|
7.
Россия - многонациональное государство.
История
распорядилась так, что русский народ всегда
занимал особое положение в ряду других народов.
Сразу оговорюсь - в данном случае речь идет не о
какой-то исключительности или богоизбранности.
Нет, признание особого места русского народа в
истории человечества - это только констатация
общеизвестного. И в этом небольшом очерке я
остановлюсь всего лишь на нескольких моментах,
подчеркивающих и иллюстрирующих сказанное выше.
Россия
находилась, да и находится до сих пор, на стыке
двух великих цивилизаций, образно называемых
Востоком и Западом. Но никогда русское общество
не было ни только западным, ни только восточным.
Конечно, Россия воспринимала, и, надо сказать,
чутко воспринимала, влияние и той и другой
стороны. Недаром историки, изучающие прошлое
нашей Родины, постоянно сравнивают Россию то с
европейскими странами, то с восточными
державами. И в обоих случаях находят какие-то
общие черты. Однако Россия всегда имела
собственную, отличную от других народов
историческую судьбу. И эта судьба, в свою очередь,
значительно влияла на судьбы и западных, и
восточных соседей.
Это влияние
сказывалось прежде всего в том, что на протяжении
своей многовековой истории Россия служила одним
из важнейших мостов, одним из главных
передаточных звеньев между западной и восточной
цивилизациями. Дело даже не в торговых контактах,
которые происходили на территории России между
Западом и Востоком. Главное - в столкновении двух
разных культур, двух разных миропониманий. И
Россия выступала перед лицом Запада
представителем культуры Востока, а перед
Востоком - представителем культуры Запада.
Помимо этого,
Россия была не только мостом, но и барьером,
разделяющим Восток и Запад и предохраняющим их
от гибельного столкновения друг с другом. Так,
именно Россия поглотила великое нашествие
Востока на Запад в виде татаро-монгольских орд, а
затем два столетия противостояла турецкой
империи. А с другой стороны, Россия остановила
католическую экспансию Запада на Восток и не
дала развернуться крестовым походам по всему
Евразийскому континенту.
Русский народ, в
современном своем виде, формировался на
протяжении нескольких столетий на базе
славянских племен, занимавших в древности
огромную территорию Восточной Европы. По своим
обычаям, по своей хозяйственной жизни, по
духовному складу славяне отличались от их
соседних с ними племен Западной Европы, и от
народов Востока.
Так, рано
возникшая и гораздо более долго, по сравнению с
Западом, существовавшая у славян
территориальная община, определила
восприимчивость славянских народов к внешнему
влиянию (когда представители иных племен,
"чужаки", могли спокойно селиться в
славянских общинах). В то же время славяне, чисто
внешне принимая "чужие" обычаи и порядки,
внутренне сохраняли своеобразие и со временем
перерабатывали все чужеземное на свой лад, делая
все это славянским.
Самый простой
пример связан с именем самого русского народа.
Дело в том, что слово "русский" - вовсе не
славянского происхождения. Это название одного
из народов, живших рядом со славянами и ставших у
них княжеским родом. Но "русы", хотя и были
правящим родом среди славян, в конце концов были
теми же славянами ассимилированы, т.е. поглощены.
И, оставив славянам свое имя, "русы"
растворились в историческом небытии.
В процессе же
формирования русского народа приняло участие
большое количество различных, в том числе и
неславянских народов, но славянский компонент
всегда оставался главенствующим, цементирующим
соединение вроде бы несоединимого.
Все это
свидетельствует о поражающей жизнеспособности
славянских народов, которая и определила
своеобразие славянского мировоззрения - гораздо
более оптимистического, чем на Западе и на
Востоке; гораздо более восприимчивого к влияниям
и в то же время способного переосмыслить и
своеобычно усвоить любое из них.
Отличие России
от Запада и от Востока выражалось и в том, что на
Руси издревле сложилась своеобразная форма
христианства, впоследствии получившая
наименование православия. Связано это было в
первую очередь со своеобразием славянского
мировоззрения. Христианство ведь внедрялось на
Руси не на пустом месте - у славян к тому времени
существовала развитая система языческих
верований.
И получилось
так, что христианство на Руси довольно долгий
исторический период уживалось с язычеством. В
домонгольское время вообще сложилось двоеверие,
когда за язычеством и христианством сохранялись
самостоятельные, достаточно обособленные сферы.
Так, сохранялось основное содержание язычества -
обожествление природы, и на эту область
христианство, по существу, не распространялось.
Конечно,
христианская церковь боролась с остатками
язычества, но и приспосабливалась к нему, как,
например, приспосабливала чисто христианские
праздники к языческим. И некоторые языческие
обряды в народе отправляли на протяжении веков, а
отдельные из них дожили и до наших дней.
Россия - одно из
самых многонациональных государств мира. Ее
населяют свыше 100 больших и малых народов,
различных по происхождению, языку, культуре,
особенностям быта, но тесно связанных общностью
исторических судеб. 22 народа, насчитывающие
более 1 млн. человек каждый, образуют 96,3% всего
населения страны. Еще 30 народов численностью от
100 тыс. до 1 млн. человек каждый составляют вместе
3,4% всего населения. Таким образом на долю
остальных нескольких десятков народов
приходится только 0,4% населения страны.
Этнический
состав населения страны непрерывно меняется, о
чем свидетельствуют данные о числе народов
России, зафиксированные при переписях населения.
При проведении переписи 1926 г. было выявлено 194
этнических единиц, во время переписи 1959 г. -
только 109, переписи 1970 г. - 104 народа. В переписи
населения 1979 г. выделены те же народы, что и в 1970
г., но в первой публикации приведены данные по 101
народу (в графу "другие национальности"
включены данные о наиболее мелких народах, а
также народах, живущих в основном за пределами
России)
. За прошедший
более чем тридцатилетний период в России бурно
шли процессы этнической консолидации - слияние
близкородственных территориальных, племенных и
других групп людей в крупные народности и нации.
Особенно интенсивно протекали эти процессы в
прежде отсталых в социальном и экономическом
отношении районах Средней Азии, Казахстана и
Сибири. Да и многие давно сформировавшиеся
народы нашей страны стали монолитнее,
обособленность их отдельных групп уменьшилась
или вообще исчезла. Например, некоторые группы
казаков, камчадалы и ряд других этнографических
групп к моменту установления Советской власти
зачастую еще не осознавали себя частями русского
народа и существенно отличались по диалекту,
культуре и быту от основной массы русских. Теперь
их лишь с большим трудом можно выделить даже в
качестве этнографических групп. Быстро
стираются также различия между бойками, лемками,
гуцулами и остальными украинцами; латгальцами и
собственно латышами. Мишари, кряшены и нагайбаки,
выделенные переписью 1926 г. в качестве
самостоятельных народов, слились с татарами,
мегрелы, сваны и лазы - с грузинами; кыпчаки, тюрки
и кураминцы растворились среди узбекского
народа; около 20 малочисленных этносов
Алтае-Саянского нагорья объединились в два более
крупных народа - алтайцев и хакасов. Таким путем
характерные для нашей страны процессы
этнической консолидации привели к сокращению
общего числа народов.
Русские (в XIX -
начале XX в. употреблялось также название
великорусы, или великороссы) - крупнейший народ
России, образующий более 85% населения страны. Они
расселены по всей стране - от берегов Баренцева,
Белого и других морей Северного Ледовитого
океана до побережья Черного и Каспийского морей;
на западе русские поселения выходят к
балтийскому морю, на востоке - к побережью Тихого
океана. В районах своего исконного расселения
(большинство областей европейской части России)
они составляют свыше 95% всего населения.
Русский народ на
протяжении многих веков составлял основное ядро
многонационального Русского государства. Он
всегда играл ведущую роль в экономике и
общественно- политической и культурной жизни
страны. Высокоразвитая русская культура оказала
большое влияние на культуру других народов
страны, русские помогли ранее отсталым народам
поднять свой материальный и культурный уровень.
Русский язык стал вторым языком для многих
народов России.
По своему
происхождению русские связаны с
восточнославянскими племенами, которые во
второй половине I тысячелетия н.э. занимали
нынешнюю территорию европейской части России; в
их формировании принял участие и ряд
неславянских народов этого региона. В IX в. в
Восточной Европе сложилось Древнерусское
государство (Киевская Русь); в IX -XIII вв. из
многочисленных славянских племен сложилась
единая древнерусская народность, на основе
которой после распада Древнерусского
государства (начало XII в.) начали формироваться
три родственных народности - русская, украинская
и белорусская.
Русская
народность складывалась в XIV - XV вв. в области
Великого Новгорода и Волго - Окского междуречья в
процессе ожесточенной борьбы против
татаро-монгольского ига. С начала XIV в. происходит
постепенное возвышение Москвы и сплочение
вокруг нее население северо-востока и севера
Руси. С образованием Русского единого
государства происходит непрерывное расширение
этнической территории русских за счет
слабозаселенных восточных, северных и южных
районов. Особенно значительно расширились
границы Русского государства в XVI - XVII вв., когда
русские начали заселять Нижнее Поволжье, Урал,
Северный Кавказ и Сибирь. В XVIII - XIX вв. расширение
границ России сопровождалось расселением
русских в Прибалтике, Причерноморье, Закавказье,
Средней Азии, Казахстане и на Дальнем Востоке.
Русские вступали в тесный контакт с жившими
здесь народами, оказывали на них большое влияние
и в хозяйственном, и в культурном отношении, в то
же время воспринимая достижения культуры и
хозяйственные навыки местных этносов. С
зарождением и развитием капиталистических
отношений русская народность консолидируется в
буржуазную нацию (XVII - середина XIX в.).
У русских,
расселившихся на огромной территории, в
результате многовекового исторического
развития и взаимодействия с другими народами к
середине XIX в. сложился ряд этнографических
групп. Наиболее крупные из них - северные и южные
великорусы, различающиеся по некоторым
особенностям языка (окающие и акающие говоры),
культуры и быта. Промежуточное положение между
ними занимает средневеликорусская группа,
населяющая центральные районы России - часть
Волго - Окского междуречья (с Москвой) и Поволжья.
Во многих
районах страны сохранились более мелкие группы,
отличающиеся известной культурно-бытовой
спецификой: поморы побережья Белого и Баренцева
морей; пустозеры и устьцилемы в низовьях Печоры;
кержаки в лесной полосе Среднего Урала; мещера на
севере Рязанской области; полехи в
Калужско-Брянско-Орловском Полесье;
старожильческое население Сибири и Севера
(колымчане, русскоустьинцы, марковцы, камчадалы и
др.), воспринявшие многие черты окружающих
народов; старообрядческие группы - "поляки"
(на Алтае), семейские (в Забайкалье). К
этнографическим группам можно отнести и
различные группы казаков, сложившихся как
военное сословие в XV - XVII вв. в
бассейнах рек
Дон, Кубань, Терек, Урал, а также в Сибири.
Неславянские
народы России занимают преимущественно ее
периферийные территории: Среднее Поволжье, часть
северных областей, Прикамье и юго-западную часть
страны. Большинство этих народов является
соседями восточных славян и благодаря
многовековому культурному общению сблизилось с
ними по своему хозяйственному и
культурно-бытовому укладу.
Татары - крупнейший после русских народ в России.
Этноним "татары" впервые появился в VI - IX вв.
среди монгольских племен, обитавших к
юго-востоку от Байкала. В XIII - XIV вв. после
татаро-монгольских нашествий это название было
распространено на некоторые народы, входившие в
состав Золотой Орды. В XV - XVI вв., в период
существования татарских феодальных ханств
(Казанского, Астраханского, Сибирского и др.),
происходило формирование отдельных групп татар -
Среднего Поволжья и Приуралья (казанские татары
и мишари), Нижнего Поволжья (астраханские татары),
Сибири и др. В XVI - XIX вв. татарами называли многие
тюркоязычные народы, жившие на окраинах России
(азербайджанцы, некоторые народы Поволжья,
Северного Кавказа, Средней Азии и Сибири).
Казанские татары - наиболее многочисленные и
развитые в социально-экономическом отношении к
концу XIX в. сложились в буржуазную нацию.
Украинцы -
третий по численности народ в России. Украинцы,
также как русские и белорусы, выделились из
единой древнерусской народности, образовавшейся
из родственных восточнославянских племен. Как
самостоятельная этническая общность украинская
народность окончательно сложилась к XVI в. Центром
формирования этой народности было Поднепровье -
Киевщина, Полтавщина и юг Черниговщины.
Консолидация и упрочение украинского этноса
происходили в борьбе с польско-литовскими и
венгерскими феодалами, а также
турецко-татарскими захватчиками. С XVII в.
украинская народность начала постепенно
трансформироваться в буржуазную нацию; этот
процесс усилился после воссоединения
Левобережной Украины с Россией в 1654 г. и особенно
после вхождения в 90-х годах XVIII в. в состав России
Правобережной Украины. Он завершился во второй
половине XIX в. после отмены крепостного права.
Среди западных
украинцев до сих пор выделяются сохраняющие
некоторые культурно-бытовые особенности
этнографические группы лемков, бойков, или
верховинцев, и гуцулов. В Полесье некоторое
своеобразие продолжают сохранять литвины и
полещуки.
Чуваши
(самоназвание - чаваш) -четвертый по численности
народ в России. Чувашский этнос сложился в
последней четверти I тысячелетия н.э. в
лесостепных районах правобережья Волги в
результате смешения тюркоязычных
волжско-камских болгар с местными
финно-угорскими племенами. Разгром
Волжско-Камской Болгарии татаро-монголами в XIII -
XIV вв. вызвал переселение болгар-суваров на
правобережье Волги, что еще более ускорило
процесс тюркизации местных племен. Во второй
четверти XV в. чувашские земли были включены в
Казанское ханство. Присоединение Чувашии к
русскому государству в 1551 г. способствовало
дальнейшей этнической консолидации чувашской
народности.
По диалектным и
некоторым культурным особенностям чуваши
делятся на две этнографические группы: верховых,
или вирьял (северо-западная Чувашия) и низовых,
или анатри (северо-восточная и северная Чувашия). |