www.geo2000.nm.ru

Франция
Информация о стране: <пред|след> 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

12. Внешнеэкономические связи с Индией и Средиземноморьем.
          Основой для развития индийско-французских связей является то, что политические взгляды Дели и Парижа близки по целому ряду международных и региональных вопросов. Индийское руководство удовлетворено, например, подходом французов к проблеме Кашмира, их нейтралитетом по отношению к индийско-пакистанским разногласиям, обеспокоенностью в связи с активизацией исламского фундаментализма и международного терроризма, распространением наркотиков.
          В индийско-французском диалоге приоритетными являются вопросы экономического и научно-технического сотрудничества. Стороны в принципе завершили разработку соглашения о взаимном поощрении и защите инвестиций, а также об оказании взаимной юридической помощи. Возобновлен французский контракт на строительство ГЭС в Дулхасти (штат Джамму и Кашмир), сооружение которой было приостановлено в 1992 г. из-за обострившейся внутриполитической ситуации в этом штате и возросшей угрозе личной безопасности работающего там французского персонала. Стороны договорились, что после завершения индийской стороной строительно-монтажных работ французская фирма-разработчик проекта, поставит туда необходимое электромеханическое оборудование.
          Развивается сотрудничество в космической области. В соответствии с коммерческим соглашением французы в 1996 г. вывели на орбиту с помощью ракеты-носителя «Ариан» три индийских спутника ИНСАТ-2С. Между Дели и Парижем заключен меморандум о проведении совместных океанографических исследований с использованием космической съемки и о сотрудничестве в сфере наблюдения за спутниками и космическими объектами.
          Товарооборот с государствами ЕС, включая Францию, превышает в последние годы 30 % внешней торговли Индии. Ежегодный торговый оборот между Индией и Францией стабильно держится на уровне 1 млрд. долл. с превышением индийского экспорта на 100 млн. долл. По этому показателю Франция стоит на четвертом месте (вместе со Швецией) после Великобритании, товарооборот с которой составляет 3 млрд. ф. ст., Германии (2,5 млрд. ф. ст. и Нидерландов (2 млрд. ф. ст.). Доля Франции в торговле Индии колеблется в пределах 2,5-3 %.
          Из общего притока инвестиций в индийскую экономику (без учета вкладов индийцев, проживающих за рубежом) на страны ЕС (включая Францию), приходится 16,85 %, в то время как только на США 14,85 %. При этом объем французских прямых инвестиций не превышает 35 млн. долл., что значительно меньше, чем вкладывают в индийскую экономику Великобритания, ФРГ и даже такие небольшие европейские государства как Бельгия и Дания. В 1991-97 гг. в Индии было создано более 150 совместных индийско-французских предприятий, однако результаты их практической деятельности пока остаются неудовлетворительными.
          По оценке западных специалистов, темпы роста индийской экономики в ближайшие годы составят около 5-6%, что является достаточно привлекательным показателем для основных международных компаний, стимулирующим прирост инвестиций в индийскую экономику в 1997 финансовом году до 5,4 млрд. долл. потребности составляют около 12 млрд. долл. в год).
          Анализируя причину определенного застоя в двусторонних торгово-экономических отношениях, индийские аналитики считают, что французы хотели бы, прежде всего, внедриться в производство готовой продукции, например, товаров широкого потребления, имеющих достаточно короткие сроки окупаемости. Индийцы же настаивают на более широком участии иностранных инвесторов в модернизации промышленной инфраструктуры, отраслей тяжелой промышленности, требующих значительных капиталовложений и продолжительные строки окупаемости.
          Индийские эксперты подчеркивают наличие трений и в политических взаимоотношениях двух стран. Неоднократное раздражение индийцев вызывали поставки французской военной техники и вооружений Пакистану. Так, в 1994 г. Париж принял решение о продаже Исламабаду трех подводных лодок класса «Агоста 90-И» с новейшим вооружением на борту. Индийцы с подозрением относятся к военно-техническому сотрудничеству Парижа и Исламабада, отмечая, что Пакистан является крупнейшим покупателем французского оружия.
          Французские авиастроительные фирмы имеют неплохие шансы на победу в тендере по поставкам вертолетов типа «AS-350-B2», который объявлен индийской авиатранспортной компанией «Пасван Ханс» (общая стоимость сделки по вертолетам, рассчитанной на несколько лет, может составить около 60 млн. долл.). Продолжаются переговоры о закупке 10 самолетов для индийских ВВС. Переговоры идут сложно из-за слишком большой цены, запрашиваемой корпорацией «Дассо», которая почти в 2 раза превышает стоимость аналогичного по своим летным и боевым характеристикам российского самолета «МИГ-29» . Одновременно в министерстве обороны Индии изучается вопрос о приобретении во Франции мобильных радаров оперативно-технического назначения среднего (до 32 км.) и малого (до 10 км.) радиусов действия.
          С корпорацией Thomson CSF прорабатывается проект установки современных термовизорных систем наведения на выпускаемые в г. Авади (шт. Тамилнаду) по российской лицензии танки «Т-72 Ml».

          Средиземноморье.
          Средиземноморье, и прежде всего его западная часть, занимает особое место в приоритетах французской внешней политики, считаясь определяющим пространством для национальных интересов Франции. Здесь, по мнению французов, возникает новый водораздел мирового противостояния. Вместо уходящей в прошлое конфронтации Восток-Запад формируется новая линия напряжения Север-Юг, идущая через Средиземное море к Закавказью, и далее в азиатские страны СНГ.
          На сегодняшний день отличительными характеристиками западносредиземноморского региона являются постоянная переменчивость основных тенденций развития социально-экономической и политической обстановки, что усложняет проведение геополитического анализа и перспективного внешнеполитического планирования, а также проникновение фактора идеологии в сферу межгосударственных и внутрирегиональных отношений.
          На смену периферийной роли, которую играло Средиземноморье в период биполярного мира двух блоков, оно приобретает характер самостоятельного фактора со своими внутренними и внешними рисками, способными оказать дестабилизирующее воздействие не только на ситуацию в Европе, но и за ее пределами. Речь прежде всего идет об исламском фундаментализме, международном терроризме, кризисе экономических и политических систем южнобережных государств, в первую очередь Алжира.
          Эта группа новых рисков, во многом схожая с тем, с чем приходится сталкиваться России на своих южных границах, требует и новых подходов. Франция, учитывая жизненную роль для своей безопасности Западного Средиземноморья, стремится взять на себя роль инициатора разработки общеевропейской средиземноморской политики, создания системы интеграции и военно-политического сотрудничества.
          Франция стремится избежать привязки к существующим режимам в Северной Африке и отныне действовать как бы поверх них. Основная головная боль – Алжир. В свое время мудрое и мужественное решение де Голля позволило избежать многих проблем и в принципе открыло хорошие перспективы. Однако далее Франция провалилась в экономическом развитии Алжира, планах развития рыночных отношений по французскому образцу, попытках введения французской системы образования. Это оказалось неприемлемым, вызвало протест, особенно молодого поколения, которое обвиняет Запад в непонимании, создало базу для исламского экстремизма, особенно на фоне экономических трудностей. Выход в том, чтобы строить отношения с учетом существующих различий на базе взаимовыгодного сотрудничества и партнерства, а не стараться прочно привязывать к себе, создавая экономическую и политическую зависимость. Несколько миллионов арабов, проживающих и работающих во Франции – это тяжелая и опасная ноша, но при правильнойпостановке дела резерв на будущее.
          Углубляющаяся дестабилизация в странах Северной Африки вызвана в первую очередь замедленным экономическим развитием этих государств. Это, в условиях резкого роста численности их населения, приводит к новым социальным потрясениям, безработице, массовой эмиграции в страны Западной Европы, всплеску националистических настроений и интегризма, который в последнее время все больше приобретает милитаризованные формы и начинает угрожать безопасности самих европейских стран. Однако проблематика обеспечения безопасности в зоне Средиземноморья имеет свою специфику и выходит за рамки обычных военно-политических понятий. Эффект устрашения военным преимуществом европейских стран не в состоянии в дальнейшем поддерживать стабильность в этом регионе мира. Необходимо отдать приоритет другому и более сложному пути, а именно – становлению и развитию диалога, партнерства и сотрудничества на двустороннем, региональном и международном уровнях, недопущению появления между Севером и Югом «железного занавеса» экономического характера.
          Достижение мира в регионе возможно лишь при активном участии всех западноевропейских государств. Для ликвидации экономических причин, подпитывающих базу фундаментализма и экстремизма необходимы значительные финансовые затраты. Нужен консорциум прибрежных государств и строгий контрольный механизм, чтобы избежать оседания выделяемых средств в карманах правящих элит.
          Париж при содействии стран юго-западного фланга блока (Италия, Испания, Португалия), а также Греции инициировал «особый диалог» с рядом стран Средиземноморья. Позиция этой группы государств-членов НАТО объяснялась в первую очередь тревогой за то, что «замыкание» альянса на проблематике отношений со странами ЦВЕ приведет к ослаблению внимания к южному флангу и, как следствие, к переливу сил и средств в сторону европейского Востока. Такое положение дел ни в коей мере не устраивает Францию, а также Италию и Испанию, тем более Грецию, Турцию и Португалию.
          Натовские государства южного фланга, при поддержке Франции, поэтому с самого начала весьма сдержанно отнеслись к инициативе более углубленного диалога с бывшими членами ОВД, считая, что возможное расширение НАТО на Восток неизбежно приведет к перераспределению натовского финансового «пирога» (прежде всего, расходов на инфраструктуру, составляющих свыше 80% бюджета альянса), переориентации приоритетов.
          Кроме того, французы осознают, что предстоящее расширение НАТО на Восток скорее всего приведет к усилению позиций США и Германии в этом регионе Европы. Это объясняется неизмеримо большим потенциалом этих государств в деле оказания военно-технической и экономической помощи новым членам блока, в том числе в области обновления и создания новой инфраструктуры. Франция, со своей стороны, вряд ли сможет выступить в этом плане наравне с США и Германией.
          Такой сценарий развития событий на Востоке Европы, географический выбор первых потенциальных кандидатов на вступление в Североатлантический альянс ни в коей мере не устраивает Париж, который пытается выстроить контрбаланс в форме усиления внимания к южному флангу НАТО, являющемуся в настоящий момент наиболее неспокойным. Наиболее ярким примером такой линии являются выступления Франции за включение Румынии в состав «первой волны» расширения.
          Развитие диалога НАТО-Средиземноморье, вместе с тем, по замыслу французов, не должно замыкаться на НАТО, а идти на «двух скоростях» с подключением диалога ЕС-Средиземноморье. В этом плане Франция рассчитывает на лидирующую роль, учитывая свой вес, экономический и историко-географический факторы.
          Возвращение Франции в интегрированные военные структуры НАТО возможно. Необходимость такого шага, по мнению многих видных французских военно-политических экспертов, давно назрела и поэтому уже в течение нескольких лет французами прорабатываются варианты «достойного» возвращения в альянс. В противном случае, процесс расширения будет происходить без реальной роли Франции, что противоречит ее внешнеполитическим амбициям.


|Европа| |Азия| |Африка| |Южная Америка| |Северная Америка| |Австралия и Океания|


|Home|
|Guestbook|
|Список стран|

© 1997-2001 by Alex E.Kapustin
E-mail: alex_koch@mail.ru
URL: www.kapustin.nm.ru

Hosted by uCoz