|
4.
Энергетика.
Внешнеторговый
оборот России и Монголии в 1998 г. составил 183
млн.долл., в том числе наш экспорт – 145 млн.долл. В
его структуре больше половины занимают
энергоносители. Это нефтепродукты, включая масла
и мазут, и электроэнергия. В дальнейшем возможно
расширение номенклатуры за счет поставок газа.
Энергетическая
отрасль Монголии базируется на построенных при
техсодействии СССР 6 ТЭЦ (от 21,5 до 540 мвт.); ТЭЦ –
2,3,4 в г. Улан-Баторе, ТЭЦ в г.г. Дархане, Эрдэнэте и
Чойбалсане, а также нескольких ГЭС малой
мощности (от 0,5 до 2 мвт.). Десятки дизельных
электростанций мощностью от 10 квт. до 3 мвт.
обеспечивают электроэнергией отдаленные районы
страны и не имеют электрических связей с
энергосистемами Монголии. Сейчас на средства
донорской помощи Японии и США идет их замена. Все
указанные выше ТЭЦ, за исключением ТЭЦ в
Чойбалсане, работают в Центральной
энергосистеме: через двухцепную ЛЭП-220 кв.
Селендум-Дархан с энергосистемой АО
«Бурятэнерго». ТЭЦ в Чойбалсане работает
автономно, обеспечивая электроэнергией
Восточные районы страны, но имеет аварийную
связь с энергосистемой «Читаэнерго». В дек. 1995 г.
осуществлено соединение ЛЭП-220 кв.
«Хандагайты-госграница» на территории России с
аналогичной ЛЭП «Улан-Гом-госграница» на
территории Монголии и начаты поставки
электроэнергии из России в Западную
энергосистему Монголии.
Общая
установленная мощность шести ТЭЦ Монголии
составляет около 830 мвт. и в целом превышает
потребности страны. Вместе с тем Монголия
вынуждена импортировать электроэнергию из
России, что вызвано рядом факторов. Главным из
них является особенность суточного графика
нагрузки, когда дневные потребности превышают
имеющиеся мощности, а также невозможность
регулирования и аккумулирования электроэнергии
в ночное время. Другим фактором является низкое
качество эксплуатации ТЭЦ, что приводит к
перебоям в электроснабжении. 5 из 6 ТЭЦ
эксплуатируются более 20 лет и требуют
реконструкции.
С целью
получения возможности регулирования суточного
графика нагрузки энергосистемы Монголии и
сокращения числа малых дизельных электростанций
запланировано строительство первой в Монголии
крупной ГЭС мощностью 220 мвт. на реке Эгийн-гол в
300 км. северо-западное г.Улан-Батора, к 2004-05 гг.
Было подписано соглашение с чехами о
предоставлении кредита, что в перспективе делало
электроэнергию, производимой на этой ГЭС, на 50%
дороже той, которую монголы покупают в России.
Чехи не внесли необходимые средства и
Министерство развития инфраструктуры отозвало у
них лицензию. Намечено также строительство ТЭЦ в
г. Даланзадгад, которая будет обеспечивать
электроэнергией аймачный центр и
Таван-Толгойтский угольный разрез. Относительно
Дургунской ГЭС Россия обещала выделить на ее
строительство 30 млн. долл., и в 1995 г. было
подписано соглашение. В 1999 г. монголы изучали
возможность привлечения других средств для
строительства этой ГЭС.
В ближайшие 5 лет
Монголия не сможет отказаться от импорта
электроэнергии из России. За последние 4 года в
среднем поставки составляли 370 млн.квт.ч. в год.
Если темпы роста производства будут расти, то
можно ожидать увеличения ежегодных поставок
электроэнергии из России до 400 млн.квт.ч. к 2004 г.
Крупнейшими потребителями электроэнергии в
Монголии являются российско-монгольские
предприятия «Эрдэнэт» и «Монголросцветмет».
Приватизация
энергетической отрасли неизбежно приведет к
значительному удорожанию производимой на
монгольских электростанциях энергии. Это
создаст условия для увеличения поставок более
дешевой электроэнергии из России. Положительное
решение вопроса о строительстве ЛЭП из России в
КНР через территорию Монголии может существенно
изменить ситуацию. Монголия, в счет платы за
транзит обеспечит свои потребности в
электроэнергии.
Нефть. На 95%
Монголия покрывает свои потребности в
нефтепродуктах поставками из России.
Стратегической
задачей, провозглашенной правительством,
является самообеспечение страны
нефтепродуктами. В этих целях ведутся активные
работы по разведке и добыче нефти в Восточных
районах страны. Разрабатываются планы
строительства НПЗ, рассчитанного на переработку
1 млн.т. нефти в год. Если завод будет построен, его
продукция будет достаточно дорогой, так как для
рентабельной работы такого уровня завода
необходимо перерабатывать до 5 млн.т. в год. В
Монголии такой нефти пока нет. В 1998 г. здесь
добыто 7 тыс.т. сырой нефти, которая полностью
экспортировалась в Китай. Известно, что на
Дзун-Баянском месторождении за 10 лет
эксплуатации было добыто около 500 тыс.т. нефти.
Возможная
конкуренция со стороны Китая хотя и существует,
но не составляет реальной угрозы из-за более
высоких цен и низкого качества поставляемой ими
продукции. В 1998 г. в КНР было закуплено только 2,2
тыс.т. автобензина и 1,5 тыс.т. дизельного топлива
для обеспечения Южных районов страны.
Монголия будет
вынуждена закупать нефтепродукты в России,
постепенно повышая объемы закупок по мере
улучшения положения в экономике страны: 1999 г. – 405
тыс.т., 2000 г. – 415 тыс.т. При условии начала
организации собственного производства объемы
закупок постепенно будут снижаться.
Поставки
нефтепродуктов из РФ (тыс.т.):
|
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
Автобензин |
189,2 |
187,9 |
184 |
211,4 |
Диз. топливо |
113,2 |
120,4 |
128,2 |
132,2 |
Реактивн. топливо |
20,4 |
27,5 |
24,7 |
20,3 |
Мазут |
33,1 |
33,6 |
34,5 |
31,8 |
Всего: |
355,9 |
369,4 |
371,4 |
395,7 |
|
Сооружение НПЗ в
Дзун-Баяне предполагалось завершить в сент. 1999 г.
Он будет работать на китайском давальческом
сырье: завозят нефть, перерабатывают, половину
оставляют монголам, а остальное вывозят в Китай.
|