www.geo2000.nm.ru

Франция
Информация о стране: <пред|след> 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

10. Патернализм и Франкофония.
          Африка. В 60-80-х годах Франция достаточно удачно проводила активную африканскую политику. Этому способствовал ряд факторов, основными из которых являлись следующие.
          Во-первых, игра на противоречиях между СССР и США. Политика президента Де Голля, в которой Франции отводилась роль моста между США и НАТО, с одной стороны, и СССР и Варшавским договором, с другой, удачно вписалась в расстановку военно-политических сил того времени и продолжала давать свои плоды в течение десятилетий. Франция сохранила в зоне своего влияния свои бывшие колонии в Африке, и ни СССР, ни США не имели реальных возможностей каким-либо образом потеснить ее с занимаемых позиций.
          Во-вторых, Франция предложила своим бывшим колониям договоры о технической помощи, о военной помощи и т. д. Для руководства новых стран они имели особую притягательную силу в том, что секретные статьи этих договоров предусматривали французское военное вмешательство, как в случае внешней агрессии, так и в случае внутриполитических конфликтов. Для Франции эти договоры обеспечивали постоянное военное присутствие в Чаде, ЦАР, Кот д'Ивуар, Габоне, Джибути и других странах.
          В-третьих, предоставив независимость африканским колониям, Франция осталась там в виде государственных институтов, законодательной базы и т. д., так как управленческий аппарат, интеллигенция, как правило, проходили обучение в высших учебных заведениях Франции. При формировании системы государственного управления в качестве базы брался французский опыт.
          В-четвертых, Франции удалось провести введение африканского франка, привязанного к французскому франку, в большинстве стран-франкофонов континента. Это позволяло ей осуществлять контроль за финансово-экономической деятельностью этих стран, оказывать влияние на процессы, происходившие в этих странах.
          По окончании «холодной войны» военно-политическая обстановка в Африке существенно изменилась. В то же время французским руководством не были сделаны соответствующие выводы, а некоторые его шаги только усугубили обстановку.
          Показательными примерами этому явились события в Руанде и в Заире в 1996-97 гг., где французская дипломатия потерпела серьезные поражения.
          В августе-сентябре 1997 г. французским правительством была выработана новая линия, которая учитывает изменившиеся реалии, а также возможности Франции по проведению самостоятельной африканской политики.
          Наиболее радикальным решением стал отказ от постоянного военного присутствия Франции в некоторых африканских странах. Этот шаг вызвал в этих странах настолько болезненную реакцию, что в течение сентября-декабря 1997 г. африканское турне совершили министр обороны, министр иностранных дел, президент и премьер-министр Франции. В ходе визитов оговаривались не только вопросы сокращения французского военного присутствия, сроки и порядок закрытия французских военных баз, но и новые двусторонние договоры о военно-технической помощи, которые предполагалось заключить в 1998-2002 г г. Со стороны Франции договоры будут предусматривать: сокращение и даже отмену постоянного военного присутствия частей и подразделений ВС Франции, складирование военно-технического имущества, направление Францией необходимых сил и средств по запросу правительств африканской страны, но лишь в конкретно оговоренных случаях и по отдельному решению французского руководства. В этом случае Франция исключает случай непреднамеренного вмешательства своих ВС во внутриполитические конфликты в африканских странах, как это имело место в Чаде и ЦАР.
          Что касается военного сотрудничества с Африкой, Франция не собирается ограничиваться двусторонними договорами. Поэтому в сентябре 1997 г. на совещании послов в Париже, а затем в ходе поездок французских министра иностранных дел и президента была выработана новая, многосторонняя стратегия.
          Она предусматривает два уровня: континентальный и региональный. На континентальном уровне Франция готова поддержать идею создания межафриканских миротворческих сил под эгидой Организации Африканского Единства. Подобную идею с 1993 г. активно пробивают и США, но, по их проекту, это должны быть силы ООН. До настоящего времени подобное противоборство сводилось к тому, чтобы обе идеи оставались на бумаге, так как ни одна из сторон не отваживается вкладывать реальные деньги в этот рискованный проект.
          В начале октября 1997 г. со стороны Франции начала проявляться активность на этом направлении. Первым шагом стало предложение французского руководства своим соседям по ЕС о ведении совместной африканской политики. Затем, 10 октября, Франция впервые взяла на себя обязательство выделить 170 млн. фр. (около 30 млн. долл.) на создание межафриканских сил по поддержанию мира. Кроме того, предусматривается создание в Кот-д'Ивуар Центра по подготовке миротворческих сил с участием французских военных специалистов, где будет проходить стажировка военнослужащих африканских стран от унтер-офицера до старшего офицера. Франция получила в этом начинании поддержку ООН, ФРГ и Великобритании.
          Для того, чтобы убедить африканские страны в том, что органом принятия решения на привлечение миротворческих сил должна быть ОАЕ, в 1998 г. Франция внесла в эту организацию еще 1 млн. долл. Уступкой позиции США стало согласие французского руководства на то, чтобы стратегические решения на применение миротворческих сил принимались в ООН.
          Региональный уровень отношений Франции с африканскими странами основан, прежде всего, на экономическом влиянии. При этом руководство страны рассчитывает, прежде всего, на кооперацию с другими странами ЕС, а также с ЮАР. В связи с этим французское руководство пытается привлечь своих соседей по ЕС к реализации крупных экономических проектов, особенно к тем, где намечается серьезная конкуренция со стороны США. В первую очередь это относится к разработке нефтяных месторождений зоны Гвинейского залива, запасы которых сравнимы с регионом Персидского залива. Их массовая эксплуатация, по оценкам экспертов, начнется с первого десятилетия XXI века.
          Для более надежного обеспечения экономического присутствия французское руководство выработало ряд новых направлений, которые оно реализовывает наряду с теми, которые активно используются на протяжении десятилетий. В первую очередь, это касается внешнеполитической активности в направлении тех стран, где французское присутствие (политическое, военное, культурное, экономическое и др.) было нетрадиционно: ЮАР, Камерун, Эфиопия.
          В экономической сфере пересматривается политика предоставления займов и вложения инвестиций. С одной стороны, правительство Франции поощряет своих предпринимателей, развивающих отношения с африканскими странами. С другой, предоставляемые займы отныне носят более строгий целевой характер. Инвестиции в госсектор сводятся к минимуму и, наоборот, в частный бизнес, особенно связанный с местным капиталом, увеличивается. В создании мощной прослойки бизнесменов из среды местного населения французское руководство видит залог стабильного экономического роста и, значит, политической стабильности.
          Еще один путь эффективного обеспечения экономических интересов Франции в Африке – формирование политической и деловой элиты на базе французских вузов. В 70-80-е годы французским правительством были предприняты жесткие меры по ограничению въезда иностранцев во Францию. В значительной мере это коснулось и студентов, особенно из Центрально-африканского региона. В результате, в ряде стран Африки к власти приходит элита, воспитанная в вузах США, Великобритании и даже Австралии. Более того, руководство этих стран, проводя спланированную политику, сумело сохранить связи с этой элитой и, в долговременном плане, обеспечить свои позиции в отдельных странах, в том числе и в зоне традиционного влияния Франции.
          Во второй половине 1997 г. произошел резкий поворот в политике Франции в отношении иностранных студентов. Была облегчена практика выдачи виз для этой категории. Кроме получения высшего образования, министерство образования Франции готово организовывать стажировки, выделять стипендии и др. Основной упор делается на подготовку специалистов по экономике и юриспруденции.
          Система ведомств во Франции, занимающихся разработкой и проведением африканской политики выглядит следующим образом: аппарат президента республики; кабинет премьер-министра; министр иностранных дел; министр-делегат по вопросам сотрудничества; госсекретарь по вопросам франкофонии; казначейское управление министерства финансов; французская касса развития; министерство внутренних дел; генеральный штаб вооруженных сил; генеральная дирекция внешней безопасности. Ряд решений принимается на межведомственных встречах и заседаниях кризисных ячеек. Для этого недавно был создан межминистерский комитет по вопросам сотрудничества (CIAD). В формировании африканской политики участвуют и французские деловые круги.
          Главным рабочим звеном является министерство сотрудничества, созданное в 1960 г. (всего 71 государство Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейнов).
          В последние годы наблюдается тенденция увеличения числа центров, занимающихся африканской политикой, целью которых является проведение «многополюсной» и «разноуровневой» политики в Африке.
          На министерском уровне периодически проводятся конференции по вопросам внешней политики, экономики и финансов, телекоммуникаций, образования и культуры, здравоохранения, спорта и т. д. Имеется комплекс франко-африканских структур, сложившихся вокруг Агентства по делам франкофонии.
    Наличие и зачастую задействование напрямую порядка десяти различных ведомств негативно сказываются на процессе выработки и принятия решений. Усугубляют положение межведомственные склоки, конкуренция между чиновниками, определяющими французскую африканскую политику. Традиционная засекреченность франко-африканских отношений зачастую приволит к тому, что появляются разного рода лобби, преследующие узкоэгоистичные цели.
          Главным испытанием франко-африканских связей стали в последнее время проблемы экономического сотрудничества. До середины 80-х гг. экономическое сотрудничество развивалось достаточно ровно, без особых проблем. Для Франции Африка была рынком сбыта своей сельскохозяйственной и промышленной продукции, вложения капиталов. Для африканских стран Франция представляла собой стабильный рынок, потребляющий стратегические природные ресурсы (в частности, нефть и уран). В этот период был заключен целый ряд региональных соглашений: Совет согласия (1959 г.); Совместная африканская и мальгашская организация (ОСАМ, 1966 г.); Экономическое сообщество Западной Африки (СЕАО, 1974 г.); Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЕМОА, 1994г.).
          С середины 80-х гг. ситуация начала меняться. Произошло ухудшение финансово-экономического положения в странах континента и изменение экономической конъюнктуры. Из привилегированного партнера Франция в ряде стран стала постепенно скатываться на более скромную роль посредника между франкоязычной Африкой и западными валютно-финансовыми институтами.
          Принятая в январе 1994 г. т. н. «абиджанская доктрина» увязала предоставление французской финансово-экономической помощи с заключением соответствующих соглашений между МВФ и африканскими странами. За этим под нажимом Парижа последовала девальвация в январе 1994 г. франка CFA на 50%, что было весьма болезненно воспринято африканцами. Многие экономисты полагают, что введение с 1999 г. единой европейской валюты способно еще более размыть финансовую ответственность Франции по отношению к африканским государствам, подпадающим под соответствующее соглашение. Надвигающаяся «валютная революция» может привести к углублению отрыва Франции от бывших колоний.
          Мало кого в странах франкоговорящей Африки обнадежили ссылки Ж. Ширака на имеющиеся специальные оговорки в этом плане в Маастрихтском договоре. (После исчезновения французского франка договор о паритете должен остаться в силе. Франк CFA, в зоне которого находятся 14 стран, будет «механически» пересчитан из франка в евро и его стоимость приведена в соответствие с общеевропейской валютой.) Сами африканцы не исключают передачу Францией ЕС в будущем ответственности за валютный паритет и даже высказывают мнение, что можно было бы вообще отказаться от CFA как паритетной валюты, но для этого может потребоваться от 20 до 40 лет.
          Идет сокращение предоставляемой Францией экономической помощи странам Африки (в 1993-94 гг. – 0,63% ВНП, 1995-96 гг. – 0,55%).
          Африканские партнеры все реже соглашаются с активно практикуемой французами формой выделения кредитов под конкретные проекты с участием французских фирм. Когда франкоязычные африканские страны сталкиваются со свободным выбором фирм-партнеров, преимущество все чаще остается не за французами. Не случайно в ходе своего последнего визита в Сенегал Ж. Ширак выдвинул идею преобразования внешнего долга стран «Франкоафрики» в инвестиции, т. е. обмен долгов на участие французских фирм в приватизации африканского госсектора.
          Значительный урон престижу Франции наносят скандальные разоблачения, связанные с деятельностью ответственных лиц ведущих фирм, занимающихся бизнесом в Африке (нашумевшее дело габонского отделения нефтяной корпорации «Эльф Акитэн», генеральный директор которого оказался замешанным в ряде финансовых афер).
          Усиление в последние годы прагматических начал в политике ведущих индустриальных держав, их нарастающая заинтересованность в африканских сырьевых ресурсах и рынках сбыта, в осуществлении на Черном континенте высокоприбыльных инвестиционных проектов предопределили превращение Африки в арену достаточно жесткой конкурентной борьбы. Тон в ней задают США, которые не только пытаются заполнить вакуум, образовавшийся с «уходом русских», но и теснят на континенте бывшие метрополии, прежде всего Францию. Вашингтон не скрывает стремления «выправить игровое поле» на африканском континенте в свою пользу, действует по всем азимутам, активно работая не только с англоговорящими, но и с франкоязычными государствами. Возникающие на этой почве между США и Францией трения все чаще становятся темой официальных высказываний и заявлений с обеих сторон.
          В 1995 году американский экспорт в Тропическую Африку составил 5,4 млрд. долл. (4,4 млрд. долл. в 1994 году); импорт – 12,7 млрд. долл. (11,8 млрд. долл. в 1994 году); инвестиции – около 3,5 млрд. долл. В ближайшем будущем эти цифры могут существенно возрасти, поскольку, согласно американским данным, норма прибыли в Африке (25%) выше, чем где-либо в мире. По оценкам госдепа, наиболее благоприятные возможности для ускоренного внедрения американского бизнеса существуют в таких сферах, как телекоммуникации, энергетика, сельское хозяйство, разработка природных ресурсов. Благодаря государственной поддержке ориентированных на африканский континент торгово-инвестиционных программ, только в последнее время частные компании США получили ряд крупных контрактов: на строительство нефтепровода из Чада в Камерун (4 млрд. долл.), сооружение системы водоснабжения в Ботсване (180 млн. долл.), сахарного завода в Эфиопии (84 млн. долл.) и некоторые другие.
          Для продвижения своих экономических интересов в Африке Вашингтон активно использует институт афроамериканских форумов (последний состоялся в Дакаре в 1995 г.); наращивает сотрудничество с наиболее жизнеспособными межафриканскими интеграционными группировками; проводит жесткую линию в МВФ и других международных финансовых институтах.
          В свою очередь, Франция, у которой на Африку ориентировано свыше 20% внешней торговли и которая имеет на континенте как минимум 12 млрд. долл. прямых капиталовложений и более 1400 филиалов национальных компаний, стремится не допустить ослабления своих позиций. Париж продолжает оказание Черному континенту массированной помощи по государственной линии (совокупная помощь Франции на цели развития составляет около 10 млрд. долл. в год, а по уровню помощи относительно ВНП – 0,64% – французы находятся на пятом месте в мире после Норвегии, Дании, Швеции и Голландии); периодически списывает задолженность африканских стран; принимает меры по стимулированию частных инвестиций в Африке и тд.
          В 1996 году Франция реформировала систему управления своими экономическими связями с Африкой. Был создан координирующий орган во главе с прьемьер-министром – Межминистерский комитет по вопросам сотрудничества, сформированы комитеты по вопросам оказания финансово-экономической помощи в странах-реципиентах.
          Французы активно используют механизм франко-африканских встреч на высшем уровне (последняя состоялась в декабре 1996 г. в Уагадугу), интенсифицируют двусторонние контакты (после прихода к власти Ж. Ширак уже четырежды побывал в Африке).
          В то же время, сталкиваясь с ограниченностью собственных финансово-экономических возможностей для обеспечения в прежнем объеме своих позиций в Африке, Франция стала уделять повышенное внимание координации действий с европейскими партнерами, пытаясь переложить на них часть бремени по оказанию помощи африканским государствам, консолидировать европейские усилия и тем самым обеспечить «единый фронт» против экспансии США.
          Наличие достаточно широкого спектра разногласий между США и Францией в Африке неизбежно сохранит на обозримую перспективу соответствующие «болевые точки» в их взаимоотношениях. Такой вывод представляется тем более справедливым, что трения между Вашингтоном и Парижем в Африке «подпитываются» столкновениями их интересов в других регионах и в некоторых глобальных вопросах мировой политика хотя, безусловно, нельзя сбрасывать со счетов и того обстоятельства, что в стратегическом плане США и Франция выступают в качестве объективных союзников и в силу этого в ряде случаев им удается находить взаимоприемлемые развязки (постепенная встречная эволюция концепции формирования системы коллективной безопасности в Африке, сближение позиций и совместные акции в вопросах мирного урегулирования в районе Великих озер и т. д.).
          Не вызывает сомнений, что фактор неконфронтационного американо-французского соперничества, который, кстати, активно эксплуатируют в своих целях африканцы, повышает естественную заинтересованность французов в том, чтобы в противостоянии с американцами на Африканском континенте привлечь на свою сторону потенциальных партнеров. В этой связи показательно, что хотя Париж еще и не преодолел инерцию восприятия нас в Африке как нежелательных конкурентов, его официальные представители все чаще заявляют о целесообразности российско-французского взаимодействия в африканских делах. Это создает благоприятные предпосылки для распространения доверительного российско-французского диалога на африканскую проблематику, включая возможное открытие при содействии французов дополнительного канала для продвижения в Африке наших экономических интересов (с подключением потенциала Евросоюза, Бреттон-Вудских институтов, африканских субрегиональных организаций).
          Помощь развитию. Сегодня Франция открыто признает, что не имеет необходимых финансовых возможностей для обеспечения в прежнем объеме своих политических целей на африканском континенте. Решение о сокращении на 7,8% в 1997 г. бюджета министрества по делам сотрудничества страны только подтвердило эту тенденцию.
          Теперь Париж не склонен распылять свои силы и средства. Его усилия концентрируются на ключевых странах, в частности Западной Африки, как бы оберегая их от удара, последствий сокращения финансовой поддержки. Параллельно французы пытаются стать координаторами действий европейцев на континенте, расширяя число «неопасных» в борьбе за влияние союзников, чтобы переложить на них хотя бы часть бремени помощи африканцам, а также вместе противостоять экспансии в Африку США, Японии, азиатских «драконов» . В таком же ключе реорганизуется франкофония, где все больший акцент делается на экономическое сотрудничество.
          Вопросы демократизации в Африке отнесены Францией к разряду ключевых в обеспечении внутриполитической стабильности. Между тем Париж, продолжая выдвигать западные ценности как единственно возможные ориентиры государственного строительства вынужден признавать необходимость учета особенностей развития африканских стран. Сегодня, по сути, Париж переходит от жестких требований перестройки государственных и общественных структур по западным образцам к критерию обеспечения африканцами стабильности и правопорядка.
          Пересматриваются соглашения о сотрудничестве в военной области. Теперь значительная часть финансово-материальной помощи идет не вооруженным силам, а правоохранительным органам. Поддерживаются межафриканские договоренности по безопасности и стабильности (например, между МВД Сенегала, Мали и Мавритании). Происходит поиск более выгодных партнеров на континенте –я на д ЮАР, Гана, Ангола. Это говорит о растущем прагматизме Парижа, до последнего времени считавшего приоритетными языковую и культурную общность. Разрабатываются новые подходы к экономической помощи, где основной упор делаетсеятельности французских частных структур на континенте. Для этого государство вводит систему их льготного кредитования, предоставляет им гарантии.

          Франкофония.
          Если Великобритания изначально стремилась придать официальный характер Содружеству наций, то Франция решилась на такой шаг только сейчас, с принятием Устава движения Франкофонии. Хотя само рождение такого движения преследовало, безусловно, политические цели – удержать в своей орбите быстро суверенизировавшиеся страны третьего мира – структурно оно не было оформлено в некую сплоченную организацию с ясно выраженными политическими целями. Наоборот, в качестве таковых декларировались сохранение и поощрение развития, в первую очередь, культурных связей между франкоговорящими странами мира (необязательно бывшими колониями). В рамках движения в этих целях было создано множество агентств, ассоциаций, форумов и проч., которые отнимали немалую часть бюджета. Видимо, на определенном этапе такая, даже немного размытая, структура Франкофонии позволяла Франции играть ту роль в «третьем мире», которую она сама себе отводила.
          Поворот к более четкому политическому оформлению движения начался с 1986 г., когда впервые прошла встреча на высшем уровне глав государств и правительств стран-участниц. По сути, это означало преобразование Франкофонии, до этого снабженной лишь общими институтами «по интересам», в мощное межгосударственное сообщество, стремящееся с единых позиций решать общие экономические и политические цели.
          Нынешняя ситуация в мире, характеризующаяся обострением скрытой борьбы между союзами государств за передел мира, диктует новые требования. Под натиском англо-американской экономической машины требующие немалых финансовых вливаний страны третьего мира, в первую очередь африканские, могут поступиться единством культурных связей с Францией во имя экономических благ. Как, например, случилось практически со всеми бывшими португальскими и бельгийскими колониями, которых подмяла под себя Франция, когда ни Бельгия, ни тем более Португалия уже были не в состояния их «содержать» .
          Таким образом, стала острая необходимость структурных реформ движения в целях придать ему более значимый политический вес. На восьмом совещании министров иностранных дел и по делам франкофонии, состоявшемся в г. Маракеше (Марокко) в середине декабря 1996 г. был одобрен Устав движения Франкофонии. Этим уставом упорядочивается структура движения: вводится пост генерального секретаря, главного управляющего Агентством Франкофонии (бывшее Агентство по культурному и техническому сотрудничеству) и определяется вся вертикальная связь.
          Генсекретарь избирается на четыре года с правом быть переизбранным на второй срок, решение о его назначении принимается на встрече в верхах глав государств и правительств стран-участниц. Кроме этого верховного органа движения оно подчиняется другим коллегиальным органам: Совещанию министров иностранных дел франкофонии, и постоянному совету Франкофонии.
          В кулуарах встречи в Маракеше со стороны африканских представителей, в целом высказывалось удовлетворение большей политической и экономической ангажированностью движения. Парижу удалось убедить своих африканских партнеров, что только политическая оформленность движения позволит странам-участницам более полно развивать и экономические связи. На совещании в Марокко обозначились некоторые противоречия между ведущими донорами движения – Францией и Канадой.
          Во французских государственных, общественно-политических и академических кругах зреет тревога о судьбе французского языка как средства политического и культурно-цивилизационного влияния на страны «третьего мира», а также инструмента международного общения в целом. Это наглядно проявляется также в сфере экономики и деловых связей.
          Проходящая в Париже ежегодно неделя франкофонии дает повод местным аналитикам подвести весьма неутешительные для французов итоги ведущейся «лингвистической войны» между французским и английским языками, двумя культурами. Особую тревогу у Парижа вызывает лингвистический откат в странах франкоязычной Северо-Западной Африки, где число изучающих или желающих изучать язык бывшей метрополии стабильно сокращается вот уже на протяжении целого ряда лет. Такая ситуация характерна для Марокко, других государств Магриба, традиционно считавшихся сферой культурно-языкового влияния Франции. В конце 1996 г. Алжир, например, объявил, что в будущем предпочтение среди иностранных языков будет отдаваться английскому, а не французскому языку.
          Учитывая устойчивую тенденцию расширения сферы распространения английского языка и увеличение числа его изучающих, и, как следствие, укрепление позиций англосаксонских государств, французы в последнее время все чаще выступают с предостережениями от «риска создания монокультурного международного сообщества» с преобладанием одного языка, что является «дестабилизирующим фактором» .
          Франция, тем самым, берет на себя как бы ответственность возглавить борьбу с этим явлением, противодействовать попыткам «придания одной цивилизации статуса первостепенной» .
          Выступая с речью в Буэнос-Айресе в ходе своего турне по странам Латинской Америки, Ж. Ширак говорил о необходимости возврата «достойного места» французскому языку, что на деле будет означать восстановление «многокультурности и диалога культур» .
          Главными направлениями такого продвижения Париж видит в укреплении своего экономического присутствия; формировании своего рода культурно-лингвистического союза, в первую очередь с близкими по романской культуре латиноамериканскими государствами, а также наращивании французской культурной экспансии.
          Несмотря на констатацию почти повсеместного отступления французского языка, Париж, вместе с тем, весьма оптимистично и настойчиво ведет линию если не на возврат утраченных позиций, то хотя бы на сдерживание тенденции. В качестве положительных примеров можно привести укрепление позиций французского языка в Ливане, на Мадагаскаре, странах юга Африки. Правительство Нигерии недавно заявило о планах придания французскому языку статуса государственного наряду с английским. Растет интерес к изучению языка и в Центральной и Восточной Европе, странах СНГ. Сейчас членами франкофонии уже являются Болгария, Молдавия и Румыния, рассматривая движение в качестве дополнительного рычага, открывающему им путь в Европу. Грузия и Польша также изъявили желание присоединиться к движению. Предметом особого внимания для Парижа является Вьетнам, где французский язык постепенно начал отвоевывать утраченные позиции. Не случайно именно в Ханое было решено провести 14-16 ноября 1997 г. седьмой саммит франкофонских государств.
          В этом же русле идет структурное и организационное укрепление самого движения, начинавшегося как «культурная идея» 49 государств, 450 млн. человек в которых говорят на французском языке. Явно оглядываясь на британское содружество, – позиции которого в языковой области усиливаются, французы заявляют, что страны франкофонии связывают не только общий язык и культура, но и государственно-правовой статус, демократические ценности, правда уже под лозунгом культурного плюрализма.
          Генсекретарь будет представлять франкофонское сообщество на мировой арене и выступать от его имени с различными инициативами, в том числе в области превентивной дипломатии и предотвращения конфликтов.
          Франция таким образом пытается придать движению статус международной организации при лидирующей роли Парижа и направить его усилия на решение международных проблем в духе «приверженности многополюсному миру» .
          Наиболее предпочтительным кандидатом на этот пост является для французов Б. Гали. Фигура бывшего генсекретаря ООН, по их замыслу, должна придать движению акцентированно политический характер и организационно укрепить его.
          Нигерия. В последнее время в отношениях Нигерии с Францией просматриваются моменты, которые мож-но расценить как свидетельства обоюдной готовности к определенному сближению. Так, весной 1997 г. в преддверии саммита «восьмерки» индустриальных держав в Денвере, Абуджа обратилась к Парижу с просьбой способствовать «более реалистичному и взвешенному рассмотрению африканской тематики», особенно в вопросе о Нигерии.
          Абуджу, несомнено, вдохновило то, что французы, хотя и участвуют в коллективных мерах ЕС в отношении Нигерии, вместе с тем проявляют свойственную им независимость, подчас с оттенком вызова. Здесь оценили жест Ж. Ширака, который пошел на личную встречу с Абачей в декабре 1996 г. в рамках франко-африканского саммита в Уагадугу, вопреки формальному эмбарго, введенному Евросоюзом на официальные контакты с верхушкой режима.
          Нигерийцы определенно питают надежду сыграть на крупных экономических интересах Франции, чтобы найти брешь в позиции западных критиков Абуджи, а может быть и обрести в лице Франции противовес давлению США и Англии (особенно после прихода к власти правительства лейбористов, уже высказавшегося весьма жестко в адрес режима Абачи).
          В то же время просчитывается и более долгосрочный экономико-политический расчет. Местные эксперты указывают, что для Нигерии, географически окруженной франкофонскими странами, налаживание взаимодействия с Парижем, возможно – тот самый искомый ключ к тому, чтобы наконец продвинуть дело субрегиональной интеграции в Западной Африке. До сих пор, отмечается ими, неоднократные попытки Нигерии наталкивались на явное или скрытое противодействие Парижа (зачастую руками франкофонов), который защищал свою традиционную сферу влияния в субрегионе и продолжает осуществлять политический и экономический «патронаж» над бывшими зависимыми территориями.
          Ряд нигерийских аналитиков идут еще дальше и полагают, что, в свою очередь, подтянув Нигерию ближе к сфере своего влияния, Франция могла бы отыграться здесь за потери в Заире и Центральной Африке.
          Директор департамента Африки МИД Франции Ж-Д. Руазен не скрывал заинтересованности Парижа в ослаблении режима санкций против Нигерии. Более того, по его словам, Нигерия рассматривается французами как ключевая страна Африки, нормализация отношений с которой «отвечает стратегическим интересам Франции на континенте» .
          Определенная близость подходов двух сторон просматривается и по такой важнейщей проблеме как миротворчество на континенте. Нигерийцам явно ближе французская модель миротворчества с ее большим упором на задействование имеющихся у африканских стран региональных и многосторонних структур и механизмов предотвращения и урегулирования конфликтов.
          Наиболее значительный «прорыв» обрисовался пока в сфере языковой дипломатии. Вскоре после встречи с Шираком, Абача объявил о государственной политике поощрения изучения французского языка, с тем, чтобы «в кратчайшие сроки нигерийская нация стала двуязычной» (подавая личный пример, сама «первая леди» Мариам Абача основательно, по отзывам французских дипломатов, засела за уроки). Если эти замыслы воплотятся в реальность, это способно на порядок поднять весь спектр связей Нигерии с франкоязычным миром.
          Наблюдатели выделяют и кое-какие другие шаги в двусторонних отношениях (в т. ч. решение о переводе центра зарубежных операций нигерийской государственной нефтяной компании из Лондона в Париж). При этом подчеркивается отчетливый политический контекст: имеется прямое высказывание представителя компании, что выбор пал на французскую столицу не только в силу ее центрального местоположения, но и с учетом «дружественного отношения французского правительства к Нигерии» .
          Мозамбик. Мозамбикско-французское сотрудничество ведется на основе комплекса мероприятий, утвержденных смешанной комиссией двух стран и опирается на финансовое и техническое содействие, оказываемое специально созданным для этих целей Фондом помощи французской миссии сотрудничества. На свои совещания смешанная комиссия собирается 1 раз в два года.
          В 1990-91 гг. Францией были выделены субсидии на проведение структурных преобразований в объеме 200 млн. фр. Указанная сумма полностью освоена к концу декабря 1996 г. Предоставленная помощь позволила укрепить новую валютно-финансовую систему, в т. ч. осуществить определенное реформирование деятельности Банка Мозамбика и оказать поддержку в области структурных преобразований, проводимых на отдельных предприятиях промышленности, например, в порту Мапуту. Французской стороной выделено 8 млн. фр. франков на поддержку работы мозамбикского комитета по оказанию помощи малым предприятиям.
          Франция также выделила 8 млн. фр. на укрепление мозамбикских финансовых структур, в частности на подготовку банковских служащих, оказание помощи в налаживании работы казначейства, введение компьютерного учета поступления налогов. Освоение этих средств продлено до ноября 1998 г.
          В рамках французского технического содействия разработан проект подготовки кадров управленческого аппарата страны, стоимостью 5 млн. фр.
          В городах Мапуту и Бейра под эгидой факультета права Университета им. Э. Мандлане состоялись семинары по вопросу децентрализации. Одновременно с сотрудниками министерства государственной администрации проведены занятия по основным принципам децентрализации государственного управления.
          В марте 1994 г. между правительствами Франции и Мозамбика подписано соглашения об оказании МВД Мозамбика помощи на 7,5 млн. фр.: создание учебных подразделений в центрах подготовки полиции в Маталане и Мишафутене; поставка полицейского снаряжения службам криминальной полиции (средств связи, техники и учебного оборудования); создание полицейской бригады для проведения профилактической работы и борьбы с молодежной преступностью.
          В рамках данного проекта Франция поставила 14 спецавтомобилей и подготовила одно полицейское подразделение по борьбе с уголовными преступлениями. Некоторые пункты указанного соглашения по разным причинам остаются пока не выполненными. Предусматривается, в частности, координация французского содействия с более широким проектом помощи полиции РМ, разработанным ПРООН во взаимодействии с Испанией, Голландией, Италией и некоторыми другими западными странами.
          В рамках оказания юридической помощи Франция, в целях подготовки по программе краткосрочных курсов группы высших должностных лиц административного трибунала, выделила бесплатные стипендии.
          Пo приглашению французских властей Председатель верховного суда РМ совершил официальную поездку во Францию, где имел встречи с руководством Госсовета и Верховного суда республики. В качестве дара от французской стороны поступила партия юридической литературы.
          Францией оказывается содействие в развитии сельских районов Мозамбика. Данной областью сотрудничества предусматривается: оказание технической помощи в реализации Институтом сельского развития РМ аграрного проекта в районе Чокве (провинция Газа); осуществление проекта по восстановлению и развитию малых предприятий местной промышленности.
          Для восстановления ирригационных сооружений и развития орошаемого земледелия в районе Чокве, Франция на первом этапе выделила 38 млн. фр. на решение первоочередных задач по этой программе. Завершена работа по подготовке французскими специалистами генерального плана развития района Чокве, который получил одобрение на Совете министров РМ.
          С целью проведения политики сельскохозяйственной реформы и всестороннего развития семейного сектора на селе, Франция выделила 7 млн. фр. В виду исключительной важности и влияния, которое оказывает данная программа на жизнь и развитие сельских районов Мозамбика, правительством РМ предполагается продолжить сотрудничество с Францией в этом направлении.
          Помимо этого, в области сельского хозяйства Франция оказывает значительную помощь РМ в развитии хлопчатобумажной промышленности в провинции Кабу-Делгаду (район Монтепуеж) в общей сложности на сумму в 22 млн. фр. Работа проводится согласно плана развития данного района и предусматривает налаживание производства и реализацию сельхозпродукции (продуктов питания, хлопка) частными производителями.
          В области рыболовства Францией оказано техническое содействие мозамбикскому Институту развития малых предприятий рыбного хозяйства (помощь в учреждении этого органа) и в открытии представительства Института в г. Пембе (провинция Кабу-Делгаду). Одним из направлений сотрудничества является оказание Францией помощи в подготовке кадров и поставке необходимых материалов для начала и последующего ведения производственной деятельности.
          К числу наиболее важных проектов сотрудничества следует отнести создание в г. Келимане (провинция Замбезия) смешанного франко-мозамбикского предприятия по переработке сельскохозяйственной и рыбной продукции, на учреждение которого Францией выделено 15 млн. фр.
          В области градостроительства и архитектуры Францией оказывается существенная помощь городским властям в плане идентификации названия улиц и домов г. Мапуту, унификации инвентаря и оборудования городского коммунального хозяйства, приведения в порядок документации и подготовки кадров. Стоимость проекта оценивается в 8,5 млн. фр. В настоящее время национальным институтом городского и коммунального хозяйства РМ совместно с французской стороной изучается проект по утилизации городской свалки в районе Шипаманине (Мапуту), благоустройству и застройке столицы Мозамбика.
           В сфере транспорта и связи осуществляется проект восстановления железной дороги в коридоре Накала, связывающем этот порт с Малави. На восстановление этой железной дороги выделено 350 млн. фр. Из них – 120 млн. фр. на проведение работ первой очереди, а 230 млн. фр. будет освоено на заключительном этапе проведения восстановительных работ. В настоящее время действуют фонды, в задачу которых входит обеспечение активного функционирования восстановленной железной дорога на участке Накала – Куамба. Одновременно планируются ремонтные работы на участке Куамба – Энтрелагош, протяженностью 77 км. стоимость данного проекта составит 41 млн. долл.
          Для решения проблемы железнодорожного транспорта Франция выделила 228 млн. фр. на приобретение 15 локомотивов. Оставшиеся от покупки локомотивов денежные средства перечислены на счет проекта Накала-Куамба.
          Что касается сотрудничества в области гражданской авиации, в прошлом мозамбикская компания ЛАМ осуществляла перевозку пассажиров в Париж во взаимодействии с французской авиакомпанией UTA, которая в последующем (в 1993 г.) была приобретена компанией «Эр Франс» .
          Таким образом, совместные операции по перевозке авиапассажнров были прерваны на один год. В 1994 г. «Эр Франс» приняла решение возобновить рейсы в Мапуту. А в сентябре 1996 г. между мозамбикской компанией ЛАМ и «Эр Франс» было подписано соглашение, конкретизирующее осуществление совместных авиаперевозок по маршруту Мапуту-Париж-Мапуту.
          В сфере морских перевозок и средств морского транспорта Франция предоставляет техническую помощь на переоснащение судов, переоборудование предприятия «Портовые сооружения Мозамбика» и на обновление сети навигационного и радиооборудования. Стоимость проекта составляет 11 млн. фр. Наряду с этим Франция оказывает правительству Мозамбика консультативную помощь по вопросам защиты от загрязнения морской акватории РМ, а также обязуется поставить гидрографическое оборудование для проведения картографических работ. Указанные мероприятия ведутся под наблюдением специально присланных для этих целей двух французских специалистов.
          Вышеприведенные данные свидетельствуют о достаточно пристальном внимании Франции к Мозамбику, хотя он и не относится к сфере ее традиционных интересов в Африке.
          Сейшелы. Ось Виктория-Париж характеризуется как «особая» не только ввиду исторических и культурных связей, но и стремления бывшей метрополии – сохранить и упрочить свои позиции в регионе. Со времен де Голля французское правительство рассматривает острова как сферу своего влияния. Среди бывших колониальных держав Франция лидирует по степени ангажированности в африканских делах, нередко выступает посредником между Африкой и развитым международным сообществом. Во время поездки в США Ж. Ширак призвал американский конгресс к «проявлению большей щедрости» в отношении Африки. Париж сыграл первую скрипку в поисках в 1996 г. компромисса по проблематичному Закону об экономическом развитии Сейшел. Французский МИД официально заявил, что Франция и далее будет способствовать РСО «развивать процесс демократии и либерализации экономики в рамках международных правил» .
          На фоне сокращения помощи со стороны Великобритании и США, Франция прочно занимает первое место среди стран-доноров по объемам предоставляемых РСО финансовых вливаний. По словам спикера МИД Франции Ж. Руммельхара, «в то время как США закрыли посольство, а Великобритания больше не развивает помощь, Франция намерена оживить свое присутствие на Сейшелах» . (Характерно, что французское посольство недавно полностью заняло освободившиеся американские диппомещения.) Сейшельцы используют эту «карту», подогревая соперничество между державами с целью выбивания максимальных субсидий. Бывший президент РСО, ныне лидер оппозиции Дж. Менкам открыто заявил: «Хотя соперничество между стремящимися расширить сферы своего влияние в Африке и западном районе Индийского океана Вашингтоном и Парижем, вероятно, слегка озадачивает Западный блок, оно безусловно является здоровым и приветствуемым процессом на континенте и в регионе» .
          Годовой объем сотрудничества в государственном секторе между двумя странами достиг 4,4 млн. долл. Франция ежегодно поставляет на Сейшелы товаров более чем на 18 млн. долл., импортирует – на 600 тыс. долл. Особенно успешно развивается сотрудничество в области рыболовства: французские территории являются крупным потребителем сейшельской рыбопродукции. Реюньон закупает 67% всей свежей и мороженой сейшельской рыбы.
          Широко используется военно-политический аспект присутствия (база на Реюньоне, ряд мелких островных владений). Французские военные корабли оказывают основное содействие по охране пространственной Эксклюзивной Экономической Зоны Сейшел от набегов тайваньских и шриланкийских браконьеров. Каждый месяц порт Виктории посещает судно ВМФ Франции. В рамках таких визитов, как правило, организуется военная тренировка сейшельского персонала, проводятся совместные учения. Франция в настоящее время занимает первое место в сфере двустороннего военного сотрудничества, опередив Индию, Россию и США.
          Елисейский дворец играет важную посредническую роль в региональной политике Сейшел. При прямой поддержке Франции осуществляется работа Комиссии по Индийскому океану (КИО), где. председательствует сейчас РСО. В апреле 1996 г. французы уладили назревавший конфликт между Сейшелами и Маврикием и добились проведения очередной встречи КИО на уровне министров. В октябре 1996 г. на французские деньги был учрежден Общественный фонд Индийского океана, куда наряду с РСО вошли Мадагаскар, Коморы и Реюньон.
          Между двумя странами установились тесные связи на уровне районов и провинций. Вице-президент Регионального агентства по вопросам окружающей среды Средних Пиренев П. Фюзье и мининдел РСО подписали договор, конкретизирующий отдельные проекты сотрудничества, в т. ч. по линии национальных парков, направления сейшельских специалистов на стажировку во Францию, обустройство пешеходных маршрутов на Сейшелах, в области деревообработки, энергопроизводства и др. Состоялась поездка Ассоциации районов г. Виктории в Марсель по приглашению мэра.
          Лидирующие позиции занимает Франция в «двусторонке» в области образования и культуры. Париж более активен, чем англоговорящее Содружество в продвижении своего языка, культурных традиций. В Виктории в этом направлении на постоянной основе работают Французский альянс и Французская миссия сотрудничества. Последняя практически ежемесячно передает сейшельским властям что-нибудь в дар: книги, медикаменты и т. п. На каждую акцию тратится порядка 10 тыс. долл. Французы подтвердили свое участие в финансировании проекта создания Университета Индийского океана, согласились выделить 0,5 млн. долл. на организацию в РСО круглосуточных радиопрограмм «Франс интернасьональ» и регулярных передач французского телевидения.
          В последнее время в сейшельских политических и интеллектуальных кругах развернулись споры о сопоставимости и взаимозаменяемости французского и произошедшего от него креольского языков, которые наряду с английским являются государственными. Представители сегодняшнего правительства РСО видят в развитии креольского языка укрепление национального самосознания сейшельцев. «Прогрессисты» из оппозиции, напротив, считают его умирающим, не соответствующим эпохе Интернета и представляющим собой ненужное бремя в системе образования.
          Устойчивое сотрудничество наблюдается в области здравоохранения. Было подписано межправительственное соглашение, предусматривающее выделение Сейшелам через Фонд содействия и сотрудничества Франции медикаментов и оборудования, развитие партнерских связей между госпиталем Виктории и областным медицинским центром Сен-Дени (Реюньон) в области стажировок и передачи технологий.
          Французский капитал активно задействован в туристической индустрии островов. Здесь действует группа «Ле Меридьен» . Ежемесячно рейсом «Эр Франс» сюда прибывает в среднем 2 тыс. французских отдыхающих, – нередко больше, чем из любой другой страны. Париж финансирует ряд проектов в области туризма.
          Новая Каледония. Представляет собой группу островов в Тихом океане общей площадью 18 тыс. кв. км., принадлежащих Франции с 1853 г. Преобладает коренное население – канаки и представители других меланезийских племен (около 68 %), однако значительна доля выходцев из Европы – кальдошей (около 30 %). Положение в Новой Каледонии традиционно характеризуется противостоянием между сторонниками ее независимости и приверженцами пребывания в составе Франции, причем конфликты, в ходе которых неоднократно поднимался вопрос о независимости, в отличие от других заморских территорий и департаментов Франции имели особо напряженный характер.
          Как и Французская Полинезия, Новая Каледония значительно удалена от Франции территориально (на расстояние около 18,3 тыс. км). Ее сохранение под французским суверенитетом обходится государственному бюджету недешево. Тем не менее, французские правящие круги упорно добиваются сохранения контроля над этими далекими владениями по следующим причинам: во-первых, вследствие наличия там полезных ископаемых (никеля) и весьма значительной экономической зоны вокруг островов и, во-вторых, что особенно важно, геостратегического положения заморской территории. Оно символизирует военно-политическое присутствие Франции в ключевом азиатско-тихоокеанском регионе, соответствующее ее рангу великой державы с глобальными интересами.
          Особую роль в этом плане играло наличие в тихоокеанских владениях Франции ядерного полигона на атолле Муруроа. Вплоть до прекращения ядерных испытаний он являлся серьезным раздражителем в отношениях между Францией и другими государствами региона, особенно, Австралией и Новой Зеландией и, отчасти, Японией. По окончании испытаний в 1996 г. данный вопрос был снят, что способствовало известной нормализации обстановки, тем более что Франция подписала Договор Раротонга о безъядерном статусе южной части Тихого океана. Тем не менее, есть основания полагать, что Австралия и Новая Зеландия в скрытой форме продолжают линию на вытеснение Франции, причем за их спиной чувствуется влияние США.
          После кровопролитных столкновений 1988 г. французское правительство, возглавляемое в то время социалистом Мишелем Рокаром, организовало подписание т. н. Матиньонских соглашений между лидерами противоборствующих общин. Согласно этому документу, насильственные действия прекращались, а решение вопроса о статусе Новой Каледонии должно было быть принято путем референдума через десять лет (в 1998 г.). Во время предшествующего ему десятилетнего периода предполагалось осуществить ряд экономических, политических и культурных реформ с целью выравнивания экономического развития различных районов Новой Каледонии, приобщения коренного населения (канаков) к управлению территорией посредством участия в местных органах законодательной и исполнительной власти и переориентации противоборствующих сторон с конфронтации на сосуществование. Было проведено перераспределение компетенции между французским государством и местной администрацией, а также учрежден комитет наблюдения за реализацией соглашений, собирающийся раз в год и включающий министра по делам заморских департаментов и территорий и представителей ведущих новокаледонийских политических сил.
          Метод решения вопроса о предоставлении независимости Новой Каледонии фактически заключался в том, что урегулирование наиболее болезненной для участвующих в конфликте сторон проблемы, которую они не были готовы решить в настоящий момент (то есть получение независимости), откладывался на определенный, причем довольно длительный срок, и по его окончании предусматривался референдум или какое-либо другое мероприятие для окончательного решения вопроса.
          Во время этого переходного периода предполагалась реализация комплекса мер, направленных на восстановление нормальной жизни общин и создание гарантий их мирного сосуществования, без чего невозможны стабилизация обстановки и установление благоприятного для ненасильственного разрешения проблемы климата. Задача государства заключалась в изменении психологии людей, задействованных в конфликте, в воспитании нового поколения, не участвовавшего в вооруженных столкновениях и поэтому свободного от конфронтационных стереотипов. На это поколение по истечении переходного периода и предполагали делать ставку центральные власти.
          Проведенная в Новой Каледонии экономическая реформа была направлена на выравнивание развития различных районов заморской территории и отход от чрезмерной концентрации экономики в ее южной части, где находится административный центр. Новая Каледония была разделена на три провинции: южную, северную и островную, каждая из которых получила возможность избирать собственные органы законодательной и исполнительной власти – провинциальные собрания и их председателей. В настоящее время в двух из трех провинциальных собраний Новой Каледонии преобладает коренное население – канаки. Органом законодательной власти всей территории является конгресс, объединяющий депутатов всех трех собраний. Осуществление исполнительной власти возложено на Верховного комиссара Республики, назначаемого правительством. В культурной области реализуется программа обучения в высших учебных заведениях Франции четырехсот профессионалов высшего и среднего звена из Новой Каледонии, которые по возвращении на родину смогли бы способствовать осуществлению там позитивных изменений.
          Значительную роль сыграла и работа комитета наблюдения за реализацией соглашений, чьи заседания проходят либо в метрополии, либо в заморской территории, и который является местом регулярного согласования позиций французского руководства и лидеров новокаледонийских общин.
          Для дела урегулирования важно и то, что государство сумело занять беспристрастную позицию в конфликте и взяло на себя задачу «помочь общинам установить справедливый диалог», выступая при этом в качестве арбитра и воздерживаясь от официальной поддержки какой-либо из сторон.
          Хотя новокаледонийская проблема была одно время (в 1986-88 гг. во время т. н. «сожительства» правого премьер-министра и левого президента) превращена в ставку в политической игре между оппозиционными силами, что привело к пагубным для мирного урегулирования последствиям, когда в ходе столкновений в Новой Каледонии имели место человеческие жертвы, в настоящее время французским правым и левым политикам удается согласовывать свои действия по данному вопросу. Об этом свидетельствует недавняя встреча для обмена опытом министра по делам заморских территорий Ж. Ж. де Перетти (неоголлистское Объединение в поддержку республики) и бывшего премьер-министра социалиста Мишеля Рокара, сыгравшего основную роль в заключении Матиньонских соглашений.
          В преддверии приближавшегося референдума о статусе Новой Каледонии (1998 г.) лидер противников независимости Ж. Лафлер выступил с предложением прийти к т. н. «консенсусному решению», то есть видоизменить выносимую на референдум формулировку так, чтобы она не разделяла два лагеря ("за» или «против» независимости), а представляла собой результат компромисса, заранее достигнутого между общинами (например, «ассоциация» Новой Каледонии с Францией при некоторых формальных атрибутах суверенитета первой).
          Основной организацией канаков-сторонников независимости является Канакский социалистический фронт национального освобождения (ФЛНКС), внутри которого всегда существовали умеренное и экстремистское крыло. В 1988 г. лидер умеренных Ж. -М. Тжибау оказал существенное влияние на подписание Матиньонских соглашений, но вскоре погиб в ходе выяснения отношений между соперничающими группировками. Последователи Ж. М. Тжибау продолжили его курс, суть которого заключается в том, чтобы не снимать вопрос о независимости в ходе диалога с метрополией, с целью выторговать у центральных властей максимум экономических и политических уступок.
          В последнее время сторонники независимости выступали с требованием постройки завода по переработке никеля в одной из провинций Новой Каледонии, где они занимают руководящие позиции, в дополнение к тому, что уже функционирует в этой заморской территории. Данное требование выдвигалось в качестве условия их участия в поиске так называемого «консенсусного» решения, в котором заинтересовано французское правительство. Иными словами, шел традиционный торг.
          Специалисты и представители центральных властей находили постройку еще одного завода по переработке никеля экономически невыгодной (имелись в виду трудности реализации большого количества продукции никелеперерабатывающих заводов на международном рынке) и практически трудновыполнимой. В этой связи переговоры до последнего времени не могли сдвинуться с мертвой точки. Однако в 1997 г. официальный Париж заявил о возможности перераспределения акций месторождений никеля, что могло бы открыть канакам доступ к минеральным ресурсам Новой Каледонии. Данная мера была позитивно воспринята руководством ФЛНКС, что дает основания надеяться на конструктивное развитие переговоров с центром. Тем более, что, по мнению сотрудников Министерства по делам заморских территорий Франции, большинство населения Новой Каледонии осознают невозможность ее полной независимости от Франции и не хотят ее, склоняясь, по всей вероятности, к компромиссному решению.
          Вьетнам. В последнее время наблюдается заметная актив-ность французской дипломатии в ЮВА, особенно в Индокитае, где приоритетное место занимают отношения с Ханоем, имеющие давнюю историю. Франция, являющаяся наиболее продвинутым политическим и торгово-экономическим европейским партнером СРВ, стремится сохранить, модифицировать и укрепить свое традиционное влияние как в этой стране, так и в регионе в целом.
          Известен обмен визитами двух президентов – Ф. Миттерана (февраль 1993 г.) и Ле Дык Аня (май 1995 г.). Регулярно осуществляются контакты на правительственном и межведомственном уровнях. Во Франции побывал премьер-министр Вьетнама Во Ван Киет (июнь 1994 г.). Состоялся ряд визитов министерского формата. В СРВ приезжали министр юстиции Ж. Тубон, министр сельского хозяйства Ф. Вассер, директор центрального банка Франции Ж. К. Трише (соответственно февраль, май и ноябрь 1996 г.), министр по делам окружающей среды К. Лепаж (февраль 1997 г.). Визит во Францию нанес министр юстиции Нгуен Динь Лок (январь 1997 г.).
          Французы достаточно энергично заявляют о поддержке проводимой вьетнамским руководством политики обновления, рыночных преобразований в экономике и внешней открытости. Неизменно подчеркивается, что Париж рассматривает Ханой в качестве одного из приоритетных партнеров в Азии. Франция последовательно приветствует курс вьетнамского руководства на дальнейшую интеграцию в региональное и мировое сообщество, готово оказывать содействие в развитии связей между СРВ и Евросоюзом, присоединении к многосторонним структурам, в первую очередь ВТО. Вьетнамцы, в свою очередь, заинтересованы в многоплановом взаимодействии с Парижем, видят в нем «точку опоры» для активизации европейского направления своей политики, включая ЕС и сотрудничество по линии Азия-Европа (АСЕМ).
          На регулярной основе осуществляется межмидовский диалог. и межпарламентские связи, в т. ч. по линии отдельных комитетов и комиссий.
          Новой гранью стало налаживание контактов между военными кругами СРВ и Франции. Начальник объединенного штаба французских Вооруженных Сил Ж. Ф. Доан стал самым высокопоставленным военным представителем Запада, посетившим Вьетнам (январь 1997 г.). Просматривается стремление французов содействовать стабильности в регионе, сглаживанию имеющих место очагов напряженности, недопущению угрозы возникновения военных столкновений; зондируются возможности налаживания двустороннего сотрудничества в оборонной области, включая поставки боевой техники и снаряжения (средства связи, корабли и т. п.) и прием вьетнамцев для обучения во французских военных учебных заведениях.
           Обе стороны заинтересованы в углублении экономической составляющей связей. 11-12 декабря 1996 г. в Париже состоялось второе заседание французско-вьетнамской межправительственной комиссии по сотрудничеству на уровне мининдел (т. н. «большая комиссия» ), которая подвела итоги взаимодействия за прошедший период (первое заседание МПК прошло в феврале 1990 г.), наметила основные направления и сферы приложения усилий на перспективу. Стороны намерены сосредоточить внимание на таких сферах инфраструктуры в СРВ, как энергетика, связь, промышленное производство, переработка сельхозпродукции, железнодорожный транспорт, туризм. Продолжится взаимодействие в передаче современных технологий, а также в медицине, охране окружающей среды, юриспруденции, культуре и искусстве.
          За последнее пятилетие двусторонний товарооборот вырос в пять раз (1990 г. – 677 млн. франков, 1995 г. – 3,1 млрд. фр.). Объем французского экспорта обычно в 3-4 раза превышает встречные вьетнамские поставки. Основные статьи экспорта в СРВ включают машины и оборудование, фармацевтические изделия, удобрения, ГСМ, некоторые виды продовольствия. Во Францию из Вьетнама вывозят преимущественно текстиль, швейные изделия, сельхозпродукцию и кустарно-ремесленные товары. Доля Вьетнама составляет менее 0,1% во внешней торговле Франции. Хотя французские товары занимают 5-6% вьетнамского рынка, но по абсолютным объемам поставок Париж постепенно откатывается назад, уступая свои позиции Японии, Китаю, США, азиатским НИС.
          Наблюдается относительное снижение роли французов и в прямых инвестициях во вьетнамскую экономику. По состоянию на 1. 01. 1997 г. Франция занимала 12 место среди зарубежных инвесторов с 78 проектами на общую сумму 633,4 млн. долл. (8 позиция в 1994-95 гг.). Французские капиталовложения во Вьетнаме сосредоточены премущественно в сельском хозяйстве и пищевой промышленности (38% средств и 19% проектов), в гостиничном бизнесе (соответственно 35% и 20%). Можно выделить такие проекты, как построенные компаниями Feal International и Societe de Dovel гостиницы Sofitel-Metropol в Ханое (80 млн. долл.) и «Тхунгы» в г. Хошимине (76 млн. долл.), реконструируемый группой Ассоr отель «Фонг лан» (23 млн. долл.). Французская компания BGI инвестировала 108 млн. долл. в создание пивзаводов в гг. Хайфоне, Дананге и пров. Тиензян. Группа Societe de Bourbon занимается строительством крупнейшего в СРВ сахароперерабатывающего завода мощностью более 10 тыс. т. тростника в день (95 млн. долл.).
           На совместных предприятиях с французским участием в 1996 г. было занято более 5,5 тыс. чел., полученный доход составил 478 млн. долл. В подготовительной стадии находится проект компании Peugeot-Citroen по созданию автосборочного предприятия (40 млн. долл.), ряд других программ. Вместе с тем уже отозваны лицензии у 13 французских проектов на 230 млн. долл. Наиболее нашумевшим случаем стал отказ компании Total от участия в планах по сооружению первого в СРВ нефтеперерабатывающего завода (объем капвложений порядка 1,3 млрд. долл.). Этот шаг последовал в августе 1995 г. после решения ханойских властей перенести место строительства в район Зунгкуат в Центральном Вьетнаме и был мотивирован экономической нерентабельностью проекта (отсутствие инфраструктуры, удаленность источников нефти и основных потребителей, высокие транспортные расходы и т. п.). Хотя, по официальным данным, Франция лидирует среди европейских вкладчиков капитала, вьетнамцы считают более перспективными позиции англичан и немцев. С учетом компаний, зарегистрированных на офшорных территориях (Британские Виргинские о-ва, о. Мэн и др.), реально крупнейшим инвестором из Европы является Великобритания.
          Французы активно сотрудничают с СРВ в развитии энергетики. При их содействии (проектирование, поставка и монтаж оборудования) была построена и пущена в эксплуатацию ГЭС «Виньшон» (60 мвт.) на юге страны. Компания Babcok планирует участвовать в тендерах на сооружение тепловой электростанции на угле «Хазыонг» в пров. Лангшон (100 мвт., около 150 млн. долл.) и ТЭС в промзоне «Амата» (пров. Донгнай, 220 мвт.). Компании Alcatel, France Telecom, Thomson широко представлены на рынке средств связи; поставляется авитехника, включая аэробусы и франко-итальянские самолеты ATR-72.
          Париж относится к числу основных доноров Вьетнама. Содействие оказывается по трем каналам: официальная помощь на цели развития (ОПР), предоставляемая на основе двусторонних финансовых протоколов; льготные кредиты по линии Французского фонда развития (Caisse Francaise du Developpement, CFD) и помощь на культурные и научно-технические цели, которая осуществляется через МИД Франции. Французская ОПР преимущественно нацелена на развитие в СРВ инфраструктуры, а помощь CFD – на сельскохозяйственную сферу. На 4 консультативном заседании стран-доноров (декабрь 1996 г.) Париж по объемам обещанного содействия стал вторым по значимости «спонсором» СРВ после Японии.
           В 1996 г. совокупный объем французского содействия Вьетнаму достиг примерно 650 млн. франков. В соответствии с подписанным в рамках второго заседания «большой комиссии» финансового протокола Париж обязался предоставить ОПР в размере 350,8 млн. фр., в том числе 15,4 млн. безвозмездно и 335,4 млн. в форме кредитов. В свою очередь кредитная линия подразделяется на льготные займы государственного казначейства Франции (268,32 млн. фр. на 30 лет под 1% годовых) и коммерческие кредиты частных банков (67,08 млн. фр. на 10 лет). Всего по 6 финансовым протоколам (с 1991 г.) было предоставлено 1,4 млрд. фр. (274 млн. долл.), из них 551 млн. фр. безвозмездно (39%), 713 млн. льготных займов (52%) и 141 млн. фр. коммерческих кредитов. При этом в последнее время наблюдается тенденция к сокращению объемов французской ОПР, что сами французы объясняют ростом содействия по другим каналам.
          Французский фонд развития (CFD) в 1997 году подписал с вьетнамцами три протокола на общую сумму около 130 млн. франков (1994 г. – 156 млн., 1995 г. – 115 млн.). Эти средства – большая часть в форме льготных кредитов и частично безвозмездная помощь – пошли на расширение производства в СРВ каучука, кофе-арабика, соевых бобов), а также развитие перерабатывающих мощностей, улучшение материального положения крестьянства.
          По каналам Главного управления МИД Франции по культурному и научно-техническому сотрудничеству в 1996 г. было предоставлено более 70 млн. франков (1993 г. – 65 млн., 1994 г. – 100 млн.). Данные средства идут на содействие в развитии ряда гуманитарных отраслей (юриспруденции, образования, сохранения культурно-исторического наследия Вьетнама), а также на распространение французского языка. В частности, за их счет поддерживается функционирование «Дома права» (открыт в 1993 г.) и Музея этнографии во вьетнамской столице, франко-вьетнамских центров менеджмента в г. Ханое и г. Хошимине, вновь открывшегося в 1995 г. отделения «Школы Дальнего Востока» (Ecole d'Extreme Orient).
           Одним из элементов французской помощи можно рассматривать и содействие в урегулировании вьетнамской задолженности, причем не только собственно Парижу, но и международным финансовым институтам. В 1994 г. в соответствии с договоренностями «Парижского клуба» французы списали 50% вьетнамского долга (1,2 млрд. фр.), в т. ч. 1,1 млрд. по линии Организации страхования экспортно-импортной деятельности Франции (СОFACE) и 100 млн. фр. через CFD. Также было принято решение об отсрочке погашения на 20-30 лет еще около 1 млрд. фр. (700 млн. для COFACE и 300 млн. – CFD). Париж сыграл важную роль при погашении задолженности Ханоя перед МВФ. В Ханое и Хошимине открыты отделения французских банков «Лионский кредит», «Индосуэц», Банка внешней торговли Франции (BFCE).
           Наращиваются связи между Вьетнамом и Францией в области образования и подготовки кадров, науки и техники, культуры, туризма. В январе 1996 г. подписано межправсоглашение о сотрудничестве в области туризма, предусматривающее расширение туробменов, изучение опыта и содействие в подготовке кадров. В сентябре того же года заключено пятилетнее соглашение между национальными агентствами по атомной энергетике о взаимодействии в «мирном использовании передовых ядерных технологий» . Стороны намерены сотрудничать в научных исследованиях физики ядра, разработке стратегии мирного использования атома, создании реакторов, работающих на необогащенном уране, получении радиоактивных материалов и их использовании в медицине, обеспечении безопасности в ядерной энергетике и утилизации отходов.
          В 1990-95 гг. во Франции получили образование порядка 2 тыс. вьетнамцев. 1400 из них получали официальные стипендии (1050 – в технических областях: экономика, инженерное дело, точные кауки, управление, информатика и т. п., 350 чел. – в сфере филологии, культуры и искусства), еще порядка 500 чел. поступили во французские вузы, прибыв в страну по приглашениям родственников и получая косвенную помощь от властей. В 1997 году Вьетнаму было предоставлено 600 стипендий. Согласно рамочному соглашению между министерствами труда двух стран французская сторона помогает в налаживании работы более 130 центров профтехобучения, созданных в СРВ, и подготовке их преподавательского состава.
          Сферой пристального внимания Парижа является укрепление позиций французского языка во Вьетнаме. В СРВ им владеет примерно 0,5 млн. человек (0,7% населения), в основном люди в возрасте старше пятидесяти лет или относящиеся к интеллектуальным кругам. Характерно, что молодежь больше склонна к изучению английского, как языка международного общения в бизнесе, науке и технике. Численность вьетнамских студентов, изучающих эти два языка в вузах страны, соотносится в пропорции 10 : 1 в пользу английского. Тем не менее официальный Париж не отказался от амбициозных планов по восстановлению позиций франкофонии во Вьетнаме. При содействии Ассоциации французских вузов в г.г. Ханое, Хошимине и Хюэ созданы три лингвистических лицея, где учатся более 7 тыс. детей, в 17 менее крупных городах образованы 250 франкофонных классов. В 1997-98 гг. их число предполагалось довести до 520. В 22 провинциях и городах СРВ действуют 46 клубов французского языка, объединяющие 6 тыс. чел.
          Благоприятным поводом для углубления и развития взаимопонимания в этой области стало проведение в Ханое в ноябре 1997 г. VII встречи на высшем уровне франкофонного сообщества. Франция оказала Вьетнаму существенную помощь в подготовке данного мероприятия. Первоначально была обещана помощь в размере 70 млн. франков, общий же уровень содействия на организацию форума, сопутствующих мероприятий, подготовку значительного числа вьетнамцев с продвинутым знанием французского, которые были задействованы на его обслуживании, достиг 300 млн. фр. Для Ханоя проведение саммита, в котором приняли участие высокопоставленные представители из почти 50 франкоязычных государств, стало крупнейшим событием.
          Накануне форума заметно активизировалось культурное сотрудничество. Возросло число переводов вьетнамских авторов на французский, впервые литературное произведение из Вьетнама попало в финал конкурса лучших зарубежных франкоязычных писателей, фильм СРВ удостоился приза зрительских симпатий на кинофестивале в Нанте (ноябрь 1996 г.).


|Европа| |Азия| |Африка| |Южная Америка| |Северная Америка| |Австралия и Океания|


|Home|
|Guestbook|
|Список стран|

© 1997-2001 by Alex E.Kapustin
E-mail: alex_koch@mail.ru
URL: www.kapustin.nm.ru

Hosted by uCoz