www.geo2000.nm.ru

Франция
Информация о стране: <пред|след> 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

13. ЕС и Франция. Евровалюта. Партнерство Австрии. Саммит в Веймаре.
          По мере приближения первого этапа формирования Европейского Валютного и экономического союза (ЕВС) и введения общей валюты евро (1 января 1999 г.) во Франции усилилось внимание к подготовительным мероприятиям, призванным облегчить для французских предприятий и населения новый этап интеграционных процессов. Наряду с этим нарастает обеспокоенность политиков и экономистов по поводу возможных проблем и негативных моментов для французской экономики, а также очевидного обострения социальной напряженности, с которым, по общему мнению, неизбежно столкнется правительство на первом этапе формирования ЕВС.
          По мнению многих ведущих специалистов, по ряду экономических критериев Франция не в полной мере соответствует требованиям новой модели развития мировой экономики, мощным катализатором которой явится ЕВС.
          Прежде всего это относится к области обязательных платежей в пользу государства, где Франция имеет специфические особенности, по сравнению с другими крупными европейскими странами. Во-первых, для Франции характерен их очень высокий общий уровень (45,5% ВВП), который постоянно рос в последние 15 лет. Аналогичный показатель в других странах ЕС оставался относительно стабильным и более низким: в Германии – 42%, в Великобритании – 36%.
          Во-вторых, более высокая доля социальных отчислений, составивших в 1997 г. 43% от ВВП, в отличие от 36% в Испании, 34% в Италии, 33% в Бельгии, 18% в Великобритании. Подобная структура отчислений приводит к тому, что на французских предприятиях работодатели и работники должны делать значительно более высокие отчисления на социальные нужды, чем на предприятиях их конкурентов. А это повышает затраты предприятий на единицу продукции, ограничивает норму их прибыли и ведет к более низкой рентабельности.
          Поскольку международные инвесторы стремятся кобеспечению высоких норм прибыли, французские предприятия часто вынуждены вкладывать инвестиции за пределами национальных границ. Следствием этого является замедление темпов прироста ВВП и ограничение реальных доходов рабочих и служащих, что сдерживает внутренний спрос и влияет на его составляющие.
          Кроме того, высокий уровень социальных отчислений заставляет предприятия быть более осторожными в политике найма и отчасти объясняет высокие показатели безработицы. Несмотря на наметившееся снижение социальных отчислений в последние годы, Франция остается в числе тех высокоразвитых стран, где стоимость неквалифицированной работы является очень высокой.
          Другой характерной особенностью, которую авторитетные экономисты относят к факторам, не способствующим введению евро во Франции, является использование значительной части личных сбережений на доходных счетах в банках. Примечательно, что подобная ситуация возникла не вследствие высокой рыночной процентной ставки кредитов, как краткосрочных, так и долгосрочных, а как следствие процентной ставки по этим счетам, утвержденной правительством. При этом данная ставка, до недавнего времени будучи более высокой, снижалась весьма ограниченно и медленнее, чем рыночные процентные ставки.
          Подобные возможности использования средств в банках являются весьма привлекательными при нулевом или весьма ограниченном (до 3,9%), налогообложении по некоторым видам счетов. Данное обстоятельство положительно влияет на банковские доходы, повышает уровень финансовых сбережений населения и отвлекает эти средства от вложения в акции, что является крайне нежелательным для деятельности предприятий и экономического роста.
          Наконец, как считают многие французские экономисты, формы использования и распоряжения акциями остаются во Франции неудовлетворительными и архаичными. Глобализация мировой экономики, которая с введением ЕВС и евро существенно возрастет, приводит к тому, что именно держатели акций занимают привилегированное место и удовлетворение их интересов становится конечной целью предприятия.
          Идея непрочного равновесия между потребителем, поставщиком, наемным служащим и акционером, по мнению специалистов, постепенно уходит в прошлое. Конец ее существования оказался предрешенным в результате ужесточения конкуренции, которая резко повысила значение собственных средств предприятий. Последние позволяют предприятиям противостоять непредсказуемому и, часто, агрессивному поведению других конкурентов на рынке, поскольку дают возможность принимать ответные шаги, или предвосхищать инициативы конкурентов.
          Помимо увеличения объема собственных ресурсов, предприятия должны обладать достаточной рентабельностью, чтобы привлекать потенциальных акционеров. Подобный поиск повышенной прибыли может принимать форму жесткого контроля за издержками, что неизбежно влияет на заработную плaту.
          В этой связи среди французских экономистов набирает силу тезис о том, что введение ЕВС будет способствовать распространению акций среди максимально широкого числа акционеров. Даже учитывая все каждодневные колебания финансовых рынков, которые иногда могут вызвать опасные масштабные цепные реакции (наподобие недавнего финансового кризиса в странах ЮВА), нынешняя ситуация благоприятствует хорошей отдаче от вложения средств в акции: низкая инфляция, невысокие процентные ставки по государственным ценным бумагам, ожидаемый быстрый рост прибылей.
          При этом каждая отдельно взятая семья благодаря хорошей отдаче от своих акций чувствует явный рост своего финансового достояния и ощущает себя в безопасности. В результате, согласно логике французских экономистов, она будет увеличивать расходы на потребление, что станет еще одним фактором роста производства.
          Вместе с тем Франция, и это признается большинством специалистов, еще не адаптировала свои макроэкономические структуры, по крайней мере в данной области, к новым реалиям ЕВС. Во многом, как и Германия, она продолжает обеспечивать лишь минимальную долю финансирования своей экономики в форме эмиссии акций. Неизбежным следствием является относительно небольшое наличие акций у частных лиц. Таким образом, по крайней мере в том, что касается фондового рынка, организация экономики во Франции пока далека от оптимальной. С учетом этого в ближайшей перспективе можно ожидать существенного оживления стимулируемых правительством процессов акционирования и приватизации.
          На государственном уровне Франция предприняла радикальную корректировку экономической политики еще в середине 80-х годов. Путем борьбы с инфляцией на основеповышения конкурентоспособности были развернуты усилия по укреплению финансовой структуры предприятий, стабилизации франка и, в целом, по жесткому управлению экономикой на макроуровне.
          Примечательно, что несмотря на все политические изменения во Франции в последнее время и приход к управлению правительства социалистов, общие направления экономического курса остались без изменений. С наступлением различных этапов единого европейского рынка и Валютного и экономического союза основные задачи правительства будут заключаться в том, чтобы дать предприятиям возможность укрепить свою конкурентоспособность в борьбе с более открытой и жесткой конкуренцией и глобализацией рынков, обеспечивая им условия работы на равных с Германией как внутри Европы, так и на других рынках, и придать Франции экономически сопоставимый статус.
          В реализации этого курса в последнее время был достигнут существенный прогресс. В 1986-91 гг. инфляцию удалось стабилизировать на уровне 3% в год, а в последующие годы на уровне 2%, т. е. ниже среднеевропейского уровня. Торговый баланс с 1993 года удается сводить с положительным сальдо, а в последнее время и с весьма значительным по объему. С 1986 года франк является стабильным по отношению к марке, а всплески колебаний краткосрочных и долгосрочных обменных курсов с Германией теперь практически сведены к нулю. В последние годы во многом благодаря маастрихтскому процессу успешно проводится ограничительная бюджетная политика.
          В последние годы заметно выросла взаимная торговля внутри ЕС. Этому в немалой мере способствовало принятие Единого европейского акта, обеспечившего с 1 января 1993 года свободу передвижения людей, товаров, услуг и капиталов. В то же время очевиден и тот факт, что сохранение системы различных цен и наличие определенных рисков, связанных с обменными курсами (они могут колебаться в пределах 15% вверх, или вниз от установленного) свидетельствует о сохранении 15 различных рынков, пусть даже и находящихся в процессе объединения.
          С конца 1998 г. опасности колебаний обменного курса исчезнут и цены на один и тот же товар или услугу будут характеризоваться тенденцией к сближению. В результате, последовательное объединение европейского рынка существенно ускорится. Европейские предприятия, являющиеся основными действующими лицами этого процесса, получат возможность быстрого сопоставления своих производственных показателей. При этом единственным действующим в этой области мерилом стоимости пока остается американский доллар, при том, что американские и английские прибыли в целом превышают немецкие и французские. Подобная ситуация, считают в Париже, приведет к тому, что введение евро должно неизбежно ускорить ход структурных реформ при том понимании, что повышение рентабельности предприятий будет обеспечиваться главным образом путем экономии обязательных государственных отчислений.
          В целях обеспечения высоких производственных показателей и достижения оптимального размера предприятий в последнее время значительно расширились операции по реструктуризации и слиянию-приобретению предприятий. В результате проводимой политики Франции удалось сохранить в Европе роль лидера в таких областях как авиастроение, атомная промышленность, телефонное оборудование и связь, существенно повысить конкурентоспособность в области черной металлургии, улучшить качество в машиностроении и автомобильной промышленности.
          Большие споры вызывают во Франции сроки и скорость введения в действие отдельных этапов ЕВС. Как известно, на саммите ЕС в декабре 1995 г. начало первого этапа ЕВС было намечено на 1 января 1999 г., а переходный период рассчитан на 3 года. С этого времени будут зафиксированы без права внесения изменений обменные курсы национальных валют по отношению к единой новой валюте евро. Таким образом с 1 января 1999 г. национальные валюты становятся не более, чем подразделом евро, а вся совокупность финансовой сферы в целом, как предполагается, перейдет на расчеты в евро (облигации, займы и т. д.)
          Крупные транснациональные группы, а также предприятия, реализующие значительную часть своего оборота в будущих странах ЕВС, в своем большинстве уже приняли решение вести свою бухгалтерию в евро начиная с этой даты. В то же время платежные ведомости, социальные отчисления, налоги и сборы пока сохранят свое обозначение в национальной валюте. Таким образом евро начинает существовать официально, не существуя реально и ощутимым образом на практике. В самом деле, банкноты и монеты будут пущены в обращение лишь 1 января 2000 года, а двойное хождение валют продолжится до 1 июля 2002 года.
          Трехлетний переходный период, по мнению многих французских экономистов, слишком долог и имеет ряд недостатков. Предприятия будут по-разному затронуты этим непростым обстоятельством. Наиболее крупные предпочтут заблаговременное ведение операций в евро, однако будут должны в течение 3 лет вести двойную бухгалтерию, что явится для них дополнительным бременем по сравнению с конкурентами за пределами союза. Небольшие, выходящие в основном на местный рынок, – розничная торговля, строительство, госзаказы, – останутся в стороне от евро, отмечая при этом, что последний будет последовательно завоевывать позиции на всех уровнях, реализуясь в котировке промышленных предприятий, займах, финансовых сделках, привлекательных ценах, используемых крупными коммерческими сбытовыми группами или торговлей по почте. Для них 3 года также покажутся долгими.
          Что касается средних и мелких предприятий, то именно их руководители обеспокоены более всего. Они еще не выбрали, в какой момент между 1 января 1999 г. и 1 января 2002 г. они решатся перевести свои расчеты на евро. Анализируя возможные подходы с юридической, налоговой, социальной, бухгалтерской, коммерческой точек зрения, они обеспокоены тем, что общее стратегическое решение будет им навязано их окружением: конкурентами, партнерами, подрядчиками, заказчиками, потребителями, поставщиками. Это означает три года неясности и даже небезопасности для средних предприятий.
          Таким образом существует много очевидных причин, которые, по мнению ряда французских экономистов, говорят в пользу ускорения полного перехода на евро на всех уровнях уже с 1 февраля 2000 г. Эта дата признается более удобной, поскольку совпадает с психологическим переходом к новому тысячелетию и переводом на новое исчисление всех компьютеров и электронных систем. Февраль выбран, чтобы не совпасть с декабрьскими праздниками и повышенной деловой активностью в конце года.
          Евробанк. Центральный Европейский банк (ЦЕБ) начал свою работу 1 июля 1998 г. во Франкфурте-на-Майне, заменив учрежденный в 1994 г. для подготовки евро Европейский валютный институт. Основной задачей ЦЕБ, как зафиксировано в Маастрихтском договоре и последующих решениях ЕС, станет исключительное право разработки валютной политики ЕВС и определение банковской учетной ставки. На 11 центральных национальных банков ЕВС возложено выполнение функциональных задач и координация связи с национальными коммерческими банками и институтами. ЦЕБ станет центром принятия решений системы, независимым от центральных национальных банков, не получающим от них указаний и в то же время являющимся их филиалом.
          Именно учреждение ЦЕБ, определение его структуры, разделение функций и формы руководства вызывало наибольшие споры между странами ЕВС. В частности, был нерешенным такой основополагающий вопрос, как распределение прибыли между ЦЕБ и центральными национальными банками. Обычно любой центральный банк располагает ресурсами двух видов. Это, во-первых, эмиссия банкнот, доходность которой зависит от величины ставки рефинансирования, а, во-вторых, размещение собственных валютных резервов на финансовых рынках. Оба вида ресурсов ставят перед ЕВС сложную проблему их оценки и разделения. Вопрос о банкнотах и прибыли их эмитента практически никогда во Франции не рассматривался. В то же время в Германии он является предметом острых общественных дебатов. И вполне обоснованно: Бундесбанк рискует стать крупным проигравшим в этом деле. Называются суммы в 10 млрд. франков и более, которые он потеряет при исчезновении марки. В 2002 году, когда национальные денежные знаки уступят место купюрам евро, станет невозможным отличать банкноты, циркулирующие в Германии, Франции или Италии. Как в этом случае оценить ту долю бумажных денег, которую каждая страна должна изъять из обращения? Маастрихтский договор дал на этот счет вполне логичный ответ, она будет зависеть от экономического потенциала и от численности населения страны.
          Для Германии это составляет 24% от общих прибылей, извлекаемых от выпуска банкнот в Европе. В то же время Германия заметила, что она не только традиционно более чем другие страны использует банковские билеты в качестве платежа, но и то, что объединение Германии и фактическая привязка к зоне марки большинства стран Восточной Европы приводит ко все более широкому использованию денежных знаков, выраженных в марках. Предполагается, что в 2002 г. марка составит около 40% количества всех банкнот, находящихся в обращении в Европе. Характер распределения, установленный в Маастрихте за пределами Рейна признается несправедливым. Бонн считает, что его следует пересмотреть.
          Второй источник прибылей – золото-валютные резервы – также является предметом горячих обсуждений. Маастрихтским договором предусматривается объединение части национальных золото-валютных резервов. Но только части. Национальные банки будут продолжать хранить часть резервов у себя, обеспечивая тем самым собственные доходы. В то же время при управлении этими резервами они должны будут в обязательном порядке подчиняться решениям ЦЕБ, который станет единственным уполномоченным в определении стратегии обмена евро. Однако до настоящего времени не удалось договориться относительно размера объединяемой доли золото-валютных резервов.
          Указанные проблемы, связанные с введением евро, являются достаточно показательными. Все они являются следствием одного важного обстоятельства: ЦЕБ становится по сути первым федеральным учреждением, создаваемым Европой. А как всякое нововведение, его создание является трудным делом.
          Свидетельство этому можно найти и в другой области. Единственной функцией, зависящей от решения глав государств и правительств станет назначение 6 членов директората ЦЕБ, в том числе президента и вице-президента. Никакого правила в отношении гражданства членов пока принято не было. И вполне обоснованно, поскольку любой национальный характер выбора противоречил бы принципу независимости руководителей ЦЕБ. В странах с федеральной структурой, таких как США или Германия, ни у кого не вызывает обеспокоенности то обстоятельство, из какого региона избран руководитель центрального банка. В Европе дело должно обстоять также.
          И еще один фактор, связанный с введением евро, вызывает обеспокоенность в Париже. С 1 января 1999 г., когда начинает действовать новая система платежей, охватывающая зону ЕВС, представители банковской и финансовой сферы смогут получать необходимую для осуществления сделок информацию. При этом потребуются серьезные усилия, чтобы избежать небольших местных рынков валют, которые продолжали бы действовать, используя собственные обменные курсы. Для этого разрабатывается специальная внутриевропейская система «Таргет» (от английского сокращения названия «Автоматизированной экспресс системы трансферта при брутто оплате в реальном исчислении времени» ). От того, как успешно будет действовать данная система, «обкатка» которой началась с июля 1998 г., во многом будет зависеть и степень болезненности введения евро.
          Озабоченность условиями и ходом подготовки французской экономики и социальной сферы к первому этапу ЕВС ощущалась во Франции и на законодательном уровне. На специальном семинаре по данному вопросу в Национальном собрании в ноябре 1997 г. председатель комиссии по иностранным делам Ж. Ланг отмечал, что переход к евро будет неизбежно сопровождаться сильным психологическим воздействием на население стран Евросоюза, а председатель Национального собрания Л. Фабиус подчеркнул, что это будет серьезным испытанием для всей идеи европейской интеграции. Однако общим знаменателем мнений французских законодателей явился тезис о том, что переход к ЕВС надо считать решенным делом и задача французского правительства и законодателей сводится в 1998-99 гг. к тому, чтобы в оставшееся время максимально ускорить адаптацию экономики и социальной сферы к новым общим критериям ЕВС.
          О 53-й сессии Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН (21-23 апреля 1998 г., Женева). Рассмотрены вопросы оперативной деятельности ЕЭК в пользу стран с переходной экономикой (СПЭ). Результативности и глубине экономической дискуссии способствовал проведенный накануне сессии однодневный рабочий семинар, на котором приглашенные ЕЭК эксперты (в т. ч. российские) провели полезную «обкатку» вынесенных на дискуссию тем перестройки промышленной и банковской сферы в СПЭ, влияния финансового кризиса в Азии на перспективы развития в европейском регионе, последствий глобализации мировой экономики и перспектив введения единой европейской валюты.
          Наличие этих острых и достаточно специфических тем в повестке дня сессии предопределило включение в состав многих делегаций представителей финансово-банковской сферы, руководителей экономических ведомств, предпринимателей и экспертов (в делегации РФ также работали, помимо представителей ведомств, сотрудники Центробанка РФ, Торгово-промышленной палаты, Фонда «Бюро экономического анализа» ).
          Многие представители бизнеса и экономической науки из региона ЦВЕ и западных стран подчеркивали, что «шоковая терапия» не стала панацеей и себя не оправдывает и что экономические реформы следует осуществлять постепенно, корректируя и приспосабливая их под специфические национальные и хозяйственные особенности отдельных стран. По общему мнению, наиболее продвинулись по пути структурных преобразований в экономике и финансовом секторе Венгрия, Польша и Чехия. С точки зрения инвестиционной привлекательности к лидерам сегодня относят Польшу.
          Ход и направление дискуссии по глобализации мировой экономики были заданы выступлением Генсекретаря ЮНКТАД Р. Рикуперо. Он особо отмечал несинхронное развитие этого процесса в разных регионах (в частности, в плане преимущественного направления инвестиционных и финансовых потоков в Северную Америку, Европу и Восточную Азию), высказывая при этом опасение. как бы «большая Европа» (включая ЦВЕ и в перспективе СНГ) не «замкнулась на себе» . Среди мнений европейских экспертов выделялся тезис о том что многие «менее удачливые» развивающиеся страны пытаются придать глобализации негативной оттенок, усматривая в ней навязываемую извне волю и устраивающие лишь развитые страны правила игры на рынках.
          Дискуссия по последствиям введения Единой европейской валюты (евро) прошла в сугубо прагматическом ключе. Многие страны ЦВЕ (прибалты, ряд других кандидатов на будущее вступление в ЕС) подчеркнуто демонстрировали свою готовность переориентировать свои внешние расчеты на евро. Американцы и канадцы подходили к рассмотрению глобальных экономических перспектив в контексте запуска евро достаточно сдержанно, не поддерживая оптимистических европейских прогнозов о возникновении с введением евро второй резервной валюты мира.
          Представители ЦБ России подчеркивали, что РФ не планирует автоматического перевода своих иностранных резервных активов в евро. В то же время, в случае успешного завершения третьего этапа введения евро (после запуска в обращение в 2002 г. новой единой «евроналичности» ) может произойти существенное увеличение доли евро в международных расчетах российских резидентов (с учетом того, что 30% внешнеторгового оборота России приходится на 11 стран ЕС, осуществляющих с 1 января 1999 г. запуск евро, а значительная часть внешнего долга РФ номинирована в европейских валютах).
          Впервые на сессии Комиссии Россия и другие СПЭ в положительном ключе отмечали, что в 1997 г. в рамках техсодействия СПЭ проведено свыше ста различных мероприятий (международные конференции и форумы, технические семинары, консультативные совещания, ознакомительные поездки, деятельность региональных советников и др.). Произошла корректировка приоритетов: от прежнего фокусирования на адаптации отдельных областей экономической деятельности СПЭ к рыночным условиям (законодательная сфера, внедрение норм и стандартов, ценообразование, приватизация) к концентрации усилий на более глубокой экономической интеграции СПЭ в общеевропейское экономическое пространство (включая выработку общей стратегии оптимального развития отдельных секторов, эффективного внедрения рыночных механизмов и т. д.).
          Необходимо развитие сотрудничества и координации усилий ЕЭК на этом направлении с оперативными фондами и программами ООН (ЮНИСЕФ, ПРООН, ЮНФПА), другими многосторонними донорами (ЕБРР, Бреттонвудские учреждения, ОЭСР и др.) с целью взаимодополняемости осуществляемых программ и проектов.
          Итоги работы сессии подтвердили потенциал Комиссии и занимаемую ею уникальную нишу в осуществлении общеевропейского сотрудничества. Налицо понимание членов Комиссии о полезности ЕЭК как важного инструмента и дополнительного канала оказания содействия СПЭ в поддержку их интеграции в мировое хозяйство в соответствии с международно-признанными принципами экологически обоснованного устойчивого развития (причем с явным европейским «акцентом» ). Очевиден и консенсус насчет того, что ЕЭК – отнюдь не улица с односторонним движением, и ее сравнительными преимуществами пользуются не только СПЭ, но и западные страны, которые благодаря возможностям ЕЭК значительно упрощают задачи распространения своего опыта, стандартов, технических условий и оказания техпомощи СПЭ для их подготовки к сближению с ЕС, ОЭСР и другими признанными регулирующими институтами в Европе. Растет и роль ЕЭК как «моста» соединяющего «большую Европу» с Азией, особенно через закавказский и среднеазиатский регионы, чьи страны входят в качестве полноправных членов как в ЕЭК, так и в ЭСКАТО.
          Решения сессии нацеливают на активизацию работы Комиссии на таких практически значимых для нас направлениях, как отслеживание рисков и выявление новых тенденций макроэкономического развития в регионе в условиях усиления экономической глобализации и интеграции финансовых рынков, повышение эффективности оперативной деятельности в пользу СПЭ для их эффективной интеграции в мировую экономику, вовлечение предпринимательских кругов в поддержку конкретных направлений программной работы, расширение взаимодействия ЕЭК с другими многосторонними экономическими и финансовыми институтами и региональными европейскими организациями.

          ЦВЕ.
          Австрия. Австрийцы ведут интенсивный диалог с французами по проблематике Евросоюза. Обе стороны подчеркивают заинтересованность в интегрировании стран ЦВЕ в единую Европу. С целью оказания поддержки этому процессу был создан австрийско-французский центр по экономическому сближению в Европе, который служит базой для развития политических и экономических контактов с реформирующимися европейскими странами. Париж ожидает от Вены дальнейшей активизации усилий в этом направлении и высказывается за превращение Австрии в основного координатора в вопросах расширения Евросоюза за счет «новых» стран ЦВЕ. Через накопленный австрийцами опыт взаимодействия с реформирующимися европейскими странами французы имеют в виду расширить свое присутствие на рынках этих стран.
          Вена активно отрабатывает в двусторонних контактах с Парижем проблематику межправительственной конференции (МПК) ЕС, отстаивает свою позицию относительно квоты представительства стран-членов в Комиссии Европейского союза (КЕС) по схеме «одна страна – один комиссар» . Париж, как известно, выступает за сокращение численного состава КЕС, в результате которого в ней были бы представлены не все страны, входящие в Евросоюз. Франция опасается, что крупные государства при принятии решений будут «заголосовываться» малыми, особенно после расширения Евросоюза. В случае прохождения такого предложения австрийцы могут потерять свое представительство в комиссии.
          В диалоге австрийцев с французами присутствует и тематика сотрудничества двух стран по т. н. третьей оси ЕС, особенно в части борьбы с организованной преступностью, создания соответствующей информационной инфраструктуры.
          Важным этапом в развитии двусторонних отношений стал прошедший в июле 1997 г. в Зальцбурге австрийско-французский экономический саммит с участием предпринимателей и политиков из стран ЦВЕ.
          Венгрия. Венгры отмечают явную заинтересованность Парижа в усилении своего влияния в регионе ЦВЕ. Такая линия, по их мнению, полностью укладывается в напористый внешнеполитический курс нынешнего французского президента на обеспечение лидирующей роли Франции в Европе, в ее военно-политических и экономических структурах. Расширение традиционной сферы интересов Парижа на восточноевропейские государства рассматривается французами как хорошее подкрепление их позиций в соперничестве с США за влияние на континенте, в контексте усиления т. н. европейской составляющей НАТО, создания препятствий американцам на их пути в Восточную Европу. В действиях Парижа заметно также желание приобрести дивиденды и в отношениях с Бонном, потеснив его в традиционной зоне германских интересов, к которой относится и Венгрия. В выигрыше был бы и французский капитал, который получил бы прямой выход на рынки СНГ, вплотную приблизившись к границам Содружества. В Париже считают, что нынешняя ситуация в Европе – ярко выраженные евроатлантические устремления государств ЦВЕ, формирование новой архитектуры евробезопасности – создает благоприятные условия для достижения этих целей.
          Экономическое сотрудничество хотя и характеризуется определенным подъемом, но пока не удовлетворяет пожеланиям венгров. Французские инвестиции сосредоточены главным образом в энергетических областях (газовая промышленность, электросети), их явно недостаточно в обрабатывающей промышленности, машиностроении. В сельском хозяйстве определенные надежды венгры связывают с участием французов в виноделии (инвестиции в Токае). Несмотря на практическое отсутствие дисбаланса торговый оборот развивается пока также умеренными темпами. Французский капитал в Венгрии еще существенно уступает германскому и американскому и в обозримом будущем не сможет с ними соревноваться.
          Заметно возросла в последнее время активность французов в военной сфере. Резко увеличилось число контактов, особенно на уровне экспертов. Интерес проявляется прежде всего к сотрудничеству в области перевооружения венгерской армии, переподготовки офицерских кадров.
          Болгария. По приглашению главы Французской Республики с 1 по 3 мая 1997 г. в Париже с официальным визитом находился президент Болгарии П. Стоянов во главе довольно представительной делегации (вице-премьер А. Божков, мининдел С. Сталев, начальник Генштаба Ц. Тотомиров, более 20 представителей деловых кругов). Французы приветствовали произошедшие в последние месяцы в Болгарии перемены. Они поставили в личную заслугу болгарскому президенту успешное решение политического кризиса и достижение стабилизации внутриполитического положения в государстве.
          П. Стоянов подтвердил ориентацию Болгарии на дальнейшее участие в франкофонских форумах. Ж. Ширак пообещал болгарам поддержку своей страны при вступлении в НАТО и ЕС, а также (в ответ на просьбу главы болгарского государства) содействие решению проблемы компенсации потерь Болгарии от соблюдения югоэмбарго (с помощью Евросоюза, где Париж намерен поставить этот вопрос).
          Франция высказалась в пользу расширения НАТО «без создания новых проблем для Европы» . Как о решенном деле французский президент говорил о скором вступлении в альянс Чехии, Венгрии и Польши. Во «вторую волну» Франция предлагает включить помимо Румынии, Словению и Болгарию, рассчитывая с их помощью усилить свое влияние на южном фланге НАТО. При обсуждении проблем сотрудничества в области обороны Ж. Ширак предложил болгарам обучение в Высшей военной академии Франции (в настоящее время во французских военных вузах учатся 3 болгарских офицера, всего за последние годы было подготовлено 46 человек).
          Сегодняшняя ситуация в Болгарии, по мнению французов, в целом начинает внушать доверие в контексте трех условий вступления стран ЦВЕ в ЕС (демократизация всей жизни страны-кандидата; отсутствие этнических проблем внутри и вовне; решение проблем борьбы с организованной преступностью и наркотрафиком). А. Жюппе подтвердил необходимость равного старта для всех кандидатов в Евросоюз.
          Париж был откровенно агрессивен в своем стремлении вступить на болгарский рынок. Наглядным примером стала попытка нажима французской дипломатии, потребовавшей пересмотра приватизационной сделки «Девня-цемент», которую испанская фирма «Марвекс» перехватила у французской «Симан франсе» . Сам Ж. Ширак потребовал разъяснений в этой связи. Вице-премьер А. Божков, сообщив, что испанцы просто дали большую цену, предложил французам принять участие в приватизации других 6 цементных заводов Болгарии.
          Французский президент выразил обеспокоенность в связи с тем, что Франция находится на 13 месте среди зарубежных инвесторов в болгарскую экономику. П. Стоянов пообещал, что Болгария улучшит свой инвестиционный климат, а французы обязались принять более активное участие в приватизационных процессах Болгарии.
          Крупнейшие западноевропейские банки и фирмы, базирующиеся во Франции ("Ротшильд», Ай-Би-Эм, «Фиат» и другие) проявили интерес к разгосударствлению предприятий в области энергетики, нефтехимии, фармацевтики, туризма и транспорта. Ай-Би-Эм предлагает компьютеризировать налоговую и таможенную службы, «Фиат» намерен производить в Болгарии сельхозтехнику, «Фраматом» готов модернизировать 5 и 6 энергоблоки АЭС «Козлодуй», «Электрисите де Франс» интересуется болгарской энергетикой, Банк «Пари ба» готов предоставить кредиты «Нефтехиму» . Есть французские инвесторы, желающие участвовать в проектах по инфраструктуре, в том числе в модернизации железных дорог, реконструкции портов Бургаса и Варны, аэродрома Софии. Париж поддержал проекты строительства мостов через Дунай и предложил внедрить в Болгарии свою программу по привлечению молодежи для работы в аграрном секторе. Договорились создать рабочую группу для отбора проектов перспективного взаимодействия.
          Французы также намерены распространить на Македонию и Румынию сферу деятельности функционирующего в Болгарии СП по производству молочных продуктов «Данон-Сердика» . Визит, в ходе которого П. Стоянова принимали «по высшему разряду», продемонстрировал растущий интерес Франции к Болгарии и поддержку ее нового руководства.
          Азербайджан. В январе 1997 г. состоялся второй официальный визит во Францию президента АР г. Алиева. Он встречался со всеми ключевыми фигурами французского руководства, представителями французских деловых кругов, посетил Национальное собрание, а также Сенат, побывал в Торгово-промышленной палате, выступил с докладом на тему «Азербайджан и Кавказ на пороге XXI века» перед сотрудниками Института международных связей в Париже и французскими общественно-политическими деятелями.
          В результате переговоров в Париже были подписаны Протокол к соглашению «О воздушном сообщении между Азербайджаном и Францией», соглашение «О создании совместной комиссии по экономическому партнерству» . Стороны договорились также о подготовке к подписанию в ближайшее время соглашения «О взаимной защите и поощрении инвестиций», конвенции «Об избежании двойного налогообложения» .
          Основной целью и важным итогом визита в экономической области стало состоявшееся 13 января подписание с французской нефтяной компанией «Эльф Акитэн» контракта по разведке и разработке нефтяных структур «Ленкорань-Талыш-дениз», расположенных в южной части Каспия. Контракт стал пятым международным проектом по разработкам в АР каспийской нефти и подтвердил твердое намерение Баку явочным порядком закрепить деление моря на национальные сектора, не считаясь с интересами других прикаспийских государств, прежде всего России.
          Особенностью подписанного в Париже документа является то, что здесь французская компания выступает оператором проекта (его стоимость – 2 млрд. долл.; запасы нефти, по оценкам, составляют около 100 млн. т.). Проект рассчитан примерно на 25 лет, а срок окупаемости капитальных и операционных затрат не должен превысить 5-6 лет. «Эльф Акитэн» получила 50% долевого участия, 10% из которых были переданы французской же нефтемонополии «Тоталь» . Баку принадлежит 25%, причем все расходы азербайджанской стороны будут нести ее иностранные партнеры в проекте, как в период разведки, так и в период эксплуатации месторождений. Оставшиеся 25% с согласия французов будут, видимо, переданы американской компании «Мобил», немецкому концерну «Деминекс» и южнокорейской компании «Дэу» .
          Таким образом, Франция закрепила свое присутствие в нефтяном бизнесе Азербайджана (ранее «Эльф Акитэн» получила 10% долевого участия в 2-х млрд. контракте «Шахдениз» ) и создала прочную базу для расширения экономического проникновения в республику других французских промышленных групп, часть из которых будет подрядчиками при реализации подписанного контракта.
          Грузия. В февраля 1997 г. состоялся официальный визит Э. Шеварднадзе во Францию. На встрече президентов Грузии и Франции была отмечена перспективность концепции сотрудничества и интеграции регионов трех морей – Каспийского, Черного и Средиземного. Франция подтвердила свою поддержку проекту Евросоюза TRACECA, рассматривая Грузию и Азербайджан главными и необходимыми его элементами.
          Руководство Грузии придает важное значение заверениям Франции по-прежнему активно поддерживать Грузию в ООН, во всех европейских структурах и международных финансовых организациях, в процессе интегрирования Грузии с Европой и происходящих в стране преобразований. Президент Франции, как заявил Э. Шеварднадзе, обещал также ускорить ратификацию французским парламентом соглашения между Грузией и Евросоюзом и осуществить это в конце лета 1997 г., поддержать принятие «в ближайшем будущем» Грузии в Совет Европы в качестве полноправного члена (сейчас она имеет статус специального приглашенного государства).
           В результате визита значительно расширилась договорно-правовая база двух государств. Было подписано около 20 документов, охватывающих широкий спектр двухсторонних отношений, особенно в экономической области. Самым важным результатом Э. Шеварднадзе назвал готовность большого бизнеса Франции к интенсивному сотрудничеству и выраженную Правительством Франции поддержку активного вступления французских компаний в Кавказский регион. Большое значение в этой связи в Тбилиси придают решению Ж. Ширака о страховании государственной страховой компанией Франции «Кофас» намечаемых частных французских инвестиций в экономику Грузии, что, по мнению Президента Грузии, практически открывает «зеленый свет» для установления деловых связей между предпринимателями двух стран.
          Стимулирующую роль в этом плане должны сыграть подписанное межправительственное соглашение о поощрении капиталовложений и их взаимной защите, а также обмен письмами о продлении конвенции об избежании двойного налогообложения.
          Подписанное в ходе визита межправительственное соглашение о сотрудничестве в области транспорта свидетельствует о серьезных намерениях французской стороны сделать акцент в экономических отношениях Грузии на развитие ее транспортной системы. Министр иностранных дел Франции Э. де Шаретт в ходе визита Э. Шеварднадзе вновь подтвердил готовность своей страны принять участие в тех инфраструктурных работах, которые связаны с созданием и развитием транспортной инфраструктуры «евразийского коридора», где опыт французских специализированных фирм хорошо всем известен. Он также заявил о готовности Франции принять участие в многосторонних европейских проектах, большую часть которых Франция будет финансировать совместно с Германией, а также на двусторонней основе.
          Перспективам задействования евразийского транспортного коридора было уделено основное внимание и на коллоквиуме о Грузии, проведенном Сенатом Франции и французским Центром внешней торговли, на котором Э. Шеварднадзе высказался в пользу активного подключения французского бизнеса к уже существующему проекту транспортно-коммуникационного коридора Европа-Кавказ-Азия (TRACECA).

          Саммит в Веймаре.
          К числу приоритетных направлений взаимодействия Бонн и Париж относят вопросы европейской интеграции, трансатлантические отношения и углубление контактов со странами ЦВЕ, в т. ч. с Россией.
          Прошедший 18-19 сентября 1997 г. германо-французский саммит в Веймаре продемонстрировал готовность сторон идти на взаимные компромиссы. Проводимые два раза в год подобного рода двусторонние консультации обычно охватывали широкий крут тем. В этот же раз в переговорах доминировали проблемы экономической интеграции в Европе. Состоявшаяся встреча выявила совпадение позиций ФРГ и Франции по целому ряду некогда спорных вопросов. В их числе – перспективы введения единой европейской валюты, независимость будущей деятельности Центрального банка Европы, координация экономической политики и т. д.
          Центральное место в вопросах углубления сотрудничества отводится взаимодействию МИД двух стран. В частности, была достигнута договоренность о согласовании национальных подходов к третьим странам и выработке планов совместных действий на будущее. Предусматривается расширение числа консультаций между родственными подразделениями внешнеполитических ведомств, ознакомительные визиты руководителей после вступления в должность. Устанавливается обмен сотрудниками, которые станут работать у себя дома в посольстве другой стороны. Более детальному согласованию подлежат учебные программы для будущих дипломатов.
          Как отмечают эксперты, большое значение придается информационному обмену. В целях его углубления предусматривается создание единой компьютерной сети между посольствами и центральными аппаратами двух стран, более интенсивный обмен информацией для внутреннего пользования.
          Стороны договорились продолжить практику проведения конференций послов, на которые будут приглашаться руководители дипломатических загранучреждений ФРГ и Франции, в т. ч. аккредитованные в странах ЦВЕ и России. Следующий форум состоится в будущем году во Франции и будет посвящен трансатлантическим отношениям.
          Посол ФРГ во Франции И. Штабрайт выступил в апреле 1997 г. на заседании «Французского клуба» в Берлине на тему «Германия и Франция: сообщество во имя будущего» .
          В своём выступлении Штабрайт отмечал, что после воссоединения Германии и победы демократии в восточноевропейских странах в значительной степени изменилось геостратегическое положение Франции. В частности, учитывая тенденции к объединению Восточной и Западной Европы в рамках НАТО и ЕС, Германия геополитически вновь стала центральным европейским государством, своеобразным мостом между западной и восточной частями континента. В предыдущие годы Франция играла особую роль в НАТО в значительной степени в результате существовавшего раскола Германии и усиленного военного присутствия США в Западной Германии, а в нынешних условиях французы, видимо, будут вынуждены пойти по пути полной интеграции в военные структуры НАТО, включая группу ядерного планирования. В то же время Франция в целях усиления своего политического влияния на континенте всемерно стремится к укреплению военно-политического взаимодействия с Германией. Поэтому закономерно, по мнению немецкого посла, что разработанный немецко-французский документ по вопросам совместной концепции в области безопасности и обороны был единодушно одобрен в декабре 1996 г. на заседании двустороннего Совета по вопросам обороны и безопасности в Нюрнберге, поскольку военно-стратегические приоритеты обеих стран почти идентичны. Ключевым моментом упомянутого документа И. Штабрайт считает положение о постепенной интеграции Западноевропейского союза (ЗЕС) в ЕС с целью проведения европейцами самостоятельных военных операций, к примеру, по урегулированию региональных конфликтов в Европе, с одновременным использованием натовских инфраструктур. Немецко-французкая инициатива предусматривает передачу на первом этапе функций политического руководства ЗЕС структурам Европейского союза при сохранении самостоятельности ЗЕС по военным вопросам, а затем и его полную интеграции, что должно произойти ещё до расширения ЕС за счёт восточноевропейских стран в начале следующего столетия. Данная инициатива находит одобрение со стороны Бельгии, Италии и Испании. Создание совместной немецко-французской бригады, по словам посла, явилось дополнительным подтверждением своего рода «интимности» в области военной кооперации между двумя странами. В настоящее время подобный уровень военного сотрудничества трудно себе представить в отношениях между Германией и другими её союзниками по НАТО.
           В то же время, как показали события на первом этапе югославского кризиса, если отсутствует достаточная координация военно-политических усилий между Германией и Францией, то это лишь способствует обострению конфликта. В целом же роль и действия Франции в ходе югославского конфликта должны послужить примером для Германии. В ходе урегулирования региональных конфликтов немцы должны нести равную ответственность и подвергаться равным рискам по сравнению со своими союзниками, если ФРГ серьёзно намерена заложить «краеугольный камень» в основание общеевропейской политики в области безопасности.
          Далее И. Штабрайт рассказывал о совместных усилиях Франции и ФРГ по ускорению процесса европейского объединения. В настоящее время Франция и Германия играют роль своеобразного «локомотива» в процессе европейского объединения, поскольку они жизненно заинтересованы в расширении экспорта своей промышленной продукции. Но если в области аэро-космической промышленности (программы «Ариана», «Эрбус» и евроистребитель) интересы Франции и Германии совпадают, то в области атомобилестроения, производства современного железнодорожного и другого промышленного оборудования, а также продажи на международных рынках военно-технической продукции обе страны выступают в роли конкурентов. Штабрайт подчёркивал далее, что на сегодняшний день главная задача обеих стран добиться своевременной реализации валютного союза в рамках ЕС, в противном случае процесс европейской интеграции будет отброшен на много лет назад. В отношении США и Японии европейцы преследуют сходные цели, т. к. в условиях стремительной глобализации международных рынков появление единой европейской валюты даст шанс на превращение её в будущем в альтернативную американскому доллару денежную единицу мирового масштаба. В то же время введение единой европейской валюты не является самоцелью, а представляет собой лишь шаг по пути к политическому объединению Европы.
          В своем выступлении Штабрайт также задавался вопросом о возможностях расширения и углубления двустороннего взаимодействия между Германией и Францией. По его словам, необходимо развивать новые формы межпарламентского сотрудничества. В этой связи посол ФРГ выражал сожаление в том, что провалилась попытка создать совместный парламентский комитет из представителей бундестага и национальной ассамблеи. Далее он с удовлетворением отмечал широкий спектр партнерских отношений между городами и коммунами двух стран, активный. обмен школьниками, студентами и туристами, хотя и существуют, по его словам, определённые диспропорции в этой области. Так, ежегодно свыше 9 млн. немецких граждан посещают Францию, и только около 2 млн. французов приезжают в Германию. Несмотря на то, что Берлин и Париж являются городами-побратимами, а некоторые районы этих городов также поддерживают партнерские отношения, на новые федеральные земли выпадает лишь немногим более 4% от общего объёма подобных связей.
          27 октября 1997 г. в Саррегемин-Гамбахе (Лотарингия) состоялась официальная церемония открытия комплекса завода по производству и сборке малогабаритного автомобиля «Смарт» . Эта церемония проходила с участием президента Франции, канцлера ФРГ и вице-президента Швейцарской конфедерации.
          Комплекс построен ТНК «Мерседес-Бенц» и швейцарской фирмой SMH (Swatch), создавшим для реализации проекта совместное общество «Микро Компакт» (МКК), в котором более 80% акций принадлежит «Мерседес-Бенц» . В целом осуществление проекта потребовало более 8 млрд. фр., из которых 2,5 млрд. фр. израсходовано на исследовательские работы, 2,8 млрд. фр. – на строительство самого комплекса, инфраструктуры и сети производства; 2,7 млрд. фр. вложены на создание центров по продаже и обслуживанию. При этом комплекс построен в рекордно короткие сроки – всего за 31 месяц.
          С полным вводом в эксплуатацию комплекса будет создано 10 тыс. новых рабочих мест для трех стран-участниц. В настоящее время уже принято более 600 чел., из которых 10% эльзасцы.
          Выпуск малогабаритного двухместного автомобиля «Смарт» с бензиновым двигателем должен был начаться с 1998 г. В последующем будут освоены другие модели этого автомобиля, в частности с двигателем, работающем на дизельном топливе, с бензо-электрическим двигателем и к 2000 г. мощность завода достигнет 200 тыс. автомобилей в год.
          Автомобиль «Смарт» разработан с прицелом на революцию в эксплуатации индивидуального автотранспорта в городах. Он снабжен 3-цилиндровым двигателем с объемом 600 куб. см., который развивает мощность 55 л. с. и потребляет всего 3 л. топлива на 100 км. Первоначальная стоимость автомобиля оценивается в 55 тыс. фр.
          Не случайно для строительства комплекса выбрана Лотарингия, расположенная в центре Европы и на стыке коммуникационных путей. Немаловажным ее козырем является также наличие квалифицированной рабочей силы.
          За последние 15 лет в экономике Лотарингии произошли глубокие перемены. Если раньше экономика региона основывалась на добыче железа и угля, металлургической и текстильной промышленности, то сегодня экономика региона все более ориентируется на автомобильную промышленность, где занято свыше 30 тыс. человек. Такой прорыв в экономике сделан благодаря широкому привлечению иностранного капитала и в этой области Лотарингия опережает все другие регионы Франции. Среди иностранных инвесторов главными являются немцы и южнокорейцы. Дополнительной притягательной силой для немецкого капитала служит также то обстоятельство, что комплекс построен на границе с Германией, где проживает много немецкоязычного населения с общей культурой, традицией и историей.
          Рейнский совет. Конвенция о его создании была подписана в г. Баден-Бадене 16 декабря 1997 г. представителями 3 прирейнских государста – Франции, Германии и Швейцарии. Совет включает в себя 71 депутата представительных органов власти областей, граничащих с Рейном: 34 немца, 11 швейцарцев и 26 французов. С французской стороны в Рейнском совете участвуют представители региона Эльзас. Возглавил Рейнский совет председатель регионального совета Эльзаса Андриен Зеллер. В дальнейшем предполагается, что кресло председателя будет переходить поочередно на годичный срок к представителю каждой из участвующих стран. Основная роль нового регионального органа, как отметил Зеллер, будет заключаться в том, чтобы лоббировать в правительствах своих стран, а также в Европейском Союзе продвижение проектов трансграничного сотрудничества между пограничными европейскими регионами, расположенными вдоль Рейна. Поясняя значение этого события, он подчеркнул: «Завтра мы сможем говорить в Брюсселе от имени всего рейнского пространства, имея реальный шанс на то, что наш голос будет услышан в европейской организации» . В целях всесторонней проработки совместных проектов приграничного сотрудничества в рамках Рейнского совета образовано 4 комиссии: по экономике и рынку труда; транспорту и обустройству территории; культуре, делам молодежи и профессиональной подготовке; сельскому хозяйству и окружающей среде. По мнению членов совета, на ближайшее время наиболее приоритетными направлениями в его работе будут такие, как обустройство европейского пространства, железнодорожное сообщение, поощрение двуязычного образования, борьба с безработицей. Намечается также предпринять согласованные меры с целью добиться от правительств своих стран гармонизации налоговой, административной, технической и экологической политики.
           В Эльзасе создание новой координирующей структуры воспринимают как серьезный шаг в деле углубления межрегиональной интеграции на европейском уровне. Здесь отмечают тот факт, что в отличие от Конференции Верхнего Рейна, показавшей свою слабую эффективность в силу преимущественно чиновничьего состава этой организации, Рейнский совет, являясь органом «прямой демократии», более приближен к нуждам и потребностям избирателей и поэтому может оказать существенное позитивное влияние на положение дел в приграничных регионах. При неясности очертаний политики Парижа в области регионального строительства нынешний пример межгосударственной интеграции пограничных областей в какой-то мере, полагают наблюдатели, дает ответ и на весьма актуальный для местного населения вопрос о будущем регионов и их месте в рамках объединенной Европы XXI века.


|Европа| |Азия| |Африка| |Южная Америка| |Северная Америка| |Австралия и Океания|


|Home|
|Guestbook|
|Список стран|

© 1997-2001 by Alex E.Kapustin
E-mail: alex_koch@mail.ru
URL: www.kapustin.nm.ru

Hosted by uCoz