета ГЕОРУНЕТ и на пост члена
этого комитета от Москвы.
Повестка дня:
1. В.В.Анненков. Российские географы в Интернете:
время решений.
2. Обсуждение проекта Программы содействия
российским географам в освоении Интернета
(Программа ГЕОРУНЕТ) на 2001-2005 гг.
3. Образование Московской комиссии ГЕОРУНЕТ
4. Обсуждение Плана работы комиссии (вложенный
файл 010plan)
5. Выборы Бюро комиссии и кандидата от Москвы на
пост председателя всероссийского комитета
ГЕОРУНЕТ при РГО
Проект Программы ГЕОРУНЕТ и тезисы выступления
В.В.Анненкова разосланы. Если кто-то из желающих
участвовать в работе Московской комиссии
ГЕОРУНЕТ не имеет этих документов, запросите по
адресу vann@mail.ru
Сообщите, пожалуйста:
а) будете ли работать в московской комиссии
ГЕОРУНЕТ?
б) придете ли на собрании 10 октября?
в) по каким вопросам хотели бы выступить 10
октября?
Анненков Владимир Владимирович
План
работы Московской комиссии ГЕОРУНЕТ на 2000-2001 г. |
|
Октябрь 2000 г. -
Учредительное собрание комиссии
Ноябрь 2000 г. - Каталогизация ресурсов РУНЕТА по
географии
Декабрь 2000 г. - Интернет-образование учителей
географии
Январь 2001 г. - Проект веб сайта Московской
комиссии ГЕОРУНЕТ
Февраль 2001 г. - Интернет-образование географов в
вузах
Март 2001 г. - Опыт и проблемы географических
исследований Интернета
Апрель 2001 г. - Образы России и ее регионов в
Интернете
Май 2001 г. - Итоги первого и перспективы второго
года ГЕОРУНЕТ |
Российские
географы в Интернете: время решений (тезисы для
обсуждения на собрании в Московском центре РГО 10
октября 2000 г.) |
|
В.В.Анненков
(vann@mail.ru)
1. Быстрое развитие Интернета и его
социальных последствий бросает вызов сообществу
географов даже в большей мере, чем сообществам в
естественных и технических науках, идущих в
авангарде информатизации. Географам надо не
только освоить технологии и информацион-ные
ресурсы Интернета по специальности, но и
исследовать неравномерность развития
инфраструктуры и Интернет-культуры в земном
пространстве, осмыслить роль Интернета в жизни
географической оболочки нашей планеты.
2. Российские географы еще отстают
от этих требований. Освоение Интернет-технологий
включено в стандарты подготовки географов в
классических университетах, но пока отсутствует
в подготовке учителей географии в педвузах. Что
касается информационных богатств Интернета, то
лекционных курсов и семинаров по ним для
географов практически нет и в классических
университетах, как нет и публикаций тематических
обзоров Интернет-ресурсов в географических
журналах..
Географические исследования
Интернета в России только начинаются и пока
касаются преимущественно инфраструктуры сети. В
2000 г. форми-руется первый большой (по
отечественным меркам) каталог российских
ресурсов по географии (http://catalog.aport.ru/rus/themes.asp?id=228),
его перспектива основана на договоре между
Интернет-каталогом Атрус и Институтом географии
РАН. Сложнее с изучением воздействия Интернета
на социально-географические процессы (торговлю,
образование, межгород-ские и внутригородские
связи и пр.): пока ни в одном центре нет
"крити-ческой массы" для таких исследований.
Их перспектива, скорее всего, будет основываться
на всероссийских и международных сетевых
проектах.
3. Освоение Интернета сдерживается
отсутствием объединений геогра-фов для этой цели
как на местах, так и во всероссийском масштабе.
Пер-вый шаг к такому объединению предпринят на Х1
съезде Русского геогра-фи-ческого общества
(Архангельск, 31 августа 2000 г.). В докладе намечена
программа действий в развитие архангельских
решений. |
Программа
содействия российским географам в освоении
интернета (Программа ГЕОРУНЕТ) на 2001-2005 гг. |
|
Проект Программы подготовлен на основе решений
тематического собрания "Интернет и российские
географы", прошедшего 31 августа 2000 г. в рамках
Х1 съезда Русского географического общества в
Архангельске. Намечены направления усилий по
приобщению российских географов к работе в
глобальной компьютерной сети. Обсуждение
проекта в региональных отделах РГО призвано дать
толчок осмыслению и использованию возможностей
Интернета. После обсуждения проект
предполагается представить на рассмотрение
Ученого Совета РГО в ноябре 2000 г.
1. Организация и телекоммуникация
1.1. В 2000 г. начать формирование в региональных
подразделениях РГО комиссий ГЕОРУНЕТА (Рунет -
Российский Интернет).
1.2. На Ученом Совете РГО в ноябре 2000 г. образовать
всероссийский комитет ГЕОРУНЕТА с задачами
объединения географов, работающих (и желающих
работать) в Интернете, содействия
Интернет-образованию географов, систематизации
русскоязычных информационных ресурсов
Интернета для образования и науки, развертыванию
исследований Интернета и его влияния на
социально-географические процессы.
1.3. Региональным комиссиям ГЕОРУНЕТА стремиться
к тому, чтобы все географы-пользователи
Интернета имели личные электронные адреса (в т.ч.
на mail.ru и др. сайтах, предоставляющих бесплатную
электронную почту).
1.4. В 2000 г. приступить к созданию региональных и
всероссийского банков адресов электронной почты
российских географов.
1.5. Ежегодно проводить всероссийские встречи
географов по вопросам освоения Интернета. Первую
такую встречу провести в 2001 г. на конференции по
картографии.
2. Интернет-подготовка и переподготовка
географов
2.1. В 2001 г. разработать программы и пособия для
подготовки обозревателей ресурсов Интернета по
географическим специализациям и для
переподготовки учителей географии и вузовских
преподавателей для использования Интернета в
преподавании географии.
2.2. Региональным отделам РГО проводить заочные
курсы и очные летние школы освоения Интернета
учителями географии и преподавателями вузов.
2.3. Географическим факультетам и кафедрам вузов в
ближайшие годы. подготовить руководителей
семинаров по информационным ресурсам Интернета
для разных уровней высшего географического
образования. По мере подготовки кадров включать
курсы по информационным ресурсам Интернета в
учебные планы географических специальностей.
2.4. Научно-методическим советам по
географическому образованию при УМО
классических и педагогических университетов и
других вузов рассмотреть возможности включения
курсов по информационным ресурсам Интернета в
образовательные стандарты по географии.
3. Исследования Интернета и его воздействия на
социально-географические процессы.
3.1 Развернуть каталогизацию и оценку
информационных ресурсов Интернета, прежде всего
Рунета, для географического образования и науки.
Использовать для этой цели договор Института
географии РАН с Интернет-каталогом Атрус и
искать возможности заключения подобных
договоров с другими Интернет-компаниями.
3.2 Продолжить начатые экономико-географами МГУ
исследования развития инфраструктуры Интернета
с учетом перспективы доступа сельских
местностей в сеть через спутники связи.
3.3 Выявить круг специалистов в области
социально-экономической географии, готовых
приступить на основе всероссийских сетевых
проектов к исследованиям проблем влияния
Интернета на социально-географические процессы.
Использовать трибуну РГО и его региональных
отделов для обсуждения проектов таких
исследований.
3.4 Совершенствовать представление России, ее
регионов, городов и сельских местностей в
Интернете на основе методологии отечественной
школы комплексного страноведения. Использовать
ресурсы Рунета для исследования тенденций
развития российских регионов на этапе перехода
от индустриального к информационному обществу.
4. Международное сотрудничество географов через
Интернет.
4.1 Наладить связи с группами зарубежных
географов, изучающих Интернет и его
использование для географического образования и
науки.
4.2 Развивать сетевые образовательные и научные
проекты с зарубежными географами. |
|