www.geo2000.nm.ru

Франция
Информация о стране: <пред|след> 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

11. Процесс глобализации. Внешнеэкономические связи со странами Латинской Америки.
          ГАТТ – ВТО. Влиятельный во Франции Международный торговый союз машиностроения и электроники провел в январе 1998 г. в Париже семинар о влиянии ВТО на международную торговлю. В семинаре приняли участие представители и руководители ВТО, французского патроната, ведущих французских и транснациональных корпораций, торговых палат ряда стран, а также посольств США, Китая, Великобритании, Венгрии, Бельгии, Австралии, Марокко, Германии, Швеции, Швейцарии, Японии и России.
          Интерес представили выступления представителя Франции в ВТО Л. Дюбуа-Дестризэ и вице-президента французского Патроната (СНПФ) Д. Кеслера.
          В частности Л. Дестризэ выразила озабоченность тем, что европейские страны, в т. ч. и Франция слишком медленно разворачивают свою деятельность в ВТО, в отличие, скажем, от США, Японии, отчего несут существенные потери и отчего в целом страдает экономика Европы. Она отметила важность намеченной на 2000 г. конференции ВТО, которая должна определить будущую стратегию организации на начало следующего тысячелетия. Уже сегодня в повестку дня конференции внесены такие вопросы, как будущая политика ВТО в отношении торговли сельскохозяйственной продукцией и торговли услугами. Л. Дестризэ предложила уже сейчас в более общем плане подумать над концептуальными вопросами будущего развития ВТО. Представительница Франции отметила также, что в настоящее время кандидатами на вступление в ВТО являются около 30 стран, среди которых она выделила Россию и Китай. Дестризэ выразила надежду, что путем совместных усилий европейских стран и, в частности, Франции удастся принять в ВТО Китай уже в текущем году, а Россию в следующем.
          Вице-президент СНПФ в свою очередь обратил внимание на возрастающую в настоящее время, как это ни парадоксально, опасность возврата к протекционизму. Несмотря на успешное решение в ГАТТ, а теперь в ВТО вопросов тарифных ограничений, многие страны, в частности США, Япония и другие изобретают ухищренные способы нетарифных барьеров. Д. Кеслер самокритично отметил и негативную роль в этом процессе Франции. В частности здесь вводятся практически запретительные санитарные нормы на импорт продовольственных и других товаров, организованно разрабатываются так называемые антидемпинговые процедуры. Д. Кеслер предложил также внимательно проанализировать и роль в этом процессе региональных экономических соглашений, число которых в мире на сегодняшний день превысило 77. Вице-президент СНПФ призвал подумать, к каким ответным мерам это может привести и куда это может завести международную торговлю. По его словам, французский патронат в настоящее время серьезно рассматривает пути преодоления негативных тенденций в этой области.
          ОЭСР. В Париже 27-28 апреля 1998 г. под совместным председательством министров иностранных дел и финансов Португалии состоялось ежегодное заседание Совета министров Организация экономического сотрудничества и развития.
          Министры иностранных дел, экономики и финансов стран-членов ОЭСР обсудили основные направления дальнейшей деятельности Организации в условиях продолжающейся глобализации мировой экономики. Были определены основные цели и задачи ОЭСР на современном этапе – всемерное содействие экономическому росту стран-членов и повышение уровня занятости населения в этих странах путем проведения на основе рекомендаций ОЭСР сбалансированной макроэкономической политики и структурных преобразований, согласованных государственных методов экономического и социального регулирования, укрепления механизма многостороннего сотрудничества, а также введения единой системы мер в области охраны окружающей среды. Тем самым, по мнению участников заседания, должно быть обеспечено устойчивое экономическое развитие стран-членов ОЭСР и повышение уровня жизни населения.
          На заседании были рассмотрены последствия азиатского финансово-экономического кризиса и его влияние на экономический рост в странах зоны ОЭСР. Было отмечено, что кризис выявил серьезную зависимость экономического роста от внешних экономических факторов и подтвердил значение успешного международного экономического и валютно-финансового сотрудничества по предотвращению возможности возникновения подобных кризисов и преодолению их последствий.
          Совет одобрил проводимые новыми индустриальными государствами Азии реформы и отметил необходимость для них и в дальнейшем следовать рекомендациям МВФ, МБРР и других соответствующих международных организаций. Министры призвали наиболее развитые страны-члены ОЭСР продолжить содействие экономическому подъему стран Азиатского региона и оказание им помощи на пути преодоления кризиса. Совет подтвердил стремление ОЭСР содействовать проводимой под эгидой международных финансовых организаций деятельности по устранению последствий кризиса путем участия экспертов Организации в разработке необходимых рекомендаций и проведения экономической экспертизы.
          Совет министров ОЭСР отметил, что, несмотря на последствия азиатского финансового кризиса, в большинстве стран-членов ОЭСР сохраняются относительно хорошие условия дальнейшего экономического роста, чей средний показатель в 1998-99 гг. прогнозируется на уровне 2,5 %. Вызывает обеспокоенность высокий уровень безработицы, который превышает 7 % для всей зоны ОЭСР (около 10 % в странах Европы), что составляет примерно 35 млн. человек в абсолютных цифрах.
          В этой связи Совет министров определил основные задачи, которым должны следовать страны-члены: проводить политику, нацеленную на поддержание устойчивого и сильного экономического роста, оздоровление бюджетной сферы путем погашения внутренней задолженности и снижение инфляции. Тем не менее было подчеркнуто, что неравное конъюнктурное положение отдельных стран требует применения по отношению к ним различных краткосрочных программ. Так, например, в странах, где действует сильный налоговый пресс и наблюдается значительный дефицит госбюджета, необходимо сконцентрировать внимание на сокращении расходных статей бюджета и проведении налоговой реформы.
          Особое внимание было уделено необходимости открытого обсуждения в странах-членах ОЭСР преимуществ либерализации торгового обмена и инвестиций в условиях глобализации мировой экономики. В этой связи на заседании Совета министров был представлен и одобрен подготовленный ОЭСР соответствующий доклад, в котором показаны преимущества такой либерализации, способствующей инновационной деятельности, повышению качества продукции и услуг, более широкому выбору для потребителей, экономическому росту, увеличению занятости и повышению жизненного уровня населения.
          Совет министров принял заявление относительно Многостороннего соглашения по инвестициям (МСИ). В заявлении подчеркивается, что инвестиции, как и торговля, сыграют ведущую роль в устойчивом экономическом развитии стран, росте занятости, повышении жизненного уровня населения. Министры экономики и финансов стран-членов ОЭСР вновь подтвердили значение, которое они уделяют созданию глобального многостороннего механизма, поощряющего привлечение инвестиций и определяющего нормы либерализации и защиты инвестиций, который был бы открыт и для стран-нечленов Организации.
          Совет Министров одобрил работу переговорной группы по согласованию текста МСИ, проделанную за период, прошедший с предыдущего заседания Совета в мае 1997 г. Принимая во внимание достигнутые переговорной группой успехи, а также трудности и обеспокоенность некоторых участников переговорного процесса, в особенности Франции, министры приняли решение установить 6 месячный период для консультаций и назначили следующее заседание переговорной группы на октябрь 1998 г. Участникам переговоров даны указания продолжить работу по подготовке Соглашения к подписанию и привлечению к нему наибольшего количества участников.
          Совет Министров ОЭСР выразил поддержку рабочей программе по инвестициям, разрабатываемой в настоящее время в ВТО. По завершении этой программы, ОЭСР намерена оказать содействие ВТО в разработке соответствующих норм.
          На заседании отмечалось также, что необходимо как можно быстрее завершить работу над оговорками и изъятиями, чтобы установить приемлемые для всех нормы либерализации инвестиций и добиться удовлетворительного равновесия принимаемых участниками Соглашения обязательств. При этом надо учитывать обеспокоенность экономического, политического, социального и культурного характера некоторых стран. Необходимо также урегулировать проблемы, связанные с экстратерриториальным характером американского законодательства в области инвестиций.
          В заявлении подчеркивается, что МСИ должно отвечать суверенному праву правительств проводить свою государственную политику. Таким образом, МСИ будет определять взаимовыгодные правила, не исключающие недискриминационной национальной политики в области инвестиций.
          На переговорном процессе по МСИ наблюдалась растущая общность взглядов на необходимость включения в положения Соглашения вопросов, связанных с охраной окружающей среды и труда, а также поддержка многими участниками запрета на снижение экологических норм и условий труда для привлечения или поддержания инвестиций.
          Министры стран-членов ОЭСР вновь подтвердили свое стремление обеспечить открытый для СМИ характер переговорного процесса по МСИ и гарантировать обсуждение вопросов, рассматриваемых переговорной группой, с мировой общественностью.
          Совет Министров одобрил активное участие в переговорах в качестве наблюдателей Аргентины, Бразилии, Чили, Эстонии, Китая (вместе с Гонконгом), Литвы, Латвии и Словакии, которые выразили свою заинтересованность стать первоначальными членами Соглашения. Была отмечена решимость вести широкомасштабный диалог с другими странами-нечленами на предмет их возможного присоединения к МСИ.
          В этой связи предусматривается проведение в установленный 6-месячный период региональных встреч Секретариата ОЭСР и участников переговорного процесса с заинтересованными странами по проблематике МСИ, а также двусторонних индивидуальных консультаций.
          Позиция Франции, по отношению к МСИ в том виде, в каком она сейчас находится, останется весьма сдержанной. Она характеризуется требованием снятия проблемы экстратерриториального характера внутреннего американского законодательства, придания особого статуса отраслям экономики, связанным с культурой, аудиовизуальным производством, новыми технологиями передачи информации, исключения из сферы действия Соглашения авторских прав, включая права на интеллектуальную собственность. Французская сторона выступает также за запрет на снижение экологических и социальных норм с целью созданию дополнительных условий для инвестиций, за определение в Соглашении четких, ясных и эффективных мер по урегулированию споров, которые учитывали бы интересы государства и частных лиц. Кроме того, Франция отстаивает право Евросоюза самому определять прерогативы общеевропейской политики в области инвестиций.
          В рамках обсуждения структурных реформ в странах-членах ОЭСР подчеркивалось, что при последовательном проведении таких реформ, нацеленных на поощрение инициативы и инновационной деятельности государственных органов, предприятий и граждан, которые учитывали бы интересы наиболее уязвимых слоев населения и предотвращали установление длительной безработицы и бедности, глобализация мировой экономики дает широкие возможности для стран-членов ОЭСР, как и для других стран, добиться устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения. В этом контексте были рассмотрены вопросы введения в действие разработанной ОЭСР стратегии в области занятости и совершенствования стратегии в отношении старения населения и реформ в социальном секторе.
          Сокращение безработицы остается приоритетом для большинства стран ОЭСР, в особенности для европейских стран. Особую обеспокоенность вызывает высокий уровень безработицы среди молодежи и лиц преклонного возраста, а также возрастающее число безработных со стажем. В этой связи стратегия ОЭСР в области занятости рассматривается как эффективный инструмент борьбы с безработицей в странах-членах. Министры призвали уделить особое внимание применению на практике этой стратегии, а также провести работу по выявлению ее положительных результатов для разработки дальнейших рекомендаций Организации в этом направлении.
          Особую роль в повышении производительности труда и, как следствие, в увеличении экономического роста играет технический прогресс. Он в свою очередь изменяет структуру спроса на рынке труда, оказывая положительное воздействие не только на инновационную сферу, но и на уровень безработицы. Для более полного извлечения выгоды из влияния технического прогресса на занятость нужна более подготовленная в профессиональном отношении рабочая сила. В связи с этим Совет министров признал важное значение эффективной системы высшего и общего профессионально-технического образования и призвал страны-члены и Секретариат ОЭСР уделить этому вопросу особое внимание в рамках дальнейшей деятельности Организации.
          В ходе обсуждения проблем, связанных со старением населения планеты, министры признали, что с учетом демографических тенденций и сложившейся ситуации на рынке труда в странах ОЭСР численность экономически неактивного населения должна значительно возрасти, особенно начиная с 2010 г. Секретариат ОЭСР подготовил доклад по данной проблематике, который получил одобрение на заседании Совета. Министры отметили необходимость содействия т. н. «активному старению», что подразумевает оказание помощи лицам преклонного возраста в продлении их активной экономической деятельности. Необходимо, как отмечалось на заседании, чтобы проводимые в странах социальные реформы учитывали эти аспекты, а также отвечали потребностям всех слоев населения, в особенности наиболее уязвимым, способствовали социальному равенству и борьбе с бедностью.
          На заседании была также одобрена аналитическая работа экспертов ОЭСР по различным аспектам управления экономикой. Секретариату было поручено разработать по согласованию с правительствами стран-членов и международными организациями свод основополагающих принципов управления, который учитывал бы особенности отдельных стран, и подготовить соответствующий доклад к следующему заседанию Совета в 1999 г.
          Было уделено внимание вопросам развития электроники и информатики, их влиянию на различные аспекты экономической и социальной деятельности стран, в частности на организацию труда и уровень занятости, на торговлю и методы административного управления. Получила одобрение проделанная экспертами Организации работа по изучению проблем и перспектив электронной торговли, которая должна позволить в будущем разработать рекомендации по защите авторских прав и прав потребителей, совершенствованию торговой и налоговой политики государств путем ее адаптации к этому феномену. Совет подчеркнул также значение скорейшей разработки информационных систем, призванных избежать экономических и финансовых последствий несовершенства многих банковских электронных систем расчетов при переходе ко второму тысячелетию.
          Совет призвал Российскую Федерацию расширить сотрудничество с ОЭСР, призванное содействовать становлению реальной рыночной экономики в рамках эффективно действующих демократических институтов власти и обеспечить на постоянной основе соответствие условиям вступления в Организацию, конечной цели, которую поставили перед собой обе стороны.
          Следующее заседание Совета министров ОЭСР должно состояться в апреле-мае 1999 г.
          ОЭСР – международная межправительственная экономическая организация. Конвенция о ее создании подписана в Париже 14 декабря 1960 г. по инициативе США и вступила в силу 30 сентября 1961 г. после ратификации всеми государствами-участниками. Предшественницей ОЭСР была Организация европейского экономического сотрудничества, созданная 16 апреля 1948 г. для восстановления экономики западноевропейских стран в соответствии с планом Маршалла – планом экономической и политической помощи США Западной Европе. В настоящее время членами ОЭСР являются 29 стран: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Мексика, Польша, Португалия, США, Турция, Чехия, Швейцария, Швеция, Финляндия, Франция, Ю. Корея, Япония. На долю стран ОЭСР, в которых проживает 16% населения земного шара, приходится 2/3 мирового производства.
          Основной целью ОЭСР является анализ состояния экономики государств-членов и выработка рекомендаций странам-участницам по осуществлению экономического регулирования на макро и отраслевом уровнях. Эти рекомендации, как правило, учитываются странами-членами при разработке и реализации национальной экономической политики. В связи с этим Организация фактически является органом координации экономической политики ведущих индустриальных стран Запада. ОЭСР осуществляет подготовку материалов по вопросам мировой экономики для международных совещаний, в т. ч. для встреч лидеров «семерки» крупнейших государств Запада.
          Важным направлением деятельности ОЭСР является проработка международно-правовых аспектов регулирования современных мирохозяйственных связей. Выработанные в рамках ОЭСР предложения впоследствии ложатся в основу многосторонних соглашений. В настоящее время в ОЭСР завершается разработка проекта многостороннего инвестиционного соглашения.
          8 июня 1994 г. в ходе очередной сессии Совета ОЭСР были подписаны Декларация о сотрудничестве России с ОЭСР и Соглашение о привилегиях и иммунитетах ОЭСР в Российской Федерации. Документы создали официальную основу для развития отношений между Россией и Организацией и открыли возможности для освоения в интересах российских экономических преобразований уникального опыта ОЭСР в вопросах экономического регулирования.
          Решение наиболее актуальных вопросов сотрудничества с ОЭСР и координация работы по освоению опыта стран-членов Организации осуществляются в рамках Межведомственной комиссии по взаимодействию с ОЭСР, созданной в декабре 1994 г.
          В мае 1996 г. Россия представила в ОЭСР заявку на вступление в Организацию и ее филиалы в качестве полноправного члена, что дало бы нам возможность участвовать в регулировании основных мировых экономических процессов в качестве равноправного партнера, создало бы предпосылки для нашего полноформатного участия в саммитах лидеров промышленно развитых стран в формате «восьмерки» .ОЭСР позитивно реагировала на обращение России, заявив о том, что она разделяет ее намерения, и указав на готовность содействовать созданию в России необходимых экономических условий для вступления в Организацию.
          27 мая 1997 года в Париже Е. М. Примаковым был подписан Протокол об учреждении Комитета по связям между Россией и ОЭСР. Создание Комитета позволит проводить регулярные встречи на высоком уровне между представителями России и ОЭСР.
          В период с 5 по 8 октября 1997 года состоялся рабочий визит в Москву Генерального секретаря ОЭСР Д. Джонстона. В ходе переговоров перед руководством ОЭСР был поставлен вопрос о начале переговорного процесса о вступлении Российской Федерации в ОЭСР. Позиция ОЭСР сводится к необходимости подготовки России к вступлению в рамках Комитета по связям.
          4-5 декабря 1997 года в Париже состоялось первое заседание Комитета по связям, в работе которого приняла участие российская делегация во главе с министром экономики Я. М. Уринсоном.
          В марте 1998 года введена в действие четвертая ежегодная Программа сотрудничества России с ОЭСР на текущий год, предусмотренная Декларацией о сотрудничестве.
          В настоящее время Россия имеет статус наблюдателя в 25 комитетах и рабочих группах ОЭСР. На рассмотрении Организации находятся российские заявки на участие еще в ряде комитетов ОЭСР.
          Получают развитие отношения России и с Международным энергетическим агентством, с которым в июле 1994 г. была подписана Совместная декларация о сотрудничестве в области энергетики, предусматривающая взаимодействие в ряде отраслей топливно-энергетического комплекса.
          США. Посольство США во Франции действует в тесном взаимодействии с представителями отдельных американских штатов в Европе. В штат экономической группы входят официальные представители двенадцати ведомств США, в том числе госдепартамента, министерств транспорта, здравоохранения, сельского хозяйства, финансов, а также НАСА, и т. д.
          Американское посольство во Франции является одним из самых крупных посольств США, что объясняется особым местом Франции во внешней политике Соединенных Штатов, в особенности ее торгово-экономической составляющей.
          По данным американской статистики товарооборот между Францией и США составляет примерно 50 млрд. долл. в год. Объем прямых американских инвестиций во Францию составляет около 36 млрд. долл., французских в США – 45 млрд. долл. Такая инвестиционная деятельность позволила создать во Франции более 370 тыс. дополнительных рабочих мест, и около 400 тыс. рабочих мест в самих США. Коммерческая служба в экономическом отделе насчитывает более 30 сотрудников и имеет свои филиалы в Марселе, Лионе и Страсбурге. Задачей экономического отдела посольства и его коммерческой службы является оказание помощи американским предприятиям и компаниям в продвижении их товаров и услуг на французский рынок. При этом особое внимание уделяется мелким и средним предприятиям.

          Латиноамериканцы.
          Группа Рио. Проведение диалога Группа Рио-ЕС утвердилось в качестве важного внешнеполитического приоритета ведущих латиноамериканских государств.
          Латиноамериканцы, в т. ч. чилийцы – при отсутствии у Вашингтона четкой, целенаправленной концепции партнерства с ЛА – в последнее время форсируют развитие политических и торгово-экономических контактов со странами Евросоюза.
          ЕС, со своей стороны, также не прочь укрепить на перспективу свои позиции в латиноамериканском регионе, потеснив традиционно доминирующее здесь влияние Соединенных Штатов. Свидетельством тому служат недавние межрегиональные контакты на высоком уровне, прежде всего визиты в ЛА президента Франции Ж. Ширака и главы испанского правительства Х. Аснара, поездки в Западную Европу ряда латиноамериканских лидеров, включая визит в апреле 1997 г. президента Чили Э. Фрея в Париж (который, надо заметить, состоялся сразу после его мартовского вояжа в США).
          Очевидно, речь по сути идет уже о стратегическом сближении ЛА и ЕС, которое во все возрастающей степени будет оказывать воздействие на общую ситуацию в регионе.
          Важным шагом на пути консолидации межрегионального политического и экономического диалога стало VII совещание руководителей внешнеполитических ведомств государств Группы РИО и ЕС (Нидерланды, 7-8 апреля 1997 г.).
          Главным политическим итогом этой встречи можно считать единодушное одобрение франко-испанской инициативы проведения встречи в верхах между руководителями стран ЛА и ЕС.
          По мнению чилийцев, представляется весьма важным уже сейчас, на подготовительном этапе, определиться с повесткой дня саммита с тем, чтобы он «не стал очередным форумом деклараций», а имел практический результат.
          Весьма позитивно восприняли в Сантьяго возможность участия во встрече в верхах Ф. Кастро. Здесь полагают, что не изоляция, а «подтягивание» Кубы к многостороннему диалогу будет в конечном итоге содействовать проведению демократических преобразований на острове.
          Особенность чилийского подхода к сотрудничеству с ЕС состоит в том, что наряду с участием во многосторонних усилиях по углублению межрегионального взаимодействия Сантьяго резервирует за собой право на развитие привилегированных отношений с этим объединением на двусторонней основе.
          В рамках нидерландской встречи мининдел состоялась беседа Х. М. Инсульсы с министрами «координационной тройки» ЕС. Стороны вышли на принципиальную договоренность осуществить планы по взаимной торговой либерализации еще до конца столетия. По словам Х. М. Инсульсы, в 1998 г. состоятся технические переговоры на экспертном уровне с тем, чтобы в 1999 г. «выйти на переговоры на высоком политическом уровне с целью завершения этого процесса» . Несмотря на имеющиеся между Чили и ЕС разногласия по ряду вопросов торговых отношений, чилийцы всерьез рассчитывают на достижение в ближайшие 2-3 года соглашения о полноформатном ассоциировании с Евросоюзом.
          В целом же диалог Группы Рио-ЕС приобретает все более четкие очертания, становясь существенным фактором в отношениях между двумя регионами.
          Примечательно, что европейцы предпочитают опираться в ЛА на единый блок ЕС, что, очевидно, компенсирует в определенной степени нехватку их индивидуальных возможностей на конкретных направлениях взаимодействия. При этом еэсовцы «не навязывают» своей повестки дня, отдавая должное политическим и экономическим приоритетам латиноамериканских партнеров.
          Чили. В контексте общих усилий Сантьяго по активизации политического и экономического диалога с ЕС важное место отводится развитию отношений с ведущими государствами Евросоюза на двусторонней основе. В этих контактах чилийцы придают приоритетное значение Испании, Франции, Германии и Великобритании.
          В последнее время значительный импульс получили чилийско-французские связи. Так, в 1996 г. взаимный товарооборот составил около 1 млрд. долл., французские инвестиции в чилийскую экономику достигли порядка 300 млн. долл. По этим показателям Франция занимает 4 место среди чилийских партнеров из стран ЕС.
          В 1996 г. в Париже находился с визитом Минобороны Э. Перес Йома, в начале марта 1997. г. в Чили побывал французский министр транспорта, жилищного строительства и туризма. Крупным событием в двусторонних отношениях стал государственный визит в Париж (9-12 апреля 1997 г.) президента Э. Фрея.
          В ходе визита удалось полностью преодолеть последствия некоторого «похолодания» в чилийско-французских отношениях в результате довольно острой критики Сантьяго в адрес Франции по поводу возобновления в 1995 г. французских ядерных испытаний в Южной части Тихого океана.
          Переговоры Э. Фрея с Ж. Шираком и А. Жюпе позволили продвинуться на ключевых направлениях сотрудничества. Подписанный пакет из 8 документов (соглашения о сотрудничестве в борьбе с наркобизнесом, в области культуры, образования, подготовки специалистов и др.), по сути, закладывает основу перевода двусторонних отношений на качественно новый уровень.
          Чилийскому президенту удалось заручиться поддержкой Ж. Ширака в деле ратификации французской стороной рамочного соглашения о сотрудничестве Чили с ЕС, подписанного в июне прошлого года (из 15 государств Евросоюза этот документ пока ратифицировали лишь Швеция и Финляндия).
          Участвовавший накануне визита во встрече мининдел государств Группы Рио и ЕС в Голландии Х. М. Инсульса проинформировал французов о принципиальной договоренности Сантьяго с «тройкой» ЕС о проведении ускоренных переворов с целью заключения к 1999 г. полномасштабного соглашения об экономическом и политическом ассоциировании между Чили и Евросоюзом. В этом вопросе чилийцы также встретили полное понимание и поддержку Парижа. Причем французы проводили мысль о возможности «досрочного» достижения договоренностей между Чили и ЕС в таких стратегических, по их мнению, областях, как телекоммуникации, транспорт, туризм, финансовые услуги.
          В общем плане затрагивались некоторые аспекты сотрудничества в военной сфере, хотя каких-либо конкретных договоренностей на этот счет достигнуто не было (на экспертном уровне чилийцы изучают целесообразность закупки во Франции двух подводных лодок общей стоимостью 450 млн. долл., нескольких самолетов «Мираж2000-5» и танков «АМХ-30» ).
          Сопровождавшая Э. Фрея представительная группа чилийских предпринимателей провела ряд рабочих встреч с французскими коллегами (обсуждались вопросы увеличения притока французских инвестиций в чилийскую экономику), достигнута договоренность о дополнительных поставках оборудования для метро в Сантьяго.
          Несколько омрачили в целом успешно развивающиеся торговые связи двух стран майские акции вандализма французских сельхозпроизводителей в отношении экспортируемых во Францию чилийских фруктов. Мининдел Х. М. Инсульса обратился к французским властям с призывом предпринять необходимые меры для недопущения подобных инциндентов в будущем, одновременно зарезервировав за Чили право обратиться с жалобой в международные торговые инстанции.
          В целом же визит чилийского президента продемострировал с одной стороны, растущий интерес Франции к Латинской Америке в целом и к Чили, в частности: он стал своего рода дополнением к предшествовавшему ему мартовскому вояжу Ж. Ширака по ряду стран Южного Конуса.
          В этом отношении чилийцы подметили – при всех ссылках на «гальскую экспансивность» – серьезность планов Парижа «основательно взяться» за латиноамериканский регион, выступая при этом, по сути, в тандеме с Испанией, в качестве «локомотивной» силы ЕС.
          С другой стороны, визит подтвердил стратегический курс чилийского руководства на сближение с Западной Европой, что отвечает далекоидущим интересам Сантьяго, всерьез добивающегося ассоциированного партнерства с ЕС как с блоком и с ведущими членами Евросоюза – на двусторонней основе.
          В рамках заметно активизировавшейся в последнее время линии администрации Э. Фрея на диверсификацию внешних связей видное самостоятельное место отводится укреплению контактов с внерегиональными государствами по военной линии.
          Заметным событием в этом отношении стало европейское турне в два этапа Минобороны Чили Э. Переса Йомы: в Испанию, Италию (апрель 1997 г.) и в Швецию и Россию (конец мая 1997 г.).
          Такой курс чилийцев помимо общестратегических задач по укреплению отношений Сантьяго с ведущими военными державами мира, очевидно, преследует и более конкретные цели – в контексте планов руководства страны по модернизации своих ВС.
          Обращает на себя внимание и то, что «военное сближение» Чили с Западной Европой протекает в одном русле с усилиями правительства Э. Фрея по углублению политического и экономического диалога с ЕС – в целом и с ведущими членами союза – на двусторонней основе (приблизительно в этот же временной отрезок чилийский президент находился с официальным визитом в Париже, главы минэкономики и мининдел Чили побывали, соответственно, в Брюсселе и Бонне).
          В условиях затянувшейся паузы в реализации декларированного Вашингтоном курса на новое партнерство с Латинской Америкой, чилийское руководство целенаправленно развертывает дипломатическое «наступление» в Западной Европе. Эта линия, как представляется, призвана, с одной стороны, обеспечить достойные позиции Чили на перспективу (в т. ч. имея ввиду предстоящие переговоры о политическом и экономическом ассоциировании Чили и ЕС), а, с другой, стимулировать Белый Дом к более активным практическим шагам в двустороннем торгово-экономическом и военно-политическом взаимодействии.
          Примечательно, что пребывание Переса Йомы в Мадриде совпало по времени с объявлением США разрешения предоставить чилийцам для ознакомления технические характеристики на истребитель «Ф-16» для возможного проведения в дальнейшем переговоров об их поставке в Чили (посол США в Сантьяго не упустил возможности лично сообщить об этом по телефону находившемуся в Испании Пересу Йоме).
          Похоже, тактика чилийцев по разыгрыванию одновременно и американской, и европейской «карты» начинает себя оправдывать.
          Почувствовав относительную самостоятельность в международных делах, Сантьяго все смелее эксплуатирует в своих интересах объективные противоречия между различными центрами силы, которые, со своей стороны, заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве с Чили как одним из наиболее перспективных партнеров в Латинской Америке.
          Это отчетливо проявляется, в частности, и в отношении планов чилийцев по приобретению за рубежом современных систем вооружения: обостряющаяся между западными поставщиками конкуренция позволяет им максимально сбивать цену и добиваться наиболее выгодных для себя условий. Так, в ходе визита Переса Йомы в Испанию чилийцы вновь зондировали возможность приобретения двух подводных лодок и другого специмущества в поиске оптимальных для себя параметров сделки.
          В рамках поездки в Швецию важное место заняло посещение чилийской делегацией авиационного концерна «Сааб» : чилийцы рассматривают возможность приобретения шведского истребителя «JAS-39 Грипен» в качестве одной из альтернатив американскому «Ф-16» и французскому «Мираж 2000-5» .
          Практическим итогом визита чилийцев в Мадрид, Рим, Стокгольм и Москву стало подписание Протоколов о взаимопонимании в сфере военного сотрудничества (аналогичные документы Чили имеет с США, Великобританией, ФРГ, Францией, Бельгией, Аргентиной). Здесь исходят из того, что подобные рамочные договоренности должны предшествовать налаживанию более предметных контактов по военно-технической линии, включая проведение переговоров о закупке вооружений в соответствующих странах.
          Перу. Поддержание всесторонних связей с Францией, которую в Перу рассматривают как один из возможных «мостов» в налаживании полномасштабного сотрудничества с Европейским Союзом, органично отвечает целям политики «открытого регионализма» администрации А. Фухимори.
          Правительства А. Фухимори и Ж. Ширака, разделяющие концепцию многополярности мира как основы стратегической и экономической стабильности, уже не раз отмечали высокую степень совпадения своих подходов к основным международным проблемам. Обе страны высказываются в пользу повышения эффективности ведущей международной организации – ООН, в т. ч. посредством расширения состава СБ ООН за счет принятия новых постоянных членов, в т. ч. представляющих латиноамериканский континент.
          Как Лима так и Париж придают важное значение вопросам устойчивого развития борьбы с крайней нищетой, экологии, международного разоружения, укреплению связей между безъядерными зонами. Франция, в частности, поддержала идею создания безъядерной суперзоны в Южном полушарии, одним из соавторов которой является Перу. Обе стороны высказываются в пользу координации национальных усилий по вопросу о запрещении производства и применения противопехотных мин и других видов «негуманного» оружия.
          В политических кругах Лимы отмечают, что в настоящий момент перуанско-французский диалог начинает обогащаться новыми элементами, в т. ч. за счет прямых контактов во время ежегодных координационно-консультативных встреч мининдел стран ЕС и «Группы Рио» . а также на других форумах многосторонней дипломатии.
          Несмотря на то, что в настоящий момент приоритетным для Парижа на латиноамериканском направлении является форсирование контактов с «Меркосур», в Перу рассчитывают на то, что андские государства в перспективе также не будут обойдены вниманием французов, которое пока ограничивается продлением режима торговых преференций для ряда товаров из стран Андского сообщества, в т. ч. перуанских. Данная формально техническая мера позитивно воспринимается не только местными экспортерами, но и руководящими кругами страны. Вместе с тем в Лиме четко осознают, что правительство Ж. Ширака пока не выражает заинтересованности в подписании с АС или каким-либо из его членов в отдельности крупномасштабного торгово-экономического соглашения (например, наподобие заключенного в 1995 г. Договора ЕС-"Меркосур» ), в частности, из-за наличия принципиальных расхождений между членами АС.
          В развитии двусторонних связей с Францией администрация А. Фухимори особо подчеркивает значимость делегационного обмена как на правительственном, так и на предпринимательском уровне. В последнее время высокопоставленные представители Франции проявляют встречную инициативу в этом вопросе. Так с 1995 г. Перу поочередно посетили министры торговли, окружающей среды, образования, два заммининдел, а также ряд начальников управлений МИД Франции. Причем все они приезжали в Лиму в сопровождении групп влиятельных бизнесменов, которые обсуждали конкретные торговые проекты. В этой связи здесь рассчитывают, что подобные прямые контакты и ознакомление на месте с конъюнктурой перуанского рынка успешно «сработают» на перспективу и будут содействовать увеличению двустороннего товарооборота, составившего в 1996 г. 350 млн. долларов, а также притоку французских капиталовложений в экономику страны. По объему прямых инвестиций, составивших 45 млн. долл. в 1996 г., Франция поднялась с шестого на пятое место среди основных партнеров Лимы из числа стран EC.
          Росту доверия французских инвесторов и кредиторов во многом способствовали экономические реформы перуанского правительства, наличие емкого рынка, а также четкого законодательства, устанавливающего «правила» торгового сотрудничества.
          Французские фирмы проявляют растущий интерес к участию в программе приватизации перуанских госпредприятий таких отраслей, как электроэнергетика (компания «Шнейдер» ), телекоммуникации ("Франс-Телеком» ), горнорудное дело, строительство, туризм, банковское дело ("Креди Лионэ», «Креди де Пари» ). Одним из последних примеров конкретной отдачи этих связей являются контракты с консорциумом «Эльф Акитэн» на разведку и эксплуатацию нефтегазовых месторождений в Перу, с фармацевтической фирмой «Санофи-Винтрон», а также деятельность в Перу лидеров французского автомобилестроения, в т. ч. группы «Ситроен», компаний «Рено» и «Пежо» . Заметнее становится присутствие на местном рынке и компаний «Алкатель» и «Рон-Пуленк» .
          Притоку новых частных капиталов из Парижа, а также росту товарооборота во многом способствует постоянное внимание, уделяемое правительством Перу совершенствованию и укреплению договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества, в частности, продлению срока действия соглашений об избежании двойного налогообложения и о поощрении и взаимной защите инвестиций (1995 г.).
          Перуанская сторона позитивно относится к тому, что правительство Ширака демонстрирует все больший интерес к углублению связей с латиноамериканским регионом в целом, о чем, по мнению местных наблюдателей, свидетельствует и активизация дипломатических усилий Парижа на этом направлении, в частности, насыщенный график поездки Ширака по нескольким странам Южной Америки. Руководство Перу расценило как весьма важную инициативу, поддержанную французским лидером, проведения встречи в верхах между странами ЕС и ЛА в 1998 г. В этой связи в Лиме выражают надежцу на то, что Париж будет играть более заметную «связующую» роль в сближении двух торгово-экономических блоков.
          Боливия. Состоявшийся 14-15 марта 1997. г. официальный визит Ж. Ширака в Боливию стал важным событием. Подтверждением этому является как однозначно выраженное удовлетворение его результатами со стороны руководства страны, лидеров входящих в правящую коалицию партий, так и практически полное отсутствие сколько-нибудь существенных критических замечаний или выпадов на этот счет со стороны оппозиции и представителей СМИ разной политической ориентации. Протокольная часть визита предусматривала прибытие французского руководителя вечером 14 марта в г. Кочабамбу, провозглашение его почетным гостем этого города, награждение Ж. Ширака высшим боливийским орденом «Кондор-де-Лос-Андес», ужин в его честь со стороны президента Боливии Санчеса де Досады.
          15 марта, после перелета в Ла-Пас, Ж. Ширак выступил в Национальном конгрессе Боливии с 45-минутной речью перед членами Палаты депутатов и Сената, представителями дипкорпуса и другими приглашенными, вручил награды вице-президенту страны У. Карденасу и его супруге (индейцам по происхождению), провел встречу с представителями индейских общин.
          После приема со стороны президента Боливии Санчеса де Лосады состоялось подписание президентами Совместной французско-боливийской декларации, а министрами – двух протоколов о сотрудничестве.
          Чествованием Ж. Ширака на центральном стадионе города в присутствии 50 тысяч болельщиков со стороны Футбольной ассоциации Боливии в знак признания его заслуг в принятии ФИФА решения о проведении, несмотря на высокогорье, отборочных матчей чемпионата мира по футболу в Ла-Пасе, его участием в церемонии переименования одной из городских улиц в авеню Франции, вручением иностранному гостю ключей от города и встречей Ж. Ширака с французской колонией в здании французско-боливийского колледжа, протокольная часть визита была выполнена полностью, и вечером 15 марта он отбыл в Асунсьон.
          В поездке по Боливии французского руководителя сопровождали министры культуры, финансов и внешней торговли, по европейским делам (последний представлял мининдел), пять парламентариев, почетные гости, в том числе профессор Ж. Малори, инициатор создания Академии северных народов в Санкт-Петербурге (Россия), и звезда французского футбола М. Платини, 76 журналистов и 20 руководителей французского бизнеса.
          По итогам проведенных переговоров президентами двух стран была подписана Совместная боливийско-французская декларация. В ней, в частности, констатируется приверженность Боливии и Франции принципам демократии и политического плюрализма, являющегося основой для развития обоих государств; указывается на необходимость соблюдения прав человека и гражданских свобод, укрепления и развития диалога между двумя странами по вопросам мировой политики, включая координацию и согласование своих действий на различных международных и региональных форумах, в т. ч. и в ООН; приветствуется процесс углубления и совершенствования взаимоотношений между ЕС и Группой Рио.
          В Ла-Пасе не скрывали удовлетворения тем фактом, что Франция согласилась на включение в текст данного документа положения о раздельной ответственности стран-производителей и стран-потребителей наркопродукции за решение проблемы наркобизнеса, подтвердив свою готовность к дальнейшему практическому сотрудничеству в этой области. Однозначно расценив этот жест Парижа как выражение моральной поддержки странам, которые подобно Боливии ведут непростой диалог по этому вопросу с США, боливийцы отмечают также важность включенного в Декларацию пункта с выражением взаимной готовности Парижа и Ла-Паса к дальнейшему развитию двусторонних торгово-экономических, научных и культурных связей, главным образом, с опорой на частный сектор обеих стран.
          Кроме того, министрами иностранных дел Боливии и финансов и внешней торговли Франции были подписаны два протокола о предоставлении последней льготных кредитов на общую сумму 12 млн. долл., для проведения мероприятий по очистке загрязненных вод в лагуне Кочабамба и для обеспечения регулирования дорожно-транспортного движения во втором по величине городе Боливии – Санта-Крусе.
          Главным содержательным моментом визита явилось выступление Ж. Ширака в Национальном конгрессе страны, в котором изложены концептуальные подходы и намечены практические шаги Франции к проведению своей политики по отношению к странам Латинской Америки и «третьего мира» вообще и Боливии в частности.
          Французский руководитель подчеркнул решимость Парижа и впредь развивать равноправные и взаимовыгодные условия с этой группой стран. В данном контексте он напомнил, что в «абсолютных цифрах Франция как страна-донор занимает второе после Японии место», что именно Париж на Лионском (1996 г.) саммите «большой семерки» добился от других ее членов согласия на продолжение проведения «политики солидарности с развивающимися странами» . Ж. Ширак заявил также, что на очередной встрече в верхах «семерки» (Денвер, июнь 1997 г.) Париж намерен вновь поставить вопрос о необходимости сохранения политики солидарности и оказания помощи упомянутой группе государств. В частности, он сказал: «Мы должны развивать новую глобальную ассоциацию, которая объединила бы развивающиеся страны, развитые государства и международные организации. Мы не должны допустить, чтобы глобализация привела к маргинализации хотя бы одной страны, она должна стать благодатной для всех. Наша общая цель должна состоять в преодолении бедности, социального неравенства, охране детства, защите окружающей среды, уважении прав трудящихся мужчин и женщин, улучшении здравоохранения, создании условий для доступа всех к получению образования. Проведение такой политики является не только моральной обязанностью развитых стран, но и служит интересам всех» . Ж. Ширак напомнил, что именно благодаря Франции ЕС превратился в крупнейшего донора в вопросе оказания помощи странам «третьего мира» и в особенности государствам ЛА (за последние пять лет ее объем южноамериканскому континенту составил более 20 млрд. долл., причем на долю Франции приходится 20% этой суммы), и заверил, что Европа и Франция будут и впредь придерживаться этой линии.
          Что касается предложений Ж. Ширака, касающихся французско-боливийского сотрудничества, то позитивный отклик встретило здесь его заявление о готовности Парижа стать «адвокатом» Боливии в ее диалоге с ЕC, большой «семеркой», международными организациями, а также подтвержденное им намерение развивать основывающиеся на исторической и культурной общности двух стран взаимодействие в вопросах, связанных с «сохранением культурного многообразия» на основе неприятия Парижем и Ла-Пасом идеи «униформирования мира» . В этом плане он высоко оценил «плюрикультурный и мультиэтнический» характер боливийского общества, закрепленный в Политической конституции страны.
          В данном контексте Ж. Ширак заявил, что в целях сохранения «разнообразия и величия коренных америндейских цивилизаций» им принято решение о создании в Париже Музея искусств индейских народов, что Франция намерена принять программу, призванную активизировать процесс изучения языков кечуа, аймара и гуарани в Национальной школе восточных языков, что она выделит 2 млн. долл. МАБР, которые будут предназначены для Фонда развития индейских народов (штаб-квартира в г.Ла-Пасе). Кроме того, сообщил президент, упомянутый выше профессор Ж. Малори приступит к проработке вопроса об открытии в Боливии (в г. Ла-Пасе или на озере Титикака) Андской академии для подготовки образованной элиты «америндейских народов» .
          Напомнив о заслугах Франции в деле освобождения альтернативных коке сельхозпродуктов, производимых андскими странами, включая Боливию, от таможенных прошлин ЕС, Ж. Ширак подтвердил свою готовность лично заниматься вопросами продолжения оказания помощи в этом вопросе.
          Президент Франции информировал также боливийцев об инициативах, с которыми его страна намерена выступить в международных организациях и которые направлены на расширение помощи в реализации программ альтернативного развития наркопроизводящих регионов. В частности, в Парижском клубе Франция будет добиваться предоставления странам-должникам кредитов для этой цели. Кроме того, Франция предполагает предложить всем обладающим спутниками странам применять их для борьбы с наркобизнесом. Сама она уже в ближайшем будущем намерена использовать в этих целях свои спутники системы СПОТ. По мнению президента, следует углублять взаимодействие по линии спецслужб, экспертов, судебных органов и иных институтов с целью усиления обмена информацией, методами и средствами борьбы с наркозлом, расширить подготовку у себя специалистов в данной сфере.
          С этой целью Париж собирается открыть на о. Мартиника Международный центр подготовки специалистов по борьбе с наркобизнесом.
          Характеризуя итоги визита Ж. Ширака в Боливию, сотрудники местных СМИ отмечали, что уже сам факт приезда сюда главы французского государства, не говоря уже о выдвинутых им инициативах, является для страны поистине историческим событием. Сопровождавшие президента руководители французского бизнеса провели весьма многообещающие встречи с представителями частного сектора Боливии.
          В Ла-Пасе с одобрением отнеслись к выдвинутой Ж. Шираком идее о проведении саммита ЕС-ЛА. Боливийцам явно импонировала кроме того антиамериканская во многих своих проявлениях направленность латиноамериканского турне Ж. Ширака. Хотя администрация по понятным причинам и воздержалась от каких-либо публичных комментариев на этот счет, бурные аплодисменты, которыми то и дело прерывалась речь президента Франции в Конгрессе, а также многочисленные статьи в местных СМИ четко выделили этот момент. Практически все обозреватели, независимо от своей партийной принадлежности, групповых или политических симпатий, сошлись в том, что поездка Ширака была направлена на обеспечение Франции и Европе более достойного места в стремительно развивающемся общем рынке латиноамериканских стран. При этом обращалось внимание на то, что Ширак, не атакуя Вашингтон в лоб, умело использовал дипломатический язык, сделав основной упор на развитии сотрудничества ЕС и ЛА, а не на обращенных к южноамериканцам призывах к конфронтации с США.
          В настоящее время торгово-экономические связи между двумя странами носят незначительный характер. Франция занимает 8 место среди торговых партнеров Боливии и 18 как импортер товаров.
          Местные комментаторы однозначно оценили нынешнюю поездку Ширака как новое открытие Латинской Америки Францией, как следование курсу Ш. де Голля (в Боливии находился в 1964 г.) в новых условиях.


|Европа| |Азия| |Африка| |Южная Америка| |Северная Америка| |Австралия и Океания|


|Home|
|Guestbook|
|Список стран|

© 1997-2001 by Alex E.Kapustin
E-mail: alex_koch@mail.ru
URL: www.kapustin.nm.ru

Hosted by uCoz