|
11.
Процесс глобализации. Внешнеэкономические связи
со странами Латинской Америки.
ГАТТ – ВТО.
Влиятельный во Франции Международный торговый
союз машиностроения и электроники провел в
январе 1998 г. в Париже семинар о влиянии ВТО на
международную торговлю. В семинаре приняли
участие представители и руководители ВТО,
французского патроната, ведущих французских и
транснациональных корпораций, торговых палат
ряда стран, а также посольств США, Китая,
Великобритании, Венгрии, Бельгии, Австралии,
Марокко, Германии, Швеции, Швейцарии, Японии и
России.
Интерес
представили выступления представителя Франции в
ВТО Л. Дюбуа-Дестризэ и вице-президента
французского Патроната (СНПФ) Д. Кеслера.
В частности Л.
Дестризэ выразила озабоченность тем, что
европейские страны, в т. ч. и Франция слишком
медленно разворачивают свою деятельность в ВТО,
в отличие, скажем, от США, Японии, отчего несут
существенные потери и отчего в целом страдает
экономика Европы. Она отметила важность
намеченной на 2000 г. конференции ВТО, которая
должна определить будущую стратегию организации
на начало следующего тысячелетия. Уже сегодня в
повестку дня конференции внесены такие вопросы,
как будущая политика ВТО в отношении торговли
сельскохозяйственной продукцией и торговли
услугами. Л. Дестризэ предложила уже сейчас в
более общем плане подумать над концептуальными
вопросами будущего развития ВТО.
Представительница Франции отметила также, что в
настоящее время кандидатами на вступление в ВТО
являются около 30 стран, среди которых она
выделила Россию и Китай. Дестризэ выразила
надежду, что путем совместных усилий европейских
стран и, в частности, Франции удастся принять в
ВТО Китай уже в текущем году, а Россию в
следующем.
Вице-президент
СНПФ в свою очередь обратил внимание на
возрастающую в настоящее время, как это ни
парадоксально, опасность возврата к
протекционизму. Несмотря на успешное решение в
ГАТТ, а теперь в ВТО вопросов тарифных
ограничений, многие страны, в частности США,
Япония и другие изобретают ухищренные способы
нетарифных барьеров. Д. Кеслер самокритично
отметил и негативную роль в этом процессе
Франции. В частности здесь вводятся практически
запретительные санитарные нормы на импорт
продовольственных и других товаров,
организованно разрабатываются так называемые
антидемпинговые процедуры. Д. Кеслер предложил
также внимательно проанализировать и роль в этом
процессе региональных экономических соглашений,
число которых в мире на сегодняшний день
превысило 77. Вице-президент СНПФ призвал
подумать, к каким ответным мерам это может
привести и куда это может завести международную
торговлю. По его словам, французский патронат в
настоящее время серьезно рассматривает пути
преодоления негативных тенденций в этой области.
ОЭСР. В Париже
27-28 апреля 1998 г. под совместным председательством
министров иностранных дел и финансов Португалии
состоялось ежегодное заседание Совета министров
Организация экономического сотрудничества и
развития.
Министры
иностранных дел, экономики и финансов
стран-членов ОЭСР обсудили основные направления
дальнейшей деятельности Организации в условиях
продолжающейся глобализации мировой экономики.
Были определены основные цели и задачи ОЭСР на
современном этапе – всемерное содействие
экономическому росту стран-членов и повышение
уровня занятости населения в этих странах путем
проведения на основе рекомендаций ОЭСР
сбалансированной макроэкономической политики и
структурных преобразований, согласованных
государственных методов экономического и
социального регулирования, укрепления механизма
многостороннего сотрудничества, а также
введения единой системы мер в области охраны
окружающей среды. Тем самым, по мнению участников
заседания, должно быть обеспечено устойчивое
экономическое развитие стран-членов ОЭСР и
повышение уровня жизни населения.
На заседании
были рассмотрены последствия азиатского
финансово-экономического кризиса и его влияние
на экономический рост в странах зоны ОЭСР. Было
отмечено, что кризис выявил серьезную
зависимость экономического роста от внешних
экономических факторов и подтвердил значение
успешного международного экономического и
валютно-финансового сотрудничества по
предотвращению возможности возникновения
подобных кризисов и преодолению их последствий.
Совет одобрил
проводимые новыми индустриальными
государствами Азии реформы и отметил
необходимость для них и в дальнейшем следовать
рекомендациям МВФ, МБРР и других соответствующих
международных организаций. Министры призвали
наиболее развитые страны-члены ОЭСР продолжить
содействие экономическому подъему стран
Азиатского региона и оказание им помощи на пути
преодоления кризиса. Совет подтвердил
стремление ОЭСР содействовать проводимой под
эгидой международных финансовых организаций
деятельности по устранению последствий кризиса
путем участия экспертов Организации в
разработке необходимых рекомендаций и
проведения экономической экспертизы.
Совет министров
ОЭСР отметил, что, несмотря на последствия
азиатского финансового кризиса, в большинстве
стран-членов ОЭСР сохраняются относительно
хорошие условия дальнейшего экономического
роста, чей средний показатель в 1998-99 гг.
прогнозируется на уровне 2,5 %. Вызывает
обеспокоенность высокий уровень безработицы,
который превышает 7 % для всей зоны ОЭСР (около 10 %
в странах Европы), что составляет примерно 35 млн.
человек в абсолютных цифрах.
В этой связи
Совет министров определил основные задачи,
которым должны следовать страны-члены: проводить
политику, нацеленную на поддержание устойчивого
и сильного экономического роста, оздоровление
бюджетной сферы путем погашения внутренней
задолженности и снижение инфляции. Тем не менее
было подчеркнуто, что неравное конъюнктурное
положение отдельных стран требует применения по
отношению к ним различных краткосрочных
программ. Так, например, в странах, где действует
сильный налоговый пресс и наблюдается
значительный дефицит госбюджета, необходимо
сконцентрировать внимание на сокращении
расходных статей бюджета и проведении налоговой
реформы.
Особое внимание
было уделено необходимости открытого обсуждения
в странах-членах ОЭСР преимуществ либерализации
торгового обмена и инвестиций в условиях
глобализации мировой экономики. В этой связи на
заседании Совета министров был представлен и
одобрен подготовленный ОЭСР соответствующий
доклад, в котором показаны преимущества такой
либерализации, способствующей инновационной
деятельности, повышению качества продукции и
услуг, более широкому выбору для потребителей,
экономическому росту, увеличению занятости и
повышению жизненного уровня населения.
Совет министров
принял заявление относительно Многостороннего
соглашения по инвестициям (МСИ). В заявлении
подчеркивается, что инвестиции, как и торговля,
сыграют ведущую роль в устойчивом экономическом
развитии стран, росте занятости, повышении
жизненного уровня населения. Министры экономики
и финансов стран-членов ОЭСР вновь подтвердили
значение, которое они уделяют созданию
глобального многостороннего механизма,
поощряющего привлечение инвестиций и
определяющего нормы либерализации и защиты
инвестиций, который был бы открыт и для
стран-нечленов Организации.
Совет Министров
одобрил работу переговорной группы по
согласованию текста МСИ, проделанную за период,
прошедший с предыдущего заседания Совета в мае
1997 г. Принимая во внимание достигнутые
переговорной группой успехи, а также трудности и
обеспокоенность некоторых участников
переговорного процесса, в особенности Франции,
министры приняли решение установить 6 месячный
период для консультаций и назначили следующее
заседание переговорной группы на октябрь 1998 г.
Участникам переговоров даны указания продолжить
работу по подготовке Соглашения к подписанию и
привлечению к нему наибольшего количества
участников.
Совет Министров
ОЭСР выразил поддержку рабочей программе по
инвестициям, разрабатываемой в настоящее время в
ВТО. По завершении этой программы, ОЭСР намерена
оказать содействие ВТО в разработке
соответствующих норм.
На заседании
отмечалось также, что необходимо как можно
быстрее завершить работу над оговорками и
изъятиями, чтобы установить приемлемые для всех
нормы либерализации инвестиций и добиться
удовлетворительного равновесия принимаемых
участниками Соглашения обязательств. При этом
надо учитывать обеспокоенность экономического,
политического, социального и культурного
характера некоторых стран. Необходимо также
урегулировать проблемы, связанные с
экстратерриториальным характером американского
законодательства в области инвестиций.
В заявлении
подчеркивается, что МСИ должно отвечать
суверенному праву правительств проводить свою
государственную политику. Таким образом, МСИ
будет определять взаимовыгодные правила, не
исключающие недискриминационной национальной
политики в области инвестиций.
На переговорном
процессе по МСИ наблюдалась растущая общность
взглядов на необходимость включения в положения
Соглашения вопросов, связанных с охраной
окружающей среды и труда, а также поддержка
многими участниками запрета на снижение
экологических норм и условий труда для
привлечения или поддержания инвестиций.
Министры
стран-членов ОЭСР вновь подтвердили свое
стремление обеспечить открытый для СМИ характер
переговорного процесса по МСИ и гарантировать
обсуждение вопросов, рассматриваемых
переговорной группой, с мировой общественностью.
Совет Министров
одобрил активное участие в переговорах в
качестве наблюдателей Аргентины, Бразилии, Чили,
Эстонии, Китая (вместе с Гонконгом), Литвы, Латвии
и Словакии, которые выразили свою
заинтересованность стать первоначальными
членами Соглашения. Была отмечена решимость
вести широкомасштабный диалог с другими
странами-нечленами на предмет их возможного
присоединения к МСИ.
В этой связи
предусматривается проведение в установленный
6-месячный период региональных встреч
Секретариата ОЭСР и участников переговорного
процесса с заинтересованными странами по
проблематике МСИ, а также двусторонних
индивидуальных консультаций.
Позиция Франции,
по отношению к МСИ в том виде, в каком она сейчас
находится, останется весьма сдержанной. Она
характеризуется требованием снятия проблемы
экстратерриториального характера внутреннего
американского законодательства, придания
особого статуса отраслям экономики, связанным с
культурой, аудиовизуальным производством,
новыми технологиями передачи информации,
исключения из сферы действия Соглашения
авторских прав, включая права на
интеллектуальную собственность. Французская
сторона выступает также за запрет на снижение
экологических и социальных норм с целью созданию
дополнительных условий для инвестиций, за
определение в Соглашении четких, ясных и
эффективных мер по урегулированию споров,
которые учитывали бы интересы государства и
частных лиц. Кроме того, Франция отстаивает право
Евросоюза самому определять прерогативы
общеевропейской политики в области инвестиций.
В рамках
обсуждения структурных реформ в странах-членах
ОЭСР подчеркивалось, что при последовательном
проведении таких реформ, нацеленных на поощрение
инициативы и инновационной деятельности
государственных органов, предприятий и граждан,
которые учитывали бы интересы наиболее уязвимых
слоев населения и предотвращали установление
длительной безработицы и бедности, глобализация
мировой экономики дает широкие возможности для
стран-членов ОЭСР, как и для других стран,
добиться устойчивого экономического роста и
повышения благосостояния населения. В этом
контексте были рассмотрены вопросы введения в
действие разработанной ОЭСР стратегии в области
занятости и совершенствования стратегии в
отношении старения населения и реформ в
социальном секторе.
Сокращение
безработицы остается приоритетом для
большинства стран ОЭСР, в особенности для
европейских стран. Особую обеспокоенность
вызывает высокий уровень безработицы среди
молодежи и лиц преклонного возраста, а также
возрастающее число безработных со стажем. В этой
связи стратегия ОЭСР в области занятости
рассматривается как эффективный инструмент
борьбы с безработицей в странах-членах. Министры
призвали уделить особое внимание применению на
практике этой стратегии, а также провести работу
по выявлению ее положительных результатов для
разработки дальнейших рекомендаций Организации
в этом направлении.
Особую роль в
повышении производительности труда и, как
следствие, в увеличении экономического роста
играет технический прогресс. Он в свою очередь
изменяет структуру спроса на рынке труда,
оказывая положительное воздействие не только на
инновационную сферу, но и на уровень безработицы.
Для более полного извлечения выгоды из влияния
технического прогресса на занятость нужна более
подготовленная в профессиональном отношении
рабочая сила. В связи с этим Совет министров
признал важное значение эффективной системы
высшего и общего профессионально-технического
образования и призвал страны-члены и Секретариат
ОЭСР уделить этому вопросу особое внимание в
рамках дальнейшей деятельности Организации.
В ходе
обсуждения проблем, связанных со старением
населения планеты, министры признали, что с
учетом демографических тенденций и сложившейся
ситуации на рынке труда в странах ОЭСР
численность экономически неактивного населения
должна значительно возрасти, особенно начиная с
2010 г. Секретариат ОЭСР подготовил доклад по
данной проблематике, который получил одобрение
на заседании Совета. Министры отметили
необходимость содействия т. н. «активному
старению», что подразумевает оказание помощи
лицам преклонного возраста в продлении их
активной экономической деятельности.
Необходимо, как отмечалось на заседании, чтобы
проводимые в странах социальные реформы
учитывали эти аспекты, а также отвечали
потребностям всех слоев населения, в особенности
наиболее уязвимым, способствовали социальному
равенству и борьбе с бедностью.
На заседании
была также одобрена аналитическая работа
экспертов ОЭСР по различным аспектам управления
экономикой. Секретариату было поручено
разработать по согласованию с правительствами
стран-членов и международными организациями
свод основополагающих принципов управления,
который учитывал бы особенности отдельных стран,
и подготовить соответствующий доклад к
следующему заседанию Совета в 1999 г.
Было уделено
внимание вопросам развития электроники и
информатики, их влиянию на различные аспекты
экономической и социальной деятельности стран, в
частности на организацию труда и уровень
занятости, на торговлю и методы
административного управления. Получила
одобрение проделанная экспертами Организации
работа по изучению проблем и перспектив
электронной торговли, которая должна позволить в
будущем разработать рекомендации по защите
авторских прав и прав потребителей,
совершенствованию торговой и налоговой политики
государств путем ее адаптации к этому феномену.
Совет подчеркнул также значение скорейшей
разработки информационных систем, призванных
избежать экономических и финансовых последствий
несовершенства многих банковских электронных
систем расчетов при переходе ко второму
тысячелетию.
Совет призвал
Российскую Федерацию расширить сотрудничество с
ОЭСР, призванное содействовать становлению
реальной рыночной экономики в рамках эффективно
действующих демократических институтов власти и
обеспечить на постоянной основе соответствие
условиям вступления в Организацию, конечной
цели, которую поставили перед собой обе стороны.
Следующее
заседание Совета министров ОЭСР должно
состояться в апреле-мае 1999 г.
ОЭСР –
международная межправительственная
экономическая организация. Конвенция о ее
создании подписана в Париже 14 декабря 1960 г. по
инициативе США и вступила в силу 30 сентября 1961 г.
после ратификации всеми
государствами-участниками. Предшественницей
ОЭСР была Организация европейского
экономического сотрудничества, созданная 16
апреля 1948 г. для восстановления экономики
западноевропейских стран в соответствии с
планом Маршалла – планом экономической и
политической помощи США Западной Европе. В
настоящее время членами ОЭСР являются 29 стран:
Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания,
Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия,
Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург,
Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Мексика,
Польша, Португалия, США, Турция, Чехия, Швейцария,
Швеция, Финляндия, Франция, Ю. Корея, Япония. На
долю стран ОЭСР, в которых проживает 16% населения
земного шара, приходится 2/3 мирового
производства.
Основной целью
ОЭСР является анализ состояния экономики
государств-членов и выработка рекомендаций
странам-участницам по осуществлению
экономического регулирования на макро и
отраслевом уровнях. Эти рекомендации, как
правило, учитываются странами-членами при
разработке и реализации национальной
экономической политики. В связи с этим
Организация фактически является органом
координации экономической политики ведущих
индустриальных стран Запада. ОЭСР осуществляет
подготовку материалов по вопросам мировой
экономики для международных совещаний, в т. ч. для
встреч лидеров «семерки» крупнейших государств
Запада.
Важным
направлением деятельности ОЭСР является
проработка международно-правовых аспектов
регулирования современных мирохозяйственных
связей. Выработанные в рамках ОЭСР предложения
впоследствии ложатся в основу многосторонних
соглашений. В настоящее время в ОЭСР завершается
разработка проекта многостороннего
инвестиционного соглашения.
8 июня 1994 г. в
ходе очередной сессии Совета ОЭСР были подписаны
Декларация о сотрудничестве России с ОЭСР и
Соглашение о привилегиях и иммунитетах ОЭСР в
Российской Федерации. Документы создали
официальную основу для развития отношений между
Россией и Организацией и открыли возможности для
освоения в интересах российских экономических
преобразований уникального опыта ОЭСР в
вопросах экономического регулирования.
Решение
наиболее актуальных вопросов сотрудничества с
ОЭСР и координация работы по освоению опыта
стран-членов Организации осуществляются в
рамках Межведомственной комиссии по
взаимодействию с ОЭСР, созданной в декабре 1994 г.
В мае 1996 г.
Россия представила в ОЭСР заявку на вступление в
Организацию и ее филиалы в качестве
полноправного члена, что дало бы нам возможность
участвовать в регулировании основных мировых
экономических процессов в качестве
равноправного партнера, создало бы предпосылки
для нашего полноформатного участия в саммитах
лидеров промышленно развитых стран в формате
«восьмерки» .ОЭСР позитивно реагировала на
обращение России, заявив о том, что она разделяет
ее намерения, и указав на готовность
содействовать созданию в России необходимых
экономических условий для вступления в
Организацию.
27 мая 1997 года в
Париже Е. М. Примаковым был подписан Протокол об
учреждении Комитета по связям между Россией и
ОЭСР. Создание Комитета позволит проводить
регулярные встречи на высоком уровне между
представителями России и ОЭСР.
В период с 5 по 8
октября 1997 года состоялся рабочий визит в Москву
Генерального секретаря ОЭСР Д. Джонстона. В ходе
переговоров перед руководством ОЭСР был
поставлен вопрос о начале переговорного
процесса о вступлении Российской Федерации в
ОЭСР. Позиция ОЭСР сводится к необходимости
подготовки России к вступлению в рамках Комитета
по связям.
4-5 декабря 1997
года в Париже состоялось первое заседание
Комитета по связям, в работе которого приняла
участие российская делегация во главе с
министром экономики Я. М. Уринсоном.
В марте 1998 года
введена в действие четвертая ежегодная
Программа сотрудничества России с ОЭСР на
текущий год, предусмотренная Декларацией о
сотрудничестве.
В настоящее
время Россия имеет статус наблюдателя в 25
комитетах и рабочих группах ОЭСР. На
рассмотрении Организации находятся российские
заявки на участие еще в ряде комитетов ОЭСР.
Получают
развитие отношения России и с Международным
энергетическим агентством, с которым в июле 1994 г.
была подписана Совместная декларация о
сотрудничестве в области энергетики,
предусматривающая взаимодействие в ряде
отраслей топливно-энергетического комплекса.
США. Посольство
США во Франции действует в тесном взаимодействии
с представителями отдельных американских штатов
в Европе. В штат экономической группы входят
официальные представители двенадцати ведомств
США, в том числе госдепартамента, министерств
транспорта, здравоохранения, сельского
хозяйства, финансов, а также НАСА, и т. д.
Американское
посольство во Франции является одним из самых
крупных посольств США, что объясняется особым
местом Франции во внешней политике Соединенных
Штатов, в особенности ее торгово-экономической
составляющей.
По данным
американской статистики товарооборот между
Францией и США составляет примерно 50 млрд. долл. в
год. Объем прямых американских инвестиций во
Францию составляет около 36 млрд. долл.,
французских в США – 45 млрд. долл. Такая
инвестиционная деятельность позволила создать
во Франции более 370 тыс. дополнительных рабочих
мест, и около 400 тыс. рабочих мест в самих США.
Коммерческая служба в экономическом отделе
насчитывает более 30 сотрудников и имеет свои
филиалы в Марселе, Лионе и Страсбурге. Задачей
экономического отдела посольства и его
коммерческой службы является оказание помощи
американским предприятиям и компаниям в
продвижении их товаров и услуг на французский
рынок. При этом особое внимание уделяется мелким
и средним предприятиям.
Латиноамериканцы.
Группа Рио.
Проведение диалога Группа Рио-ЕС утвердилось в
качестве важного внешнеполитического
приоритета ведущих латиноамериканских
государств.
Латиноамериканцы,
в т. ч. чилийцы – при отсутствии у Вашингтона
четкой, целенаправленной концепции партнерства
с ЛА – в последнее время форсируют развитие
политических и торгово-экономических контактов
со странами Евросоюза.
ЕС, со своей
стороны, также не прочь укрепить на перспективу
свои позиции в латиноамериканском регионе,
потеснив традиционно доминирующее здесь влияние
Соединенных Штатов. Свидетельством тому служат
недавние межрегиональные контакты на высоком
уровне, прежде всего визиты в ЛА президента
Франции Ж. Ширака и главы испанского
правительства Х. Аснара, поездки в Западную
Европу ряда латиноамериканских лидеров, включая
визит в апреле 1997 г. президента Чили Э. Фрея в
Париж (который, надо заметить, состоялся сразу
после его мартовского вояжа в США).
Очевидно, речь
по сути идет уже о стратегическом сближении ЛА и
ЕС, которое во все возрастающей степени будет
оказывать воздействие на общую ситуацию в
регионе.
Важным шагом на
пути консолидации межрегионального
политического и экономического диалога стало VII
совещание руководителей внешнеполитических
ведомств государств Группы РИО и ЕС (Нидерланды,
7-8 апреля 1997 г.).
Главным
политическим итогом этой встречи можно считать
единодушное одобрение франко-испанской
инициативы проведения встречи в верхах между
руководителями стран ЛА и ЕС.
По мнению
чилийцев, представляется весьма важным уже
сейчас, на подготовительном этапе, определиться
с повесткой дня саммита с тем, чтобы он «не стал
очередным форумом деклараций», а имел
практический результат.
Весьма
позитивно восприняли в Сантьяго возможность
участия во встрече в верхах Ф. Кастро. Здесь
полагают, что не изоляция, а «подтягивание» Кубы
к многостороннему диалогу будет в конечном итоге
содействовать проведению демократических
преобразований на острове.
Особенность
чилийского подхода к сотрудничеству с ЕС состоит
в том, что наряду с участием во многосторонних
усилиях по углублению межрегионального
взаимодействия Сантьяго резервирует за собой
право на развитие привилегированных отношений с
этим объединением на двусторонней основе.
В рамках
нидерландской встречи мининдел состоялась
беседа Х. М. Инсульсы с министрами
«координационной тройки» ЕС. Стороны вышли на
принципиальную договоренность осуществить
планы по взаимной торговой либерализации еще до
конца столетия. По словам Х. М. Инсульсы, в 1998 г.
состоятся технические переговоры на экспертном
уровне с тем, чтобы в 1999 г. «выйти на переговоры на
высоком политическом уровне с целью завершения
этого процесса» . Несмотря на имеющиеся между
Чили и ЕС разногласия по ряду вопросов торговых
отношений, чилийцы всерьез рассчитывают на
достижение в ближайшие 2-3 года соглашения о
полноформатном ассоциировании с Евросоюзом.
В целом же
диалог Группы Рио-ЕС приобретает все более
четкие очертания, становясь существенным
фактором в отношениях между двумя регионами.
Примечательно,
что европейцы предпочитают опираться в ЛА на
единый блок ЕС, что, очевидно, компенсирует в
определенной степени нехватку их индивидуальных
возможностей на конкретных направлениях
взаимодействия. При этом еэсовцы «не навязывают»
своей повестки дня, отдавая должное политическим
и экономическим приоритетам латиноамериканских
партнеров.
Чили. В
контексте общих усилий Сантьяго по активизации
политического и экономического диалога с ЕС
важное место отводится развитию отношений с
ведущими государствами Евросоюза на
двусторонней основе. В этих контактах чилийцы
придают приоритетное значение Испании, Франции,
Германии и Великобритании.
В последнее
время значительный импульс получили
чилийско-французские связи. Так, в 1996 г. взаимный
товарооборот составил около 1 млрд. долл.,
французские инвестиции в чилийскую экономику
достигли порядка 300 млн. долл. По этим показателям
Франция занимает 4 место среди чилийских
партнеров из стран ЕС.
В 1996 г. в Париже
находился с визитом Минобороны Э. Перес Йома, в
начале марта 1997. г. в Чили побывал французский
министр транспорта, жилищного строительства и
туризма. Крупным событием в двусторонних
отношениях стал государственный визит в Париж
(9-12 апреля 1997 г.) президента Э. Фрея.
В ходе визита
удалось полностью преодолеть последствия
некоторого «похолодания» в чилийско-французских
отношениях в результате довольно острой критики
Сантьяго в адрес Франции по поводу возобновления
в 1995 г. французских ядерных испытаний в Южной
части Тихого океана.
Переговоры Э.
Фрея с Ж. Шираком и А. Жюпе позволили продвинуться
на ключевых направлениях сотрудничества.
Подписанный пакет из 8 документов (соглашения о
сотрудничестве в борьбе с наркобизнесом, в
области культуры, образования, подготовки
специалистов и др.), по сути, закладывает основу
перевода двусторонних отношений на качественно
новый уровень.
Чилийскому
президенту удалось заручиться поддержкой Ж.
Ширака в деле ратификации французской стороной
рамочного соглашения о сотрудничестве Чили с ЕС,
подписанного в июне прошлого года (из 15
государств Евросоюза этот документ пока
ратифицировали лишь Швеция и Финляндия).
Участвовавший
накануне визита во встрече мининдел государств
Группы Рио и ЕС в Голландии Х. М. Инсульса
проинформировал французов о принципиальной
договоренности Сантьяго с «тройкой» ЕС о
проведении ускоренных переворов с целью
заключения к 1999 г. полномасштабного соглашения
об экономическом и политическом ассоциировании
между Чили и Евросоюзом. В этом вопросе чилийцы
также встретили полное понимание и поддержку
Парижа. Причем французы проводили мысль о
возможности «досрочного» достижения
договоренностей между Чили и ЕС в таких
стратегических, по их мнению, областях, как
телекоммуникации, транспорт, туризм, финансовые
услуги.
В общем плане
затрагивались некоторые аспекты сотрудничества
в военной сфере, хотя каких-либо конкретных
договоренностей на этот счет достигнуто не было
(на экспертном уровне чилийцы изучают
целесообразность закупки во Франции двух
подводных лодок общей стоимостью 450 млн. долл.,
нескольких самолетов «Мираж2000-5» и танков «АМХ-30»
).
Сопровождавшая
Э. Фрея представительная группа чилийских
предпринимателей провела ряд рабочих встреч с
французскими коллегами (обсуждались вопросы
увеличения притока французских инвестиций в
чилийскую экономику), достигнута договоренность
о дополнительных поставках оборудования для
метро в Сантьяго.
Несколько
омрачили в целом успешно развивающиеся торговые
связи двух стран майские акции вандализма
французских сельхозпроизводителей в отношении
экспортируемых во Францию чилийских фруктов.
Мининдел Х. М. Инсульса обратился к французским
властям с призывом предпринять необходимые меры
для недопущения подобных инциндентов в будущем,
одновременно зарезервировав за Чили право
обратиться с жалобой в международные торговые
инстанции.
В целом же визит
чилийского президента продемострировал с одной
стороны, растущий интерес Франции к Латинской
Америке в целом и к Чили, в частности: он стал
своего рода дополнением к предшествовавшему ему
мартовскому вояжу Ж. Ширака по ряду стран Южного
Конуса.
В этом отношении
чилийцы подметили – при всех ссылках на
«гальскую экспансивность» – серьезность планов
Парижа «основательно взяться» за
латиноамериканский регион, выступая при этом, по
сути, в тандеме с Испанией, в качестве
«локомотивной» силы ЕС.
С другой
стороны, визит подтвердил стратегический курс
чилийского руководства на сближение с Западной
Европой, что отвечает далекоидущим интересам
Сантьяго, всерьез добивающегося
ассоциированного партнерства с ЕС как с блоком и
с ведущими членами Евросоюза – на двусторонней
основе.
В рамках заметно
активизировавшейся в последнее время линии
администрации Э. Фрея на диверсификацию внешних
связей видное самостоятельное место отводится
укреплению контактов с внерегиональными
государствами по военной линии.
Заметным
событием в этом отношении стало европейское
турне в два этапа Минобороны Чили Э. Переса Йомы:
в Испанию, Италию (апрель 1997 г.) и в Швецию и Россию
(конец мая 1997 г.).
Такой курс
чилийцев помимо общестратегических задач по
укреплению отношений Сантьяго с ведущими
военными державами мира, очевидно, преследует и
более конкретные цели – в контексте планов
руководства страны по модернизации своих ВС.
Обращает на себя
внимание и то, что «военное сближение» Чили с
Западной Европой протекает в одном русле с
усилиями правительства Э. Фрея по углублению
политического и экономического диалога с ЕС – в
целом и с ведущими членами союза – на
двусторонней основе (приблизительно в этот же
временной отрезок чилийский президент находился
с официальным визитом в Париже, главы
минэкономики и мининдел Чили побывали,
соответственно, в Брюсселе и Бонне).
В условиях
затянувшейся паузы в реализации
декларированного Вашингтоном курса на новое
партнерство с Латинской Америкой, чилийское
руководство целенаправленно развертывает
дипломатическое «наступление» в Западной
Европе. Эта линия, как представляется, призвана, с
одной стороны, обеспечить достойные позиции Чили
на перспективу (в т. ч. имея ввиду предстоящие
переговоры о политическом и экономическом
ассоциировании Чили и ЕС), а, с другой,
стимулировать Белый Дом к более активным
практическим шагам в двустороннем
торгово-экономическом и военно-политическом
взаимодействии.
Примечательно,
что пребывание Переса Йомы в Мадриде совпало по
времени с объявлением США разрешения
предоставить чилийцам для ознакомления
технические характеристики на истребитель «Ф-16»
для возможного проведения в дальнейшем
переговоров об их поставке в Чили (посол США в
Сантьяго не упустил возможности лично сообщить
об этом по телефону находившемуся в Испании
Пересу Йоме).
Похоже, тактика
чилийцев по разыгрыванию одновременно и
американской, и европейской «карты» начинает
себя оправдывать.
Почувствовав
относительную самостоятельность в
международных делах, Сантьяго все смелее
эксплуатирует в своих интересах объективные
противоречия между различными центрами силы,
которые, со своей стороны, заинтересованы в
долгосрочном сотрудничестве с Чили как одним из
наиболее перспективных партнеров в Латинской
Америке.
Это отчетливо
проявляется, в частности, и в отношении планов
чилийцев по приобретению за рубежом современных
систем вооружения: обостряющаяся между
западными поставщиками конкуренция позволяет им
максимально сбивать цену и добиваться наиболее
выгодных для себя условий. Так, в ходе визита
Переса Йомы в Испанию чилийцы вновь зондировали
возможность приобретения двух подводных лодок и
другого специмущества в поиске оптимальных для
себя параметров сделки.
В рамках поездки
в Швецию важное место заняло посещение чилийской
делегацией авиационного концерна «Сааб» :
чилийцы рассматривают возможность приобретения
шведского истребителя «JAS-39 Грипен» в качестве
одной из альтернатив американскому «Ф-16» и
французскому «Мираж 2000-5» .
Практическим
итогом визита чилийцев в Мадрид, Рим, Стокгольм и
Москву стало подписание Протоколов о
взаимопонимании в сфере военного сотрудничества
(аналогичные документы Чили имеет с США,
Великобританией, ФРГ, Францией, Бельгией,
Аргентиной). Здесь исходят из того, что подобные
рамочные договоренности должны предшествовать
налаживанию более предметных контактов по
военно-технической линии, включая проведение
переговоров о закупке вооружений в
соответствующих странах.
Перу.
Поддержание всесторонних связей с Францией,
которую в Перу рассматривают как один из
возможных «мостов» в налаживании
полномасштабного сотрудничества с Европейским
Союзом, органично отвечает целям политики
«открытого регионализма» администрации А.
Фухимори.
Правительства А.
Фухимори и Ж. Ширака, разделяющие концепцию
многополярности мира как основы стратегической
и экономической стабильности, уже не раз
отмечали высокую степень совпадения своих
подходов к основным международным проблемам. Обе
страны высказываются в пользу повышения
эффективности ведущей международной
организации – ООН, в т. ч. посредством расширения
состава СБ ООН за счет принятия новых постоянных
членов, в т. ч. представляющих латиноамериканский
континент.
Как Лима так и
Париж придают важное значение вопросам
устойчивого развития борьбы с крайней нищетой,
экологии, международного разоружения,
укреплению связей между безъядерными зонами.
Франция, в частности, поддержала идею создания
безъядерной суперзоны в Южном полушарии, одним
из соавторов которой является Перу. Обе стороны
высказываются в пользу координации национальных
усилий по вопросу о запрещении производства и
применения противопехотных мин и других видов
«негуманного» оружия.
В политических
кругах Лимы отмечают, что в настоящий момент
перуанско-французский диалог начинает
обогащаться новыми элементами, в т. ч. за счет
прямых контактов во время ежегодных
координационно-консультативных встреч мининдел
стран ЕС и «Группы Рио» . а также на других
форумах многосторонней дипломатии.
Несмотря на то,
что в настоящий момент приоритетным для Парижа
на латиноамериканском направлении является
форсирование контактов с «Меркосур», в Перу
рассчитывают на то, что андские государства в
перспективе также не будут обойдены вниманием
французов, которое пока ограничивается
продлением режима торговых преференций для ряда
товаров из стран Андского сообщества, в т. ч.
перуанских. Данная формально техническая мера
позитивно воспринимается не только местными
экспортерами, но и руководящими кругами страны.
Вместе с тем в Лиме четко осознают, что
правительство Ж. Ширака пока не выражает
заинтересованности в подписании с АС или
каким-либо из его членов в отдельности
крупномасштабного торгово-экономического
соглашения (например, наподобие заключенного в
1995 г. Договора ЕС-"Меркосур» ), в частности,
из-за наличия принципиальных расхождений между
членами АС.
В развитии
двусторонних связей с Францией администрация А.
Фухимори особо подчеркивает значимость
делегационного обмена как на правительственном,
так и на предпринимательском уровне. В последнее
время высокопоставленные представители Франции
проявляют встречную инициативу в этом вопросе.
Так с 1995 г. Перу поочередно посетили министры
торговли, окружающей среды, образования, два
заммининдел, а также ряд начальников управлений
МИД Франции. Причем все они приезжали в Лиму в
сопровождении групп влиятельных бизнесменов,
которые обсуждали конкретные торговые проекты. В
этой связи здесь рассчитывают, что подобные
прямые контакты и ознакомление на месте с
конъюнктурой перуанского рынка успешно
«сработают» на перспективу и будут
содействовать увеличению двустороннего
товарооборота, составившего в 1996 г. 350 млн.
долларов, а также притоку французских
капиталовложений в экономику страны. По объему
прямых инвестиций, составивших 45 млн. долл. в 1996
г., Франция поднялась с шестого на пятое место
среди основных партнеров Лимы из числа стран EC.
Росту доверия
французских инвесторов и кредиторов во многом
способствовали экономические реформы
перуанского правительства, наличие емкого рынка,
а также четкого законодательства,
устанавливающего «правила» торгового
сотрудничества.
Французские
фирмы проявляют растущий интерес к участию в
программе приватизации перуанских
госпредприятий таких отраслей, как
электроэнергетика (компания «Шнейдер» ),
телекоммуникации ("Франс-Телеком» ),
горнорудное дело, строительство, туризм,
банковское дело ("Креди Лионэ», «Креди де Пари»
). Одним из последних примеров конкретной отдачи
этих связей являются контракты с консорциумом
«Эльф Акитэн» на разведку и эксплуатацию
нефтегазовых месторождений в Перу, с
фармацевтической фирмой «Санофи-Винтрон», а
также деятельность в Перу лидеров французского
автомобилестроения, в т. ч. группы «Ситроен»,
компаний «Рено» и «Пежо» . Заметнее становится
присутствие на местном рынке и компаний
«Алкатель» и «Рон-Пуленк» .
Притоку новых
частных капиталов из Парижа, а также росту
товарооборота во многом способствует постоянное
внимание, уделяемое правительством Перу
совершенствованию и укреплению
договорно-правовой базы двустороннего
сотрудничества, в частности, продлению срока
действия соглашений об избежании двойного
налогообложения и о поощрении и взаимной защите
инвестиций (1995 г.).
Перуанская
сторона позитивно относится к тому, что
правительство Ширака демонстрирует все больший
интерес к углублению связей с
латиноамериканским регионом в целом, о чем, по
мнению местных наблюдателей, свидетельствует и
активизация дипломатических усилий Парижа на
этом направлении, в частности, насыщенный график
поездки Ширака по нескольким странам Южной
Америки. Руководство Перу расценило как весьма
важную инициативу, поддержанную французским
лидером, проведения встречи в верхах между
странами ЕС и ЛА в 1998 г. В этой связи в Лиме
выражают надежцу на то, что Париж будет играть
более заметную «связующую» роль в сближении двух
торгово-экономических блоков.
Боливия.
Состоявшийся 14-15 марта 1997. г. официальный визит Ж.
Ширака в Боливию стал важным событием.
Подтверждением этому является как однозначно
выраженное удовлетворение его результатами со
стороны руководства страны, лидеров входящих в
правящую коалицию партий, так и практически
полное отсутствие сколько-нибудь существенных
критических замечаний или выпадов на этот счет
со стороны оппозиции и представителей СМИ разной
политической ориентации. Протокольная часть
визита предусматривала прибытие французского
руководителя вечером 14 марта в г. Кочабамбу,
провозглашение его почетным гостем этого города,
награждение Ж. Ширака высшим боливийским орденом
«Кондор-де-Лос-Андес», ужин в его честь со стороны
президента Боливии Санчеса де Досады.
15 марта, после
перелета в Ла-Пас, Ж. Ширак выступил в
Национальном конгрессе Боливии с 45-минутной
речью перед членами Палаты депутатов и Сената,
представителями дипкорпуса и другими
приглашенными, вручил награды вице-президенту
страны У. Карденасу и его супруге (индейцам по
происхождению), провел встречу с представителями
индейских общин.
После приема со
стороны президента Боливии Санчеса де Лосады
состоялось подписание президентами Совместной
французско-боливийской декларации, а министрами
– двух протоколов о сотрудничестве.
Чествованием Ж.
Ширака на центральном стадионе города в
присутствии 50 тысяч болельщиков со стороны
Футбольной ассоциации Боливии в знак признания
его заслуг в принятии ФИФА решения о проведении,
несмотря на высокогорье, отборочных матчей
чемпионата мира по футболу в Ла-Пасе, его
участием в церемонии переименования одной из
городских улиц в авеню Франции, вручением
иностранному гостю ключей от города и встречей Ж.
Ширака с французской колонией в здании
французско-боливийского колледжа, протокольная
часть визита была выполнена полностью, и вечером
15 марта он отбыл в Асунсьон.
В поездке по
Боливии французского руководителя сопровождали
министры культуры, финансов и внешней торговли,
по европейским делам (последний представлял
мининдел), пять парламентариев, почетные гости, в
том числе профессор Ж. Малори, инициатор создания
Академии северных народов в Санкт-Петербурге
(Россия), и звезда французского футбола М.
Платини, 76 журналистов и 20 руководителей
французского бизнеса.
По итогам
проведенных переговоров президентами двух стран
была подписана Совместная
боливийско-французская декларация. В ней, в
частности, констатируется приверженность
Боливии и Франции принципам демократии и
политического плюрализма, являющегося основой
для развития обоих государств; указывается на
необходимость соблюдения прав человека и
гражданских свобод, укрепления и развития
диалога между двумя странами по вопросам мировой
политики, включая координацию и согласование
своих действий на различных международных и
региональных форумах, в т. ч. и в ООН;
приветствуется процесс углубления и
совершенствования взаимоотношений между ЕС и
Группой Рио.
В Ла-Пасе не
скрывали удовлетворения тем фактом, что Франция
согласилась на включение в текст данного
документа положения о раздельной
ответственности стран-производителей и
стран-потребителей наркопродукции за решение
проблемы наркобизнеса, подтвердив свою
готовность к дальнейшему практическому
сотрудничеству в этой области. Однозначно
расценив этот жест Парижа как выражение
моральной поддержки странам, которые подобно
Боливии ведут непростой диалог по этому вопросу
с США, боливийцы отмечают также важность
включенного в Декларацию пункта с выражением
взаимной готовности Парижа и Ла-Паса к
дальнейшему развитию двусторонних
торгово-экономических, научных и культурных
связей, главным образом, с опорой на частный
сектор обеих стран.
Кроме того,
министрами иностранных дел Боливии и финансов и
внешней торговли Франции были подписаны два
протокола о предоставлении последней льготных
кредитов на общую сумму 12 млн. долл., для
проведения мероприятий по очистке загрязненных
вод в лагуне Кочабамба и для обеспечения
регулирования дорожно-транспортного движения во
втором по величине городе Боливии – Санта-Крусе.
Главным
содержательным моментом визита явилось
выступление Ж. Ширака в Национальном конгрессе
страны, в котором изложены концептуальные
подходы и намечены практические шаги Франции к
проведению своей политики по отношению к странам
Латинской Америки и «третьего мира» вообще и
Боливии в частности.
Французский
руководитель подчеркнул решимость Парижа и
впредь развивать равноправные и взаимовыгодные
условия с этой группой стран. В данном контексте
он напомнил, что в «абсолютных цифрах Франция как
страна-донор занимает второе после Японии
место», что именно Париж на Лионском (1996 г.)
саммите «большой семерки» добился от других ее
членов согласия на продолжение проведения
«политики солидарности с развивающимися
странами» . Ж. Ширак заявил также, что на
очередной встрече в верхах «семерки» (Денвер,
июнь 1997 г.) Париж намерен вновь поставить вопрос о
необходимости сохранения политики солидарности
и оказания помощи упомянутой группе государств.
В частности, он сказал: «Мы должны развивать
новую глобальную ассоциацию, которая объединила
бы развивающиеся страны, развитые государства и
международные организации. Мы не должны
допустить, чтобы глобализация привела к
маргинализации хотя бы одной страны, она должна
стать благодатной для всех. Наша общая цель
должна состоять в преодолении бедности,
социального неравенства, охране детства, защите
окружающей среды, уважении прав трудящихся
мужчин и женщин, улучшении здравоохранения,
создании условий для доступа всех к получению
образования. Проведение такой политики является
не только моральной обязанностью развитых стран,
но и служит интересам всех» . Ж. Ширак напомнил,
что именно благодаря Франции ЕС превратился в
крупнейшего донора в вопросе оказания помощи
странам «третьего мира» и в особенности
государствам ЛА (за последние пять лет ее объем
южноамериканскому континенту составил более 20
млрд. долл., причем на долю Франции приходится 20%
этой суммы), и заверил, что Европа и Франция будут
и впредь придерживаться этой линии.
Что касается
предложений Ж. Ширака, касающихся
французско-боливийского сотрудничества, то
позитивный отклик встретило здесь его заявление
о готовности Парижа стать «адвокатом» Боливии в
ее диалоге с ЕC, большой «семеркой»,
международными организациями, а также
подтвержденное им намерение развивать
основывающиеся на исторической и культурной
общности двух стран взаимодействие в вопросах,
связанных с «сохранением культурного
многообразия» на основе неприятия Парижем и
Ла-Пасом идеи «униформирования мира» . В этом
плане он высоко оценил «плюрикультурный и
мультиэтнический» характер боливийского
общества, закрепленный в Политической
конституции страны.
В данном
контексте Ж. Ширак заявил, что в целях сохранения
«разнообразия и величия коренных америндейских
цивилизаций» им принято решение о создании в
Париже Музея искусств индейских народов, что
Франция намерена принять программу, призванную
активизировать процесс изучения языков кечуа,
аймара и гуарани в Национальной школе восточных
языков, что она выделит 2 млн. долл. МАБР, которые
будут предназначены для Фонда развития
индейских народов (штаб-квартира в г.Ла-Пасе).
Кроме того, сообщил президент, упомянутый выше
профессор Ж. Малори приступит к проработке
вопроса об открытии в Боливии (в г. Ла-Пасе или на
озере Титикака) Андской академии для подготовки
образованной элиты «америндейских народов» .
Напомнив о
заслугах Франции в деле освобождения
альтернативных коке сельхозпродуктов,
производимых андскими странами, включая Боливию,
от таможенных прошлин ЕС, Ж. Ширак подтвердил
свою готовность лично заниматься вопросами
продолжения оказания помощи в этом вопросе.
Президент
Франции информировал также боливийцев об
инициативах, с которыми его страна намерена
выступить в международных организациях и
которые направлены на расширение помощи в
реализации программ альтернативного развития
наркопроизводящих регионов. В частности, в
Парижском клубе Франция будет добиваться
предоставления странам-должникам кредитов для
этой цели. Кроме того, Франция предполагает
предложить всем обладающим спутниками странам
применять их для борьбы с наркобизнесом. Сама она
уже в ближайшем будущем намерена использовать в
этих целях свои спутники системы СПОТ. По мнению
президента, следует углублять взаимодействие по
линии спецслужб, экспертов, судебных органов и
иных институтов с целью усиления обмена
информацией, методами и средствами борьбы с
наркозлом, расширить подготовку у себя
специалистов в данной сфере.
С этой целью
Париж собирается открыть на о. Мартиника
Международный центр подготовки специалистов по
борьбе с наркобизнесом.
Характеризуя
итоги визита Ж. Ширака в Боливию, сотрудники
местных СМИ отмечали, что уже сам факт приезда
сюда главы французского государства, не говоря
уже о выдвинутых им инициативах, является для
страны поистине историческим событием.
Сопровождавшие президента руководители
французского бизнеса провели весьма
многообещающие встречи с представителями
частного сектора Боливии.
В Ла-Пасе с
одобрением отнеслись к выдвинутой Ж. Шираком
идее о проведении саммита ЕС-ЛА. Боливийцам явно
импонировала кроме того антиамериканская во
многих своих проявлениях направленность
латиноамериканского турне Ж. Ширака. Хотя
администрация по понятным причинам и
воздержалась от каких-либо публичных
комментариев на этот счет, бурные аплодисменты,
которыми то и дело прерывалась речь президента
Франции в Конгрессе, а также многочисленные
статьи в местных СМИ четко выделили этот момент.
Практически все обозреватели, независимо от
своей партийной принадлежности, групповых или
политических симпатий, сошлись в том, что поездка
Ширака была направлена на обеспечение Франции и
Европе более достойного места в стремительно
развивающемся общем рынке латиноамериканских
стран. При этом обращалось внимание на то, что
Ширак, не атакуя Вашингтон в лоб, умело
использовал дипломатический язык, сделав
основной упор на развитии сотрудничества ЕС и ЛА,
а не на обращенных к южноамериканцам призывах к
конфронтации с США.
В настоящее
время торгово-экономические связи между двумя
странами носят незначительный характер. Франция
занимает 8 место среди торговых партнеров
Боливии и 18 как импортер товаров.
Местные
комментаторы однозначно оценили нынешнюю
поездку Ширака как новое открытие Латинской
Америки Францией, как следование курсу Ш. де
Голля (в Боливии находился в 1964 г.) в новых
условиях. |