|
10.
Связи с Россией. Торгово-экономические
соглашения.
Нидерландские
официальные представители относительно
спокойно прореагировали на августовские 1998 г.
меры российского правительства по стабилизации
финансовой системы страны. По мнению местных
экспертов, кризис в России не будет иметь
серьезных негативных макроэкономических
последствий для голландской экономики, так как
Россия занимает весьма скромное место во
внешнеторговом обороте Нидерландов (по данным
Федерации нидерландских экспортеров – около 1%
от его общего объема, за первые четыре месяца 1998
года – 1,47 млрд. гул.). Что касается нидерландских
фирм, имеющих торгово-экономические интересы в
России, то они также не проявили особой
обеспокоенности по поводу решений российских
властей. Отмечается, что голландцы торгуют со
своими российскими партнерами исключительно на
долларовой основе. Рублевые резервы
представительств местных компаний в России
всегда поддерживались на минимальном уровне, т.
к. выплата зарплаты иностранным сотрудникам
осуществляется вне пределов российской
территории.
В то же время,
несмотря на подобные утверждения, руководство
Нидерландского банка и Нидерландского
страхового общества (НСО внимательно следят за
развитием ситуации в России.
2 сентября 1998 г.
НСО официально объявило о временном прекращении
страхования торговых операций с Россией.
Практически это ограничение вступило в силу 18
августа. Данное решение было принято после
консультаций с министерствами экономики и
финансов, а также с Нидерландским банком.
Специалисты НСО расценили развитие событий в
России в конце августа как «очень серьезное»
ухудшение экономической обстановки и заявили о
полной обоснованности введения ограничительных
мер.
Согласно оценке
Банка международных расчетов, сумма
предоставленных голландскими банками различных
кредитов фирмам, действующим на российском
рынке, достигла к концу 1997 года 2,2 млрд. долл.
Крупнейшие кредиторы – «АБН-Амро» (около 400 млн.
гул.), ИНГ, «Рабобанк» .
Министерство
экономики Нидерландов пока оставляет открытым
вопрос об использовании голландскими фирмами,
торгующими с Россией, средств из Фонда по
стимулированию освоения новых рынков (SENO). В 1997
году Фондом было выделено 379 млн. гул. Большая их
часть была направлена на расширение торговых
связей с Россией.
По данным
Центрального бюро статистики Нидерландов, за
первые пять месяцев 1998 года нидерландский
экспорт в Россию составил 1,8 млрд. гульденов, на
16,6% больше, чем за аналогичный период 1997 года.
Основными статьями голландского экспорта
являются продукты питания, прежде всего яблоки,
груши, мясо птицы, сыр. В январе-мае Нидерланды
импортировали из России товаров на 1,32 млрд.
гульденов. Российский экспорт в Голландию
уменьшился в стоимостном выражении, по сравнению
с тем же периодом прошлого года, на 5,8%. Основную
причину этого связывают с падением цен на
мировом рынке нефти. Основные статьи
нидерландского импорта из России – сырая нефть,
природный газ и алюминий.
По итогам 1996
года Нидерланды заняли 4 место среди
западно-европейских торговых партнеров России.
Уступая лишь Германии, Италии и Великобритании.
Таким образом,
Нидерланды продолжают сохранять свое положение
в группе основных торговых партнеров России в
Европе.
Согласно данным
российской статистики двусторонний
товарооборот в 1996 году остался примерно на
уровне предшествующего года – 4,3 млрд. долл. (по
нидерландским данным 4,5 млрд. долл.).
В 1997 году объем
товарооборота сохранился на прежнем уровне, при
этом структура экспорта и импорта не претерпели
существенных изменений.
К сожалению,
структура взаимной торговли сохраняет пока
имеющуюся в ней неадекватность,
характеризующуюся подавляющим преобладанием
сырьевой группы товаров в российском экспорте, в
частности преобладанием группы цветных и черных
металлов, а также энергоносителей (91%). В импорте
России основное место занимают
продовольственные товары (50%), машины и
оборудование (23%), химические и потребительские
товары (18%).
Россия
заинтересована в улучшении структуры своего
экспорта, повышении в нем доли машин и
оборудования и других готовых изделий, в
частности, за счет увеличения поставок
наукоемкой продукции, появляющейся в результате
конверсии оборонной промышленности, выхода на
рынок отдельных регионов и предприятий, прямых
нидерландских инвестиций в промышленность
России, в первую очередь, в агропромышленный
комплекс, конверсию, машиностроение,
телекоммуникацию, защиту окружающей среды.
Соглашения.
Смешанная
Комисся по экономическому сотрудничеству между
Российской Федерацией и Королевством
Нидерландов была создана в 1993г.
Первая сессия
Комиссии прошла в сентябре 1993 г. в Гааге.
Российскую часть возглавлял заместитель
министра МВЭС В. П. Шилин, Нидерландскую –
Генеральный директор экономических отношений
Министерства экономики Ф. А. Энгеринг.
На первой сессии
были рассмотрены вопросы, связанные с задачами и
порядком работы Смешанной комиссии и утверждено
Положение о Комиссии. Были затронуты
специфические вопросы, относящиеся к
деятельности международных экономических
организаций, и состояние дел по нидерландской
программе технической помощи, а также отмечены
определенные препятствия в торговле между двумя
странами, в частности, относящиеся к применению
антидемпинговых мер против российских товаров
на уровне ЕС и существующим в России санитарным и
промышленным нормам.
Одним из главных
вопросов, интересовавших нидерландскую сторону
являлась позиция России по вопросу
урегулирования внешнего долга бывшего СССР.
Вторая сессия
Комиссии проведена в Москве в октябре 1994 г.
Российскую делегаций возглавлял заместитель
министра МВЭС М. Е. Фрадков, нидерландскую – Ф. А.
Энгеринг. Одним из главных вопросов,
интересовавших нидерландскую сторону являлась
позиция России в отношении инвестиций в
российскую экономику. В ходе сессии
нидерландская делегация посетила Нижний
Новгород.
В октябре 1997
года прошел визит в Нидерланды главы
Правительства России В. С. Черномырдина.
Согласно
заявлению министерства экономики Нидерландов,
голландская сторона приняла решение не
формировать делегацию представителей деловых
кругов в связи с предстоящим в ноябре 1998 г.
официальным визитом в Россию королевы Беатрикс.
В заявлении указывается, что министерством был
проведен опрос местных компаний, имеющих
торгово-экономические связи с Россией, который
выявил недостаточный интерес голландских
предпринимателей к предстоящим
российско-нидерландским переговорам.
Отмечается, что, по мнению местных деловых
кругов, в настоящее время между двумя странами
нет экономических проблем, требующих обсуждения
на государственном уровне. Однако подлинной
причиной подобной позиции нидерландских фирм
является, по оценкам местных аналитиков,
осторожный подход голландских предпринимателей
к развитию отношений с российскими партнерами в
связи с обострением финансово-экономической
ситуации в России. Ассоциация западных
кредиторов, в состав которой входит и Союз
нидерландских предпринимателей (СНП), обратилась
к Министерству финансов России с призывом
возобновить переговоры о погашении российской
стороной незастрахованной коммерческой
задолженности, образовавшейся во времена
Советского Союза. По мнению ассоциации, решение
данного вопроса будет способствовать росту
доверия Запада к реформам, проводимым российским
правительством. Общий долг России западным
фирмам по незастрахованной коммерческой
задолженности составляет около 2 млрд. долл., в
том числе 35 голландским компаниям – 80 млн. гул.
(без учета процентов). В связи с обращением, СНП
выразил сожаление, что, несмотря на двусторонние
договоренности и неоднократные заверения
российской стороны о готовности решать
имеющиеся проблемы, никаких конкретных шагов в
этом направлении ею не предпринимается.
Российская
Федерация – основной экономический партнер
Нидерландов в Восточной Европе. Исходя из своей
внешнеэкономической концепции Нидерланды
всячески приветствуют шаги России по интеграции
в мировую экономическую систему. Голландия
позитивно относится к вопросу присоединения
России к Всемирной торговойорганизации. Это еще
раз подтвердил премьер-министр В. Кок во время
переговоров с В. С. Черномырдиным 1 октября 1997 г.
Нидерланды
исходят из того, что ВТО является крупной и
универсальной организацией и вступление в нее
влечет за собой принятие на себя большого
количества обязательств во многих областях.
Нидерландская сторона полагает наиболее важным
достичь на первом этапе переговоров России с ВТО
принципиальных договоренностей по двум
вопросам: каким образом и в какой срок Россия
сможет выполнять основные обязательства
стран-членов ВТО.
В Европейском
союзе Нидерланды занимают наиболее мягкую,
прагматическую позицию в отношении
проникновения российских товаров на западный
рынок.
В период 1992-97 гг.
не было каких-либо оснований говорить о
выявленных фактах дискриминации российских
участников внешнеэкономической деятельности
или существовании национальных правовых
ограничений с голландской стороны, сдерживающих
развитие российского экспорта в Нидерланды,
кроме существующих в рамках ЕС в целом.
Нидерланды признают, что Россия реально
приблизилась к рыночной экономике. Согласно
заявлению голландского премьер-министра, по мере
того, как российская экономика все в более полной
мере будет становится рыночной, будут отменяться
существующие в ЕС ограничения по развитию
двустороннего экономического сотрудничества.
Нидерланды будут, по его словам, максимально
содействовать этому процессу.
В Нидерландах
отсутствует национальное антидемпинговое и
антимонопольное законодательство. Как член
Европейского союза страна руководствуется в
этих областях общими решениями ЕС. Как правило,
представители Голландии при голосовании в
Еврокомиссии не поддерживают введение
антидемпинговых процедур. Нидерландские
компании до сих пор не выступали инициаторами
принятия подобных мер. |