|
3.
Промышленность. Экспорт.
В области
черной металлургии Норвегия в системе мирового
разделения труда специализируется, в основном,
на производстве ферросплавов, а в в области
цветной металлургии – на производстве алюминия,
никеля, меди и цинка. По производству алюминия в
Западной Европе Норвегия находится на первом
месте, в мире – на седьмом.
К числу основных
металлургических компаний относятся «Ношк
Гидро», «Элкем», «Фесиль» .
Химическая
промышленность Норвегии располагает
значительными по масштабам страны мощностями по
производству широкой гаммы химических и
нефтехимических продуктов. Это позволяет ей
экспортировать азотные удобрения, взрывчатые
вещества промышленного назначения, альгинаты,
краски, лаки, в производстве которых страна
занимает ведущие позиции не только в Европе, но и
в мире.
Наиболее
крупные компании этой отрасли промышленности –
«Ношк Гидро», «Дино Индустриер», «Ютун» . Концерн
«Никомед» специализируется на разработке и
выпуске контрастирующих веществ для
рентгенодиагностики.
Горнодобывающая
отрасль. Ее основной продукцией являются руды
черных и цветных металлов, а также нерудные
ископаемые – известняк, кварц, нефелин, оливин.
Целлюлозно-бумажная
промышленность. Ее основу составляют дешевая
энергия, получаемая на базе использования
гидроресурсов, и значительные запасы сырья.
Норвежские компании, к наиболее крупным из
которых относятся «Ношке Скут», «Боррегорд»,
«Петерсон», производят различные сорта
целлюлозы, газетную, журнальную и упаковочную
бумагу, картон, облицовочные панели, паркет и
многое другое.
Машиностроение.
Для достижения высокого качества выпускаемой
продукции норвежские фирмы осуществляют свою
деятельность на основе глубоких кооперационных
связей с компаниями других стран. Крупнейшим
норвежским машиностроительным концерном
является «Квернер» . Этот же концерн является
крупнейшей судостроительной компанией в Европе,
имея собственные верфи, помимо Норвегии, также в
Финляндии, Шотландии, Германии. Кроме того,
«Квернеру» принадлежат 65% акций Выборгского
судостроительного завода в Ленинградской
области.
К важнейшим
отраслям норвежского машиностроения относятся
производство оборудования для освоения шельфа,
судостроение, прежде всего строительство
рыболовных траулеров, производство
разнообразного судового оборудования, в
частности, морской электроники,
рыбопромыслового оборудования.
Рыбное
хозяйство. В его состав входят рыболовный флот,
рыбоперерабатывающий комплекс и предприятия,
занимающиеся рыборазведением (главным образом,
атлантического лосося). Около 90% рыбопродукции
Норвегии экспортируется.
Торговый флот и
судоходство. Доля судоходства в экспортных
доходах страны традиционно составляет около 20%.
По тоннажу принадлежащего Норвегии торгового
флота под норвежским и иностранными флагами,
страна занимает 4 место в мире и имеет среди
традиционных судоходных держав наивысшую долю
флота под собственным флагом.
Сельскохозяйственное
производство является высокоразвитым и
ориентировано, прежде всего, на обеспечение
внутренних потребностей страны в продуктах
питания. Его основу составляет животноводство,
полностью покрывающее потребности населения
страны в мясе, молоке и молочных продуктах. В силу
климатических особенностей производство
зерновых лишь на 40% покрывает потребности
внутреннего рынка. В то же время, значительная
часть овощей и фруктов, несмотря на сложные
условия северной страны, выращивается
норвежскими крестьянами. Более того, Норвегия в
последние годы во все возрастающих объемах
экспортирует, например, черешню и клубнику в
страны Западной Европы.
Экспорт.
Отличительной
особенностью норвежской экономики является
высокая доля в валовом национальном продукте
внешней торговли, которая составляет порядка 40%
ВНП. В 1997г. товарооборот Норвегии превысил 587
млрд. норвежских крон, при этом объемы экспорта
возросли до 337 млрд. норвежских крон, а импорта –
до 250 млрд. крон. Крупнейшими торговыми
партнерами Норвегии являются страны Евросоюза
(Великобритания, ФРГ, Швеция, Нидерланды и
Франция). На американском континенте основные
торговые партнеры – США и Канада, а среди
азиатских стран лидируют Япония и Китай. Вместе с
тем, основная масса товаропотоков приходится на
европейские страны: удельный вес 15 стран-членов
ЕС составляет без малого 75%. В 1997 г. продолжился
рост товарооборота между Россией и Норвегией,
который достиг рекордной для последних лет
отметки в 7,3 млрд. крон.
Развитие
внешней торговли Норвегии характеризуется
положительной динамикой, как в отношении
экспортных поставок (рост в1997 г. – 5,3%), так и
импортных закупок (увеличение на 9%). В результате
опережающего роста импорта положительное сальдо
внешней торговли несколько сократилось: с 90,4
млрд. крон в 1996г. до 87 млрд. крон в 1997г. Основу
норвежского экспорта составляют сырая нефть и
природный газ, на которые приходится более 50% его
совокупного стоимостного объема. Другой важной
укрупненной товарной группой являются
полуфабрикаты (по номенклатуре SITC – «первично
обработанные товары» ), где доминируют цветные
металлы (6,8%), черные металлы (3%), продукция
целлюлозно-бумажной промышленности (3%).
Норвегия
является достаточно крупным поставщиком на
внешние рынки химических товаров, на долю
которых, включая минеральные удобрения,
фармацевтическую продукцию, пластмассы и сырье
для их производства, приходится около 6%. В
товарной группе «продукты питания и живые
животные» почти 90% приходится на рыбу и
морепродукты. В экспорте машин, оборудования и
транспортных средств преобладают поставки судов
(пассажирские суда и паромы, танкеры, балкеры,
рыболовные суда, буксиры, спасательные суда и др.
– около 16%), судового оборудования, некоторых
видов сельхозоборудования, оборудования для
некоторых отраслей промышленности (порядка 28%),
энергосилового и подъемного оборудования,
буровых установок, электронно-вычислительной
техники, а также электротехнической продукции.
Лидирующие места в экспорте готовой продукции
занимают научно-исследовательская аппаратура,
различные приборы и аппараты.
Норвежский
импорт по сравнению с экспортом более
диверсифицирован (почти в два раза больше
товарных позиций), что объясняется исторически
обусловленными тенденциями развития экономики
Норвегии, вынужденной покрывать свои
потребности в машинах и оборудовании (почти 42%
ввоза в страну), отдельных видах сырья и
полуфабрикатах (24%) и различных готовых изделиях
(одежда, обувь, научно-исследовательская
аппаратура и др. ). Обеспечивая себя важнейшими
продуктами питания (мясо, молоко, картофель и
некоторые другие виды сельскохозпродукции),
Норвегия в силу природных и климатических
условий вынуждена закупать в больших объемах
зерновые.
Для норвежского
экспорта характерен высокий удельный вес в нем
энергоносителей, сырья и полуфабрикатов при
относительно небольшой доле машинотехнической
продукции и готовых изделий (в 1997г. около 14,5%).
Обратная картина традиционно складывается в
отношении импорта: в 1997г. на закупки машин,
оборудования, транспортных средств и готовых
изделий пришлось почти 60%. По этим
характеристикам - соотношений машинотехнической
продукции и товаров топливно-сырьевой группы в
экспорте и импорте – Норвегия находится в одной
группе с такими развитыми странами как Австралия
и Канада и, в известной степени, с Россией,
зависящей от вывоза за рубеж, прежде всего,
энергоносителей и сырья.
При этом
машиностроительный сектор норвежской экономики
традиционно ориентирован на производство
отдельных узлов и комплектующих деталей для
крупных концернов, с которыми норвежские фирмы
сотрудничают в рамках производственной
кооперации. В самой же стране выпуск конечной
промышленной продукции и, следовательно, ее
экспорт, невелики и сосредоточены на достаточно
узкой номенклатуре товаров. К одной из основных
особенностей норвежской экономики следует
отнести ее способность «прокачивать» через себя
большие объемы сырья и полуфабрикатов
(древесина, рыба, цветные металлы, сырье для
производства минеральных удобрений и др. ),
производя из них либо готовую продукцию, либо
комплектующие изделия, либо облагороженные
полуфабрикаты с достаточно высокой долей
добавленной стоимости. Наряду с
нефтегазодобычей именно этот сектор реального
производства составляет основу ее специализации
в рамках международного разделения труда. |