|
5.
Авиация Великобритании.
Правительство уделяет большое внимание
вопросам совершенствования организации
воздушного движения (ОВД), которая считается
одной из самых эффективных в мире и обеспечивает
высокую степень безопасности полетов.
Головным органом, отвечающим за все вопросы ОВД в
стране, включая систему управления воздушным
движением (УВД), является Агентство гражданской
авиации. Большая часть из 6200 сотрудников
агентства работает в принадлежащей ему компании
NATS (National Air Traffic Services), которая отвечает за все
вопросы управления воздушным движением на
территории страны, включая диспетчерские службы,
радиосвязь и навигацию. Компания NATS осуществляет
управление как гражданскими, так и военными
самолетами, и в последней части подотчетна МО
Великобритании.
Бюджет Агентства формируется из средств
выделяемых правительством, взносов частного
сектора (в частности, авиапрома), а также оплаты
предоставляемых услуг. Оборот финансовых
средств в 1996-97 году составил 592 млн. ф.ст.
В качестве основных задач, возложенных
государством на Агентство гражданской авиации,
определены следующие.
Обеспечение безопасности полетов, включая:
проверку летнопригодности авиационного парка и
технического состояния систем управления;
лицензирование летного состава, авиаинженеров,
авиадиспетчеров и аэродромов: сертификацию
национальных авиалиний, самолетов, оборудования
и систем обеспечения в соответствии с
разработанными стандартами.
Проведение экономического регулирования,
включая: лицензирование маршрутов движения;
утверждение цен на авиаперевозки за пределами
Евросоюза; регулирование цен на услуги
аэропортов; лицензирование организаций,
занимающихся авиаперевозками.
Управление воздушным движением (через компанию
NATS).
Консультирование правительства по вопросам
гражданской авиации.
Агентство также формирует государственную
техническую политику в своей области, ведет
экономические и научные исследования, в том
числе на контрактной основе с университетами и
частными компаниями.
С целью улучшения координации между гражданской
и военной диспетчерскими службами компания NATS и
оборонное ведомство подписали соглашение, в
котором конкретизированы их взаимоотношения и
зоны ответственности. В частности, положительную
оценку получила практика включения военных
диспетчеров в дежурную диспетчерскую смену
центра УВД, которая достаточно давно
используется в самой насыщенной авиатранспортом
юго-восточной зоне страны. Предполагается данный
опыт распространять и на другие зоны.
Для решения задачи более эффективного
использования гражданских и военных
навигационных систем был сформирован совместный
комитет по навигации (Joint Air Navigation Services Council), в
состав которого вошли представители NATS,
Агентства и военной диспетчерской службы.
Совершенствование системы ОВД и органов ее
управления будет продолжаться и дальше. Это
вызвано предполагаемым значительным ростом
воздушных перевозок (на 55% за период с 1995 по 2010
год) и необходимостью привлечения
дополнительных инвестиций (в первую очередь из
частного сектора) для модернизации системы УВД и
строительства нового центра управления в
Шотландии (общая стоимость программы - 800 млн. ф.
ст.).
В начале 1997 года правительством консерваторов
был поставлен вопрос о приватизации компании NATS,
что позволило бы компании активнее привлекать
частные инвестиции в строительство и
модернизацию оборудования центров УВД и на
улучшение сервисного обслуживания. В настоящее
время данный вопрос активно обсуждается, но пока
новое правительство лейбористов склоняется к
варианту использования схемы, основанной на
привлечении средств из авиационной национальной
индустрии и частного сектора, но без изменения
государственного статуса компании.
При любом варианте правительство не планирует
выделение бюджетных средств на строительство
шотландского центра УВД. Оно также ставит перед
Агентством гражданской авиации и компанией NATS
вопрос так, что все проекты, связанные с
капитальным строительством, должны
финансироваться за счет частных инвестиций. |