|
4.
Промышленность Дании. Транспорт. Судостроение.
Почти две трети ВВП
создается в частном секторе. Территориально
промышленный потенциал Дании перемещается в
западные регионы страны (о. Фюн и Ютландия), что
вызвано растущим интересом датчан к рынкам
Центральной Европы. В настоящее время две трети
производственных компаний сосредоточены в этих
регионах.
После непродолжительной стагнации
промышленности в 1995 и 1996 годах, связанной с
падением датской кроны по отношению к
европейским валютам и американскому доллару, 1997
год показал рост производства и объема экспорта.
Эта тенденция вызвана повышением спроса на
европейских рынках и усилением экспортного
потенциала Дании.
Общая стоимость произведенной в Дании в 1997 году
промышленной продукции составляет около 400 млрд.
крон. Две трети производимой продукции
экспортируется.
Ведущими отраслями датской индустрии являются
металлообработка, машиностроение и
приборостроение. Здесь создается около 34% всего
объема промышленного производства. Важное место
занимает пищевая - 26%, химическая - 16,5%,
целлюлозно-бумажная и полиграфическая - 8,5%, а
также деревообрабатывающая и мебельная - 7,8%
промышленность. Все эти отрасли имеют устойчивую
тенденцию к росту производства и экспорта своей
продукции. После нескольких лет застоя наметился
подъем текстильной и швейной промышленности. В
настоящее время эти отрасли дают около 3,5% от
общего объема промышленного производства.
Кожевенная промышленность находится в кризисе.
Итоги 1997 года, положение в экономике Дании в
начале 1998 года, позволяют сделать вывод о том, что
экономика страны находится в стадии подъема.
Прогнозы датских и международных экспертов
уверенно предвещают для экономики Дании на
ближайший период умеренный рост ВВП, дальнейший
подъем сельскохозяйственного и промышленного
производства, умеренный рост экспорта и
укрепление валютно-финансового положения
страны.
По оценкам экспертов Международного валютного
фонда и Организации экономического
сотрудничества и развития темпы экономического
роста в Дании несколько снизятся и приблизятся к
среднеевропейским (2,7%), темпы инфляции,
попрежнему, будут превышать среднеевропейские
(на 0,5%), а уровень безработицы еще более снизится
до рекордно низкой отметки в 6,9% к 1999 году.
14 апреля 1998 года правительство Дании официльно
объявило о планах достижения стратегических
целей на период до 2005 года: снизить уровень
безработицы до 5%; снизить государственный долг
до 40% ВВП; ликвидировать иностранную
задолженность Дании к 2005 году.
Вместе с тем, и датские (Национальный Банк Дании),
и междунардные эксперты (МВФ) неоднократно
высказывали опасения по поводу возможности
перегрева экономики Дании и необходимости
принятия жестких мер для ограничения роста
заработной платы и частного потребления в
стране. Подъем экономики Дании, тем не менее, не
привел к существенному росту датского экспорта,
что объясняется, главным образом,
неблагоприятным соотношением датской кроны к
доллару США.
Наиболее динамично развивающиеся отрасли
промышленности, производящие мебель,
фармацевтические товары, медицинское,
природоохранное и ветроэнергетическое
оборудование, а также агропромышленный комплекс
(производство мяса свинины и мяса говядины,
сливочного масла, сыров и сухого молока) имеют
хорошие шансы на продолжение роста. В
промышленности и сельском хозяйстве еще сильнее
будет сделан упор на приоритет экологически
чистых технологий.
Продолжится развитие транспортной
инфраструктуры, в первую очередь сети скоростных
автодорог и переправ через проливы, а также
модернизация и электрификация железнодорожного
транспорта, строительства миниметро в
Копенгагене.
Вместе с тем, в сфере транспортных услуг заметный
рост объема грузооборота ожидался в 1998 году лишь
в морском транспорте за счет дальнейшего
развития контейнерных перевозок.
Капиталовложения в развитие датских морских
портов должны принести положительные результаты
в плане увеличения грузооборота в последующие
годы.
В 1998 году ожидался дальнейший рост в таких
отраслях, как телекоммуникации и информатика.
Продолжены работы по развитию единой
компьютерной сети в Дании.
Транспорт
Транспортная промышленность Дании традиционно
считается одной из важнейших отраслей экономики
и является третьей по объему экспорта в стране.
Она остается значительным источником
поступлений иностранной валюты (около 90%
поступлений).
Морской транспорт. На его долю приходится
примерно 75% всех внешнеторговых перевозок.
Торговый флот под датским флагом сегодня
включает в себя более 1656 судов общим тоннажем 5,9
млн. тонн, из которых половина занята в линейном,
около 20% в трамповом судоходстве, треть
используется для перевозки танкерных грузов.
Датчане покрывают 5% мирового рынка
грузоперевозок.
Активность торгового флота Дании
концентрируется преимущественно на
международных линиях. Внутренние перевозки
занимают только 10% товарооборота судоходных
компаний. Транспортировка грузов в Европе -
составляет 25% оборота. Крупнейшим рынком морских
перевозок для Дании является североамериканский
континент. На его долю приходится 50% всего
товарооборота датского флота. Внутри стран
Северной Европы датчане выполняют только 5%
морских перевозок. В Россию датские судоходные
компании в 1997 г. перевезли около 360 тыс. тонн
грузов.
Датские судовладельцы управляют одним их самых
современных флотов со средним возрастом судов
менее 8 лет, что почти в два раза ниже среднего
возраста мирового торгового флота. В 1997 году
чистый доход от эксплуатации торгового флота,
который, главным образом, используется для
перевозки внешнеторговых грузов, составил 8 млрд.
долларов. В торговом флоте занято 20 тыс. человек.
В Дании более 300 судоходных компаний, крупнейшими
из которых владеют концерны "А. П. Мюллер" и
"Лауритцен". Первому принадлежит ведущее
место в мире по перевозкам стандартных 20-футовых
контейнеров. Если в 1990 году эта компания уже
владела двумя крупнейшими в мире
контейнеровозами "Зеландия" и
"Ютландия", способных одновременно
перевозить по 3600 стандартных 20-футовых
контейнеров каждый, то в 1996 году "А. П.
Мюллер" получил первый из 12 заказанных
гигантских судов-контейнеровозов, каждое из
которых способно перевозить до 6000 стандартных
20-футовых контейнеров, что делает такие суда
самыми большими в мире на сегодняшний день.
В 1997 году через 48 датских портов прошло грузов
общим тоннажем 80 млн. тонн. Грузоперевозки в
Россию обслуживаются в основном судоходной
компанией "ДФДС Транспорт" и фирмой
"Контейнершипс". Основными портами,
используемыми датчанами являются прибалтийские
терминалы, Хельсинки, С-Петербург и Калининград.
Порты Балтии и Финляндии пользуются у
грузоотправителей в Россию большим
предпочтением по сравнению с российскими
портами. Датчане связывают это с плохой работой
таможенных постов на российских морских
терминалах, сложностью использования процедуры
TIR, а также низкой скоростью грузопереработки в
российских портах.
Железнодорожный транспорт сосредоточен главным
образом, в ведении государственной компании
Датских национальных железных дорог (ДСБ).Кроме
того, в Дании существует 13 мелких железных дорог,
осуществляющих перевозки на острове Зеландия.
Общая длина датских железных дорог составляет
более 3 тыс. км, в том числе 2344 км дорог
электрифицированы. К 2000 году планируется
полностью электрифицировать всю
железнодорожную сеть. Ежегодно железнодорожным
транспортом перевозится примерно 150 млн.
пассажиров и более 9 млн. тонн грузов, в т. ч. около
65% внешнеторговых грузов. Около 20%
пассажиропотока приходится на этот вид
транспорта.
ДСБ принадлежат не только железные дороги, но и 283
станции, а также подвижной состав, который
включает примерно 200 магистральных и более 200
маневровых электрических и дизельных
локомотивов, более чем 6,5 тыс. вагонов различных
типов. Кроме того ДСБ эксплуатирует порядка 30
крупных паромов, осуществляющих переправу на 304
паромных линиях. Ежедневно паромами ДСБ
осуществляется более 275 отходов-заходов. 600
автобусов ДСБ обслуживают 7373 км автобусных
маршрутов между станциями на различных линиях.
В 1996 г. на ДСБ работало более 15,5 тыс. человек,
прибыль составила 7,3 млн. крон, из них 2,6 млн. крон
приходилось на пассажирские перевозки и 1 млн.
крон на грузовые.
Автомобильный транспорт имеет важное значение
для грузопассажирских перевозок внутри страны.
Ежегодно автотранспортом осуществляются более
75% всех внутренних грузовых перевозок и более 90%
пассажирских перевозок, а также приблизительно 8%
внешнеторговых перевозок грузов.
В настоящее время большинство сухопутных
транспортных потоков (как автомобильных, так и
железнодорожных) идущих из Центральной и
Западной Европы в Швецию, Норвегию и Финляндию, а
также в обратном направлении, сходятся к датским
проливам. На берегах проливов Эресунн и Большой
Бельт многочисленные машины, автобусы и вагоны
должны загружаться на паромы, чтобы достигнуть
противоположного берега. Поэтому через эти
проливы - Эресунн, разделяющий Данию и Швецию, и
Большой Бельт, который пролегает между датскими
островами Зеландия и Фюн, полным ходом идет
возведение мостовых и туннельных переправ. Этим
транспортным артериям уделяется большое
внимание со стороны Европейского Союза, так как
вместе они должны завершить объединение в единое
целое автомобильной и железнодорожной сети на
континенте. Эти переправы развяжут пробки,
движение станет бесперебойным и скоростным.
Транспортным путем через Финляндию, Швецию,
Данию все активнее пользуются российские
экспортеры и импортеры, поэтому Россия тоже
получит выгоду от ускорения перевозок в этом
направлении.
Общая длина переправы через Эресунн составит 16
км. и будет готова в 2000 году. Она сооружается
между крупным городом юга Швеции Мальмё и
датской столицей Копенгаген на основе
межправительственного соглашения между Данией и
Швецией. Строители Большого Бельта должны были
ввести в строй переправу между островом Зеландия
и островом Фюн 15 июня 1998 года. Общая длина
переправы составит 18 км.
Затраты на возведение обеих переправ
оцениваются более чем в 10 млрд. долларов. Эти
расходы в будущем должны себя окупить не только
за счет взимания платы за проезда по мостам.
Швеция и Дания надеются крупно выиграть в
результате того, что регион Мальмё -Копенгаген,
соединенный скоростными трассами, получит
мощный стимул для дальнейшего экономического
развития.
По оценкам экономистов по мосту между Мальмё и
Копенгагеном после ввода его в
эксплуатациюбудет проезжать 10 тыс. транспортных
средств всутки. В дальнейшем транспортные потоки
могут увеличиться до 30-40 тыс.
Кроме того, в соответствии с договором между
правительствами Дании и Германии начаты проекты
по технико-экономическому обоснованию
строительства переправы между двумя странами
через пролив Фехмерн.
Воздушный транспорт. Центральное место здесь
занимает авиакомпания SAS ("Скандинэвиэн
Эрлайнз Систем") - совместное
государственно-частное предприятие с участием
Швеции, Дании и Норвегии. SAS осуществляет все
внешние авиаперевозки, в то время как её датское
отделение "Данэйр" занимается перевозками
внутри страны. Ежегодно авиакомпанией SAS
перевозится более 13 млн. пассажиров, в том числе
отделением "Данэйр" на внутренних линиях
Дании около 2,5 млн. пассажиров.
Помимо SAS и "Данэйр" в Дании имеется
крупнейшая в мире чартерная авиакомпания
"Стерлинг Эйруэйз" и около 10 мелких
авиакомпаний, осуществляющих полеты внутри
страны и на короткие расстояния за границу
(восток Швеции, юго-восток Англии и север
Германии).
SAS предпринимает все необходимые меры для
выживания в конкурентной борьбе, которая по
расчетам экспертов приведет к тому, что к 2000 году
в Западной Европе сохранится только 5 сильнейших
авиакомпаний. SAS имеет тесные контакты с
авиакомпаниями "Тексас Эйр" (США),
"Суиссэйр" (Швейцария), "Финнэйр"
(Финляндия) "Лан-Чиле" (Чили), "Тай"
(Таиланд) и "Ана-Олл-Ниппон Эйлайнз" (Япония)
и обменялась с ними акциями с тем, чтобы успешнее
противостоять конкуренции со стороны более
мощных западноевропейских компаний.
В Дании имеется 34 аэропорта, способных принимать
современные реактивные лайнеры. Крупнейший из
них Копенгагенский аэропорт "Каструп" (15
млн. обслуживаемых пассажиров в год, включая
транзитных) занимает пятое место в Западной
Европе. В аэропорту ведутся работы по его
расширению с тем, чтобы довести пропускную
способность к 2000 году до 20 млн. человек.
Трубопроводный транспорт приобрел важное
значение с началом разработки (середина 80-х
годов) нефтяных и газовых месторождений в
датском секторе Северного моря.
В настоящее время в стране имеется необходимая
сеть газо- и нефтепроводов. В эксплуатации
государственной компании трубопроводного
транспорта "Данск Олиерер", входящей в
концерн "Донг", имеется 200 км. подводных и 110
км. сухопутных нефтепроводов, а также 200 км.
подводных и 760 км. сухопутных магистральных
газопроводов. Газораспределительная
трубопроводная сеть страны имет протяженность
более 14 тыс. км.
Судостроение
Дания является одной из немногих стран, которые
занимаются морским судостроением. В 1997 году в
датских доках сошло на воду 16 судов различных
классов общим водоизмещением 414 тыс. тонн и
грузоподъемностью 375 тыс. тонн, что соответствует
2% мирового рынка строительства судов.
Высокие производственные издержки затрудняют
привлечение иностранных заказчиков. В условиях
обострившейся конкуренции на мировом рынке
судостроения основными заказчиками для датских
судоверфей в настоящее время являются датские
судоходные компании.
На датских верфях осуществляется строительство
морских стандартных судов, а именно
универсальных грузовых контейнеровозов,
танкеров для перевозки химических грузов с
нержавеющими грузовыми цистернами и двойными
корпусами. Осуществляются экспериментальные
работы по строительству специализированных
судов - цементовозы, пассажирские и
автомобильные паромы, транспортные суда и
буксиры.
В течение последних лет отмечается постоянное
уменьшение портфеля заказов датских
судостроителей. Так, если в 1993 году он составлял 51
судно с дедвейтом почти 3000 тыс. тонн и
грузоподъемностью около 1800 тыс. тонн, то в 1997 году
датские компании выполняли заказы на
строительство 28 судов с дедвейтом 1043 тыс. тонн и
грузоподъемностью 867 тыс. тонн., из них новые
контракты были только на 9 судов.
Проблемы в судостроении, затрагивающие и
субподрядные компании, традиционно поставляющие
комплектующие для этой отрасли промышленности,
датские фирмы стремятся преодолеть путем
расширения услуг по ремонту судов и
диверсификацией производства. В 1996 году оборот
верфей только на ремонт вырос почти в два раза и
составил около 900 млн. крон. Выполнение заказов,
не связанных напрямую с судостроением, выросло
почти до 4 млрд. крон и составило 30% от всего
оборота промышленности.
Общий товарооборот судостроителей в 1996 году
составил более 11 млрд. крон, что равно 3% от всего
оборота датской промышленности. Надо отметить,
что по этому показателю судостроители
приблизились к цифрам самого лучшего года (1991) в
их истории. Годовые инвестиции судостроительных
компаний в свое производство уже на протяжении
пяти лет остаются постоянными и составляют 250-270
млн. крон. Дания придерживается правил ЕС,
исключающих субсидирование судостроительной
промышленности. Тем не менее, идет скрытая
поддержка отечественных судостроителей путем
выдачи заказов на ремонт и реконструкцию боевых
кораблей ВМС страны с выделением на эти цели
дополнительных финансовых средств из бюджета.
Судоверфь "Оденсе Сталскибсверфь" в г.
Оденсе - самая большая в Дании, и участвует в
программах Европейского Союза "Эсприт". Эти
программы объединяют европейские компании и
научно-исследовательские институты для
совместной деятельности в развитии новой
технологии и совершенствовании
судостроительной отрасли.
Применение такой стратегии было решающим
фактором для верфи. За последние 5 лет
производительность увеличилась более чем на 20% и
продолжает расти. На судовефи сейчас работают
около 2600 человек, оборот - 2,9 млрд. крон. В 1997 году
верфь спустила на воду 3 судна общим
водоизмещением 274,5 тыс. тонн и грузоподъемностью
255 тыс. тонн. На верфи строятся контейнеровозы,
которые могут перевозить до 6000 стандартных
20-футовых контейнеров, что делает такие суда
самыми большими в мире на сегодняшний день.
Судоверфь "Данъярд" объединяет всю
судостроительную деятельность датского
концерна "Лауритцен". В свое время эта
судоверфь поставила серию современных
рефрижераторных судов в СССР, а в 1989-90гг.
поставляла рыбоохранные суда с вертолетом на
борту для Министерства рыбного хозяйства СССР.
"Данъярд" совместно с рядом российских
пароходств участвовала также в проектах по
модернизации рыболовецких судов в России. Кроме
того, в современных доках и
высокопроизводительных ремонтных мастерских
верфи "Данъярд" производится текущий ремонт
и техобслуживание всех видов судов. Верфь
"Данъярд" во Фредериксхавне на Ютландии
имеет 2000 служащих и ее оборот составил в 1996 году
1,2 млрд. крон.
В 1997 году верфь поставила 3 судна
грузоподъемностью 64,5 тыс. тонн и имеет заказы на
строительство еще 4 судов дедвейтом 148 тыс. тонн. В
настоящее время "Даньярд" находится в
сложном финансовом положении. "Лауритцен"
выставил на продажу это отделение концерна.
Особо следует выделить судостроительную верфь
"Орхус Флюэдок", которая заключила контракт
на 770 млн. крон с российской организацией
"Дальморепродукт" на строительство 7
кораблей. При этом 20% суммы выплачивает
российская сторона в качестве предоплаты, а
остальные 80% должны кредитоваться "Датским
судовым кредитным фондом" под гарантии
возврата кредита от Центрального банка России.
Два судна уже передано заказчику.
Судоверфь "Орхус Флюэдок" (численность
персонала - 700 чел., годовой оборот - 700 млн. крон)
располагает самым современным оборудованием для
ремонта и строительства морских кораблей и имеет
возможность выполнять заказы по следующим
направлениям: строительство серийных грузовых
кораблей; строительство морских лайнеров;
перепрофилирование существующих судов,
модернизация с целью увеличения их
потенциальных возможностей; ремонт кораблей
различных типов.
В 1997 году компания построила 5 судов с общим
дедвейтом 18,5 тыс. тонн. Портфель заказов верфи
содержит еще 8 судов дедвейтом 48 тыс. тонн.
Судоверфь "Ерсков" в Фредериксхавне также
заключила контракт с российской компанией
"Севрыба" (Мурманск) на поставку четырех
рыболовецких траулеров. Сумма контракта
составляет 450 млн. крон. Первый корабль был сдан
ноябре 1997 года.
"Ерсков" образована в 1958 году и представляет
собой акционерное общество с уставным капиталом
в 15 млн. крон. Оборот верфи - 1 млрд. крон,
количество занятых - 770 человек. Судоверфь
специализируется в выпуске различных судов
пассажирского класса, танкеров и сухогрузов. В 1997
году компания поставила 2 судна
грузоподъемностью 30 тыс. тонн. В портфель заказов
входит строительство еще 7 судов
грузоподъемностью 13,9 тыс. тонн, в т. ч. малого
парома стоимостью 20 млн. крон.
Оценивая судостроительную отрасль Дании можно
отметить, что в целом она не потеряла своей
конкурентоспособности на мировом рынке. В
портфеле заказов датских корабелов находится 10
танкеров и 8 судов для перевозки химических
грузов, а также 5 рыболовецких траулеров. Это
свидетельствует, что даже в условиях жесткой
конкурентной борьбы датчане, благодаря своей
высокой квалификации, продолжают играть
заметную роль на судостроительном рынке и
вызывают интерес зарубежных предпринимателей к
инвестированию. |