|
10.
Транспорт. Авиация.
Проведение
Всемирной выставки «ЭКСПО-98» летом 1998 года
стимулировало комплекс работ по
совершенствованию всех видов транспорта и
коммуникаций. Европейский союз на протяжении 5-6
последних лет выделял инвестиции, способные
устранить отставание транспортной сети
Португалии от партнеров по ЕС.
Морской
транспорт. За 1997 год объемы грузооборота
незначительно увеличились (5%) и составили 61 млн.
тонн: доставлено в страну – 44, вывезено – 17 млн.
тонн. Всего в стране насчитывается 357
транспортных судов общим водоизмещением 952 тыс.
брутто регистровых тонн. За минувший год в портах
страны обработано 14866 судов. Перевезено
пассажиров – 556 тыс., в т. ч. 206 тыс. транзитных. Из 19
портов страны, наиболее значимыми по объему
грузопотоков являлись в 1997 г. следующие.
Порт Лиссабона.
В 1997 г. произведена реконструкция пассажирских
причалов, направленная на увеличение потока
судов обслуживающих местные линии.
Грузооборот
порта снизился почти на 10% и составил 11,5 млн. тонн.
Среди грузов преобладали контейнерные
перевозки. Из причин, послуживших снижению
грузооборота отмечены неудовлетворительные
связи порта с автострадами Севера и Юга страны, а
также низкая пропускная способность
железнодорожной ветки порта.
Порт Синеш.
Единственный порт, способный принимать и
обрабатывать крупнотоннажные суда, с осадкой до
22 метров. Насчитывает 4200 работающих. Обработано
более 2000 судов, с общим весом грузов (в основном
угля, нефти, нефтепродуктов и химических веществ)
– 21,4 млн. тонн.
Проводится
модернизация порта, направленная на быструю
обработку контейнеров различного объема,
продолжено строительство причала длиной 300
метров, а также линий по выгрузке угля.
Порт Лейшоеш.
Предназначен в основном для генеральных грузов,
автотранспорта и контейнеров. Грузооборот в 1997
году составил 13,3 млн. тонн. Объем пассажирских
перевозок незначительный – 32 тыс. за год.
Порт Сетубал.
Грузооборот порта составил 5 млн. тонн, рост 11% к
1996 году. Программа модернизации порта
предполагает инвестиции до 2000 года в объеме 7
млрд. эскудо (около 40 млн. долл.) для завершения
строительства контейнерного терминала и
укрепления береговой зоны г. Сетубала.
Порт Авейро.
Грузооборот порта составил 2,6 млн. тонн. Рост к 1996
году – 27%.
Порт Виана ду
Каштелу. Грузооборот порта возрос по сравнению с
1996 годом на 80% и составил более 0,5 млн. тонн.
Другие порты
континентальной части страны: Фигейра да Фос,
Портимао и Фаро, менее значимы. Их общий
грузооборот составил 4,4 млн. тонн.
Порты,
расположенные на Азорских островах и острове
Мадейра, предназначены в основном для
жизнеобеспечения населения островной части и
вывоза на континент с/х продукции, производимой
на островах. Их грузооборот составил
соответственно 1,7 и 1,5 млн. тонн.
Железные дороги.
Число работающих в отрасли – 13150 человек.
Протяженность сети железнодорожных линий
составляет 3065 км. Локомотивов – 275, в т. ч. дизелей
– 194, электровозов – 81. Вагонов – 5101, в том числе
пассажирских – 503 шт.
В 1997 г. возрос
объем грузовых перевозок на 12% и составил 9,61 млн.
тонн или 2342 млн. тонн/км, в т. ч. перевезено 34432
контейнера, общим весом 396 тыс. тонн. Структура
грузоперевозок распределилась следующим
образом: цемент – 26%, уголь – 18%, древесина – 16%,
бумага – 7%, контейнеры – 6%, минералы – 6%, другие
грузы – 21%
Инвестиции в
развитие железнодорожного транспорта в 1997 году
составили 48132 млн. эскудо (260 млн. долл.). Программа
модернизации данного вида транспорта до 2001 г.
включительно предусматривает общий объем
инвестиций в 666 млрд. эскудо (3,8 млрд. долл.).
Основными составляющими программы можно считать
следующие:
- реализация проекта движения поездов по мосту
через реку Тежу (1997-98гг.), общая стоимость проекта
245 млрд. эскудо (1,4 млрд. долл.);
- строительство моста через р. Доуру;
- модернизация линии на Бейра Алта (1998 г.);
- строительство ветки скоростного поезда
Лиссабон-Порту «Пендолино» со скоростью
движения 220 км/час, стоимость проекта 13,5 млрд.
эскудо (76,7 млн. долл.), готовность – апрель 1998 г.;
- строительство скоростной ветки между Порту и
Виго, со скоростью движения поездов 140 км/час,
ввод в эксплуатацию в 2002 году;
- сооружение новой ветки по Лиссабону и
пригородам до 1999 года, с предполагаемым
пассажиропотоком до 40 млн. человек в год;
- модернизация линий на Север и Юг страны,
интенсификация движения пригородных поездов
Лиссабон-Кашкайш и Лиссабон-Синтра,
строительство и реконструкция железнодорожных
мостов тоннелей и др.
Метрополитен.
Действующая в г. Лиссабоне сеть метрополитена
увеличилась в 1997 году на 4,2 км. и составила 26,2 км.
линий. Количество обслуживающего персонала – 2,1
тыс. человек, перевезено 123,9 млн. пассажиров.
Продолжаются работы по реализации проекта
строительства метро юга Тежу (MST).
В 1997 году
проведены конкурсы, определены кампании
Португалии, Франции, Италии, Германии и др. стран,
участвующие в реализации проекта создания метро
в г. Порту, распределены их зоны ответственности
и объемы инвестиций, которые составят 169 млрд.
эскудо (960 млн. долл.). Всего будет сооружено 4
линии общей протяженностью 70 км., первая из них
планируется к пуску в 2000 году, а к 2002 году будут
курсировать уже 72 поезда.
Автомобильный
транспорт. Протяженность автодорог составляет
10633 км, в том числе островной части страны – 687 км.
Количество
зарегистрированных в стране автомобилей
(легковых и грузовых) насчитывает 4985 тыс.,
тракторов – 233 тыс., тягачей – 280 тыс, мотоциклов
– 219 тыс. ед. Следует отметить рост
автомобильного парка за счет импорта в
Португалию бывших в употреблении автомашин (50,3
тыс. ед. против 17 тыс. – в 1996 году), в основном из
Германии, Италии, Франции. Учитывая данное
обстоятельство, правительство страны
разработало и реализует нормативные меры,
препятствующие данному виду импорта.
Грузооборот
автомобильного транспорта неуклонно растет и в
1997 году составил 315 млн. тонн, в том числе
экспортно-импортных грузов – 11 млн. тонн.
Перевезено
пассажиров междугородными автобусами – 562 млн.
человек и городскими в гг. Лиссабон и Порту – 594
млн. чел.
В 1997 году объем
инвестиций в строительство автодорог составил 132
млрд. эскудо (672 млн. долл.). Полностью завершено
строительство скоростной автострады
Лиссабон-Брага, в 1998 текущем году планировался
ввод всех участков автострады Лиссабон-Алгарве.
До 2002 года предполагается открыть пять новых
скоростных автострад, связывающих Португалию и
Испанию.
В апреле 1998 года
открыто движение по мосту имени «Васко да
Гама"через р. Тежу, самому большому по
протяженности в Европе. Пропускная способность
его составит в 1998 году – 8 млн. автомобилей, в 2100 г.
– 33 и в 2030 г. – 49 млн. автомобилей.
Авиация
Общая
протяженность маршрутов составляет 229 тыс. км.
Количество выполненных за год рейсов – 56110. В 1997
году перевезено 4098 тыс. пассажиров. Грузооборот
составил 65 тыс. т. общих грузов и 8, 4 тыс. т. почты.
Основных аэропортов в стране – 3.
Аэропорт
Лиссабона. В 1997 году пассажиропоток и
грузооборот аэропорта возросли почти в 2 раза.
Принято самолетов – 35 тыс. Обслужено пассажиров
– 6343 тыс. человек, в том числе транзитных – 233 тыс.
Обработано грузов – 99 тыс. тонн, в том числе
почтовых – 10 тыс. тонн.
В 1997 году
завершена реконструкция здания аэровокзала. В
соответствии с существующей программой ALS-2000,
после окончания работы выставки «ЭКСПО-98»
реконструкция аэропорта продолжится вплоть до
конца 1999 года. Выполненные работы позволят
увеличить пассажиропоток до 12 млн. пассажиров в
год и принимать одновременно до 30 авиалайнеров
за час.
Аэропорт Фаро. В
минувшем году отмечен рост пассажиропотока.
Всего принято 13,1 тыс. самолетов. Обслужено
пассажиров – 3831 тыс. человек, в том числе
транзитных – 179 тыс. Обработано грузов – 2,1 тыс. т.
Начаты работы по совершенствованию системы
безопасности полетов, которые будут завершены в
1998 году.
Аэропорт Порту.
Принято самолетов – 13,4 тыс. Обслужено пассажиров
– 2116 тыс. человека т. ч. транзитных – 202 тыс.
Обработано грузов – 25,8 тыс. т., в том числе
почтовых – 430 тонн. Принят план реконструкции
аэропорта на период 1999-2001 гг., который
предусматривает преобразование его в один из
самых современных и удобных в Европе, способный
обслуживать до 6 млн. пассажиров в год.
Предусмотрено финансирование этих работ в
объеме 7,8 млрд. эскудо (42 млн. долл.)
Остальные 10
аэропортов значительно меньшей мощности и кроме
островных, используются в основном для
обслуживания междугородных пассажирских и
почтовых перевозок. |