www.geo2000.nm.ru

Монголия
Информация о стране: <пред|след> 1 2 3 4 5 6 7

5. Доноры.
          Азиатско-тихоокеанское направление рассматривается Улан-Батором как одно из главных для включения в мирохозяйственные связи.
          Основное внимание на данном этапе уделяется интеграции в политические и экономические структуры региона. В июле 1998 г. Монголия была принята в АРФ в качестве полноправного члена.
          Значительные усилия Монголия предпринимает для подключения к деятельности АТЭС. Идет активная работа над составлением индивидуального плана действий в рамках программы торгово-инвестиционной либерализации (утверждена в 1995 г. в Осаке), которая аккумулирует в себе цели и задачи государств-участников форума и претендентов на вступление в организацию. Одновременно Улан-Батор ведет консультации с членами АТЭС, в частности, с США, Японией, Канадой, Республикой Корея, Малайзией на двустороннем уровне, активизирует деятельность в структурах форума, предпринимает шаги по расширению своего присутствия в исследовательских центрах региона, таких как Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, в том числе за счет участия в их работе представителей научных, деловых и общественных кругов Монголии.
          В 1998 г. госсекретарь министерства внешних сношений О.Очиржав принял участие в Экономическом форуме стран СВА в Японии. В Улан-Баторе проведена международная конференция «Экономическое сотрудничество стран СВА». Монголбанк присоединился к деятельности исследовательско-образовательного центра национальных банков ЮВА. Монголия стала членом организации «Проект Коломбо», занимающейся техническим содействием в развитии людских ресурсов в АТР. Ректор Монгольского военного университета впервые участвовал во встрече руководителей оборонных вузов стран ЮВА. В Улан-Баторе были проведены 9-я генеральная конференция Азиатской буддистской организации за мир и 2-я встреча женщин Восточной Азии.
          Монголия стремится определить свое место в транспортных и энергетических проектах АТР. 16-18 авг. 1998 г. в Улан-Баторе прошла 4-я международная конференция по газопроводу в СВА, организованная международной неправительственной организацией «Форум по газу и трубопроводу в СВА». В 1999 г. планировалось провести в Улан-Баторе встречу участников проекта «Туманган» на правительственном уровне, 4-ю конференцию Союзов предпринимателей стран Восточной Азии. В фев. 1999 г. монгольская делегация приняла участие во встрече в Бангкоке стран-членов ЭСКАТО по вопросам использования Транссиба при железнодорожных перевозках из ЮВА в Европу.
          О признании роли Монголии в делах АТР свидетельствует также избрание депутата ВГХ Л.Болда президентом Азиатско-Тихоокеанской группы Межпарламентского союза, депутата ВГХ Д.Ганболда – вице-председателем Демократического союза АТР, генсекретаря Союза молодежи Монголии Ц.Зоригтбатара – генеральным секретарем Азиатского молодежного совета, президента Молодежного союза социал-демократов Монголии З.Энхболда – координатором секции стран АТР Международного союза социалистической молодежи. Поддержано предложение Монголии о проведении в Улан-Баторе в 1999 г. фестиваля молодежи стран Азии.
          Сохранение сбалансированных связей с Сеулом и Пхеньяном рассматривается монголами как серьезный аргумент для подключения к разрешению корейской проблемы и процессу формирования системы безопасности в Северо-Восточной Азии. Улан-Батор предлагает свою территорию для проведения гуманитарных акций в рамках урегулирования, готов выступить в качестве посредника в контактах между двумя Кореями и в отношениях Севера с международными организациями.
          Несмотря на сдерживающее влияние исторических, экономических, социально-культурных и иных факторов, монголо-китайские отношения продолжают активно развиваться. Формированию позитивной атмосферы в монголо-китайских отношениях способствовало присоединение Пекина к мораторию на ядерные испытания, осуществление которых в непосредственной близости от монгольской границы в значительной степени омрачало взаимный диалог. С благодарностью Улан-Батором воспринята и поддержка китайским руководством его усилий по присоединению к деятельности АРФ и закреплению в международно-правовом отношении статуса Монголии как безъядерного государства.
          Дополнительный импульс двусторонним связям придало посещение в дек. 1998 г. КНР президентом Монголии Н.Багабанди. Улан-Батору были предоставлены кредит в размере 100 млн. юаней и безвозмездная помощь на 30 млн.юаней.
          Серьезным фактором в монголо-китайских отношениях становятся активно развивающиеся прямые и приграничные связи. На их долю приходится основная масса двустороннего товарооборота, особенно монгольского экспорта. Ведущее место в таких контактах занимает взаимодействие Монголии с прилегающим Автономным районом Внутренняя Монголия.
          Налаживаются и контакты между военными ведомствами, правоохранительными органами и пограничными службами Монголии и Китая, затрагивающие сферы военного образования, науки и техники, тылового обеспечения и борьбы со стихийными бедствиями. Основными компонентами таких связей являются оказание гуманитарной помощи Монголии и преодоление взаимного недоверия. При этом имеются серьезные предпосылки для их дальнейшего развития с учетом возрастающих потребностей Улан-Батора в дешевой технике и квалифицированных кадрах.
          Значительный прогресс достигнут в торгово-экономических связях. КНР занимает первое место по числу зарегистрированных в Монголии СП (около 300). Объем китайских инвестиций достиг 60 млн.долл. С «южным соседом» монголы связывают надежды на развитие нефтяной и перерабатывающих отраслей, сельского хозяйства. Продолжает увеличиваться взаимный товарооборот, который составил в 1998 г. 160 млн.долл. Интенсивное развитие двустороннего сотрудничества создает благоприятные условия для решения проблемы монгольской задолженности Китаю (около 30 млн. переводных рублей) по кредитам, предоставленным в 50-60-е гг. Учитывая сложное экономическое положение Монголии, китайская сторона пошла ей навстречу в вопросе отсрочки платежей по долгу за 2007 г.
          Взаимодействие в экономической сфере создает для Монголии и определенные проблемы. Главной из них является усиление зависимости Улан-Батора от Китая, прежде всего по основным продуктам питания. Сохраняет свою актуальность тема незаконной миграции китайцев в Монголию, которая сопровождается скупкой недвижимости, укреплением прокитайского «лобби» в законодательных и исполнительных органах власти.
          Казахстан и Монголия: между Астаной и Улан-Батором имеют место регулярные контакты на высшем и высоком уровнях. В 1993 г. состоялся официальный визит Президента РК Н.Назарбаева в Монголию. В 1998 г. Президент Монголии Н.Багабанди посетил Казахстан. В 1999 г. планировался ответный визит Н.Назарбаева в Монголию.
          Договорно-правовую базу экономического и гуманитарного сотрудничества определяет Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве. К началу 1999 г. подписано около 40 межправительственных и межведомственных соглашений, среди них: о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах; об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал, о культурном сотрудничестве и др.
          У Казахстана и Монголии существуют схожие проблемы, связанные с Китаем. В первую очередь эти государства испытывают опасения перед массовым нелегальным въездом на их территории ханьцев, число которых составляет в РК – 500 тыс.чел., в Монголии – 300 тыс. У руководства Казахстана и Монголии серьезную озабоченность вызывают активное вмешательство китайцев в финансово-экономическую политику их стран.
          Ключевой проблемой отношений между Астаной и Улан-Батором является вопрос миграции проживающих на территории Монголии казахов на историческую родину. Приблизительно 6% населения Монголии составляют представители казахской диаспоры (большинство из них проживает в Баян-Ульгийском автономном аймаке). Их переселение началось в 1991 т. По словам представителя посольства Монголии в РК, на историческую родину переехало 20 тыс. казахов. Из них 4,5 тыс. вышли из монгольского гражданства и при этом лишь 600 получили гражданство Казахстана.
          Экономические отношения между двумя государствами переживают спад. Товарооборот в сфере организованной торговли в 1998 г. между Казахстаном и Монголией составил 8,4 млн.долл. По сравнению с 1997 г. (28,7 млн.долл.) объем двусторонней торговли сократился почти в три раза. В структуре казахстанского экспорта в Монголию преобладают сельхозпродукция (85%), а также черные металлы и изделия из них (12%). Основной экспорт из Монголии составляет сырье, железная руда (92%).
          Продолжающейся спад двусторонней торговли обусловлен рядом факторов: несогласованные действия в сфере регулирования ВЭД; нерешенность вопроса о погашении задолженности со стороны АО «Балхашмыс» монгольской компании «Эрдэнэт» (план поставок медного конденсата стал нарушаться с 1995 г. Общая сумма задолженности составляет 30 млн.долл.).
          Правительство РК изучает предложение Монголии о проведении совместных исследований Увсунурского угольного бассейна, профилактических работ в сфере чрезвычайных ситуаций. В стадии разработки находится проект экономической интеграции путем создания свободной внешнеэкономической зоны на стыке границ России, Казахстана, Kитaя и Монголии. До сих пор законсервировано строительство автодороги между Баян-Ульгийским автономным аймаком и Усть-Каменогорском через территорию России.
          В то же время налаживаются прямые связи областей Казахстана с монгольскими аймаками. На территории РК функционируют 11 СП. В 1993 г. открыт регулярный авиарейс Алма-Ата-Ульгий, а в 1994 г. – Улан-Батор-Алма-Ата. С 1995 г. в РК ведет свою деятельность представительство гражданской авиакомпании Монголии.
          Правительство Казахстана рассматривает вопрос об увеличении квоты гражданам Монголии для обучения в вузах Казахстана. В казахстанских вузах и техникумах обучается 850 монгольских студентов. Большинство из них являются казахами-переселенцами.
          Дипотношения между Казахстаном и Монголией установлены 22 янв. 1992 г. В сент. 1992 г. открыто посольство Монголии в Алма-Ате. С начала 1997 г. в Улан-Баторе аккредитована дипмиссия во главе с временным поверенным в делах Казахстана.
          Чехия, наряду сдругими странами Вост. Европы, в начале 90-х гг. резко снизила свое политическое и экономическое присутствие в Монголии. В начале 1998 г. в Улан-Баторе подписали два межправительственных соглашения – о взаимном поощрении и защите капиталовложений и о сотрудничестве таможенных органов. Ранее было заключено соглашение об избежании двойного налогообложения. О работе чешского капитала в Монголии свидетельствует рост товарооборота в 1998 г. – 14 млн.долл. В стране функционирует 9 СП, среди которых – крупнейшее в Монголии мукомольное предприятие «Алтан тариа». Чехи также проявляют интерес к инвестициям в освоение залежей коксующегося угля, урана, намерены принять участие в реализации монгольской правительственной программы «Сахар», развитие сферы туризма. Правительство Чехии рассматривает возможность оказания помощи в реконструкции предприятий, построенных на средства бывшей Чехословакии.
          Большую огласку в монгольских СМИ получила деятельность чешского консорциума «Техноарт», победившего в янв. 1998 г. в тендере на строительство ГЭС на р. Эга (север Монголии). После успешного начала работы над проектом ГЭС чешская компания к середине 1998 г. не смогла осуществить необходимые капвложения в соответствии с договоренностями с монгольским правительством, в связи с чем в июне 1998 г. монгольская сторона в одностороннем порядке аннулировала итоги январского тендера.
          Правительство Чехии не теряет надежды на то, что над проектом Эгийнской ГЭС будет работать чешская компания, в связи с чем велись поиски альтернативной предпринимательской структуры.
          Монголо-чешские контакты достаточно успешно развиваются по другим направлениям. Заключены соглашения об обмене студентами и преподавателями между Монгольским и Карловским университетами, между Улан-Баторским и Брноским техническими университетами, подписан базовый документ о сотрудничестве в области культуры, науки и образования, практически готов к подписанию договор о взаимном трудоустройстве граждан Монголии и Чехии (по данным на конец 1998 г. в Чехии работало более 2 тыс. граждан Монголии по трудовым контрактам). В янв. 1999 г. было объявлено о выделении чешским правительством шести стипендий для монгольских студентов и аспирантов. На 1999 г. правительством Чехии запланировано оказание финпомощи в 12 млн.крон или свыше 5 млн.долл. на ремонт Улан-Баторской клинической больницы и на развитие геологической отрасли. Чехия входит в круг стран-доноров Монголии и может стать одной из немногих стран бывшего СЭВ, восстанавливающей свои утерянные позиции в стране.
          В конце янв. 1999 г. состоялась поездка госсекретаря МВС О.Очиржава в Египет. Достигнута договоренность, что при участии египетского капитала в разных регионах Монголии будет создано ряд СП в области сельского хозяйства, за счет средств Египетского фонда будут проведены курсы повышения квалификации монгольских специалистов, увеличено количество монгольских студентов, изучающих арабский язык.
          Стороны договорились ускорить подписание межправительственного Соглашения о защите инвестиций и избежании двойного налогообложения, а также высказались за поощрение капиталовложений и развитие связей между представителями деловых кругов двух стран.
          Учитывая то, что официальный Каир планирует существенное финансовое и экономическое участие в проведении реформ в Монголии, представитель МВС пригласил египетскую сторону принять участие в очередном совещании стран-доноров Монголии, в середине 1999 г. в Улан-Баторе, на что был получен положительный ответ.
          В Анкаре О.Очиржав провел переговоры с министром иностранных дел Турции И.Джемом. Обе страны существенно продвигаются по пути укрепления договорно-правовой базы, о чем свидетельствует подписание двумя госсекретарями внешнеполитических ведомств межправительственных соглашений об оказании правовой помощи в гражданских, хозяйственных и уголовных делах, о сотрудничестве в области международных автоперевозок, Договора о взаимном признании документов о получении среднего и высшего образования, документов других учебных заведений, а также о взаимном признании дипломов, научных степеней и званий, Протокола о сотрудничестве в области культуры, науки и образования. Турецкой стороне передан ответный проект монгольской стороны Протокола о сотрудничестве между министерствами обороны.
          Обсуждены также вопросы выполнения решений II заседания Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, включая предоставление Улан-Батору льготного кредита в 20 млн.долл., установление прямых связей между комбанками, строительстве автодороги в одном из аймаков Монголии.


|Европа| |Азия| |Африка| |Южная Америка| |Северная Америка| |Австралия и Океания|


|Home|
|Guestbook|
|Список стран|

© 1997-2001 by Alex E.Kapustin
E-mail: alex_koch@mail.ru
URL: www.kapustin.nm.ru

Hosted by uCoz