www.geo2000.nm.ru

Монголия
Информация о стране: <пред|след> 1 2 3 4 5 6 7

3. Экономика.
          Основу экономики страны составляет сельское хозяйство. Приоритетное внимание уделяется животноводству, которое дает большую часть всей с/х продукции. Общее поголовье скота в 1998 г. достигло рекордного показателя в 32,9 млн. голов. Земледелие как самостоятельная отрасль народного хозяйства начало развиваться с 1959 г. путем освоения целинных земель при технико-экономической помощи СССР. В 1998 г. ВВП увеличился на 3,5%, промпроизводство возросло на 3,3%.
          С конца 80-х гг. в стране произошли радикальные изменения в политической и экономической сферах. Монголия стала государством с парламентской формой правления. 30 июня 1996 г. на выборах в ВГХ победу одержал коалиционный блок «Демократический союз МНДП-МСДП» (национально-демократическая и социал-демократическая партии). Монгольская народно-революционная партия (МНРП) получила 25 мест из 76, утратив свое лидирующее значение. Ныне реализуемый курс вхождения страны в рыночную экономику устраивает все политические силы. Протяженность границы Монголии с Россией – 3485 км., с КНР 4673 км.
          Зеленая революция. Решение правительства Монголии о начале новой общенациональной кампании «Зеленая революция» было принято в сент. 1997 г. Программа разработанная при помощи западных специалистов, рассчитана на 1997-2004 гг. Ее цель состоит в том, чтобы путем более полного использования внутренних ресурсов в относительно короткие сроки повысить реальные доходы населения, улучшить количественные и качественные показатели его питания, создать новые рабочие места, снизить уровень бедности. В частности, в случае успешного вовлечения к 2004 г. не менее 175 тыс. семей, или 50% всего городского населения страны, в занятие подсобным земледелием, прежде всего выращивание картофеля, овощей, ягод и фруктов, среднегодовой доход одной семьи может быть увеличен на 200 тыс.тугр.
          Руководство страны, независимо от неоднократной смены правительств, придает важное значение массовому развертыванию «Зеленой революции» по примеру ряда других стран (Индия, Япония, Корея, Китай и др.), добившихся заметных успехов в этом деле.
          В 1998 г. на реализацию этой программы было израсходовано 623 млн.тугр., в том числе из централизованного бюджета – 114 млн., местных бюджетов – 140 млн., из средств организаций и отдельных граждан – 369 млн.тугр. В масштабе страны на первом этапе «Зеленой революцией» (1997-98 гг.) были охвачены 2347 хозяйствующих субъектов и более 106 тыс. семей. Эти данные существенно превышают первоначально запланированные, в соответствии с которыми, в частности, предполагалось охватить 35 тыс., или 10% всех городских семей.
          В 1998 г. в масштабе страны начали выращивать картофель и овощи 40 тыс. семей. Сбор картофеля увеличился с 54,6 тыс.т. в 1997 г. до 64,8 тыс.т. в 1998 г., или на 18,7%, и овощей – с 34 тыс.т. до 44,3 тыс.т., или на 30,3%. Была заложена база для создания 88 агропарков, призванных стать основными центрами пропаганды, обучения и оказания практической помощи начинающим земледельцам.
          Значительную помощь в реализации этой программы оказали международные организации «Адра», ФАО, ПРООН, ЖАЙКА (Япония), Фонд Сороса, «Глобальный инстинкт», Корейский институт развития сельского хозяйства за рубежом. Так, «Адра» направила в Монголию 15 т. семян 150 сортов овощных и плодово-ягодных культур, оказала содействие в обучении более 200 семей. По линии ПРООН были получены и распространены среди 10 тыс. семей семена более 100 сортов овощных и плодовых культур на 20 тыс.долл.
          В начале 1999 г. представительство «Адры» в Монголии доставило из Канады 8,9 т. семян продовольственных и овощных культур на 10 тыс. долл., которые предполагалось раздать всем желающим, в первую очередь бедным семьям.
          Многие промышленные и с/х предприятия Курганской области и Алтайского края представили свою продукцию на международной выставке-ярмарке «Продовольствие и Зеленая революция-98», в Улан-Баторе.
          В рамках программы «Зеленая революция» администрация одного из районов г.Улан-Батора с целью развития птицеводства заключила договор с птицефермой «Окинск» из г.Иркутска о приобретении 4 тыс. кур для 1 тыс. семей своего района. Породы кур из России отличаются высокой продуктивностью и морозостойкостью. Стоимость одной курицы оценивается в 3,5-4 тыс.тугр. (3-3,5 долл.).
          Организаторы «Зеленой революции» стремились увязывать свои мероприятия с другими общенациональными программами и проектами, в том числе снижения уровня бедности, микрокредитов и др. На создание новых 30 агропарков на местах в 1999 г. выделено 184 млн.тугр., но не в виде наличных денег, а материалов, инвентаря и т.д.
          На состоявшемся в фев. 1999 г. заседании Национального совета программы «Зеленая революция» были высказаны предложения о более широком привлечении бизнесменов, об усилении борьбы с опустыниванием, активизации работ по лесовосстановлению и озеленению городов и поселков, о заблаговременной подготовке к реализации выращенного картофеля и овощей, более широком ознакомлении зарубежных стран и международных организаций с программой и ходом ее выполнения для получения помощи.
          Начиная с 1994 г., в рамках программы ЕС ТАСИС оказана помощь Монголии в размере 28,5 млн.экю.
          Бедность. В процессе перехода к рыночной экономике в результате усиления имущественного и социального расслоения общества продолжает обостряться проблема бедности. К категории «бедняки» относятся лица, имеющие среднемесячные доходы ниже официально установленного прожиточного минимума – 10,4 тыс.тугр. (12 долл.) на одного члена семьи в городах и аймачных центрах и 9 тыс.тугр. (10 долл.) в сельской местности. Существует категория «особо бедных», чьи среднемесячные доходы не превышают 40% установленного прожиточного минимума на одного человека.
          В начале 1998 г. общая численность людей, живущих за чертой бедности, достигала 126 тыс. семей, или почти 590 тыс.чел., т.е. фактически каждый четвертый житель страны. Борьба с бедностью – одна из острейших социальных проблем, которая оказывает непосредственное и сильное влияние на всю внутриполитическую и социально-экономическую ситуацию в стране. Руководство страны старается уделять ей большое внимание, она служит одним из важнейших козырей в руках оппозиционной МНРП.
          В 1994 г., когда у власти находились МНРП и правительство П.Жасрая, при помощи международных организаций (ПРООН, Всемирный банк и др.) впервые была разработана и принята Национальная программа по снижению уровня бедности, рассчитанная на 6 лет (1994-2000 гг.). Основная ее цель состояла в том, чтобы остановить негативную тенденцию к расширению бедности и снизить ее уровень к 2000 г. до 10% общей численности населения страны.
          За 4 года в стране сложилась, по оценке зарубежных специалистов, относительно дееспособная, недорогая, многоуровневая организационная структура, состоящая из национального комитета, возглавляемого премьер-министром, агентства по реализации программы, аймачных, районных, сомонных и хоронных советов и непосредственных участников проектов из числа бедняков.
          Рамки Программы охватывают следующие основные направления: возрождение национального производства и обеспечение стабильного экономического роста; стимулирование продуктивной занятости и создание рабочих мест; сохранение ранее достигнутого уровня в социальной сфере, в том числе в области образования и здравоохранения, и обеспечение условий для их дальнейшего улучшения в будущем; создание новой системы социальной защиты населения, соответствующей новой экономической системе; повышение участия женщин во всех сферах жизни – политической, экономической и культурной; усиление рыночных отношений в сельской местности и повышение уровня жизни сельского населения.
          Для реализации Программы создан специальный Фонд снижения бедности, который в зависимости от основных направлений деятельности состоит из самостоятельных, взаимно дополняющих друг друга, Фонда местного развития, Фонда развития женщин, Фонда целевой помощи и Фонда создания источников доходов для уязвимых групп населения. Основными принципами в деятельности этих фондов являются децентрализация принятия решений и широкое вовлечение общественности. Решения принимаются, как правило, на местном или аймачном уровнях, а не навязываются сверху.
          По состоянию на конец 1998 г., общий объем средств объединенного фонда составлял 11,5 млн. долл., из которых льготные кредиты составляли 86,9%, безвозмездная помощь – 8,4% и средства выделенные правительством Монголии – 4,7%. Программа финансируется главным образом из внешних источников, в том числе льготных кредитов (ВБ – 10 млн. долл.) и безвозмездной помощи ПРООН, АзБР, правительств Новой Зеландии, Великобритании, Японии, КНР, Швеции, Дании и др.
          С 1994 г. до конца 1998 г. на осуществление пилотных и основных проектов было израсходовано 2,2 млрд.тугр., из которых 59,3% были направлены на создание постоянных и временных рабочих мест. За это время было трудоустроено 21,3 тыс.чел. В 21 аймаках и 9 городских районах были осуществлены 1824 проекта по оказанию помощи бедным семьям, на что было израсходовано свыше 960 млн.тугр. На организацию общественных работ (ремонт мостов и дорог, строительство бань в сомонах, возведение и ремонт противопаводковых плотин и дамб, расчистка леса и др.) было направлено свыше 1 млрд.тугр.
          В целях улучшения медобслуживания сельского населения, особенно снижения материнской смертности, были осуществлены 852 проекта на 777 млн.тугр.
          86 сомонов получили новые машины скорой помощи. 70 проектов (175 млн.тугр.) были направлены на ремонт школьных зданий и интернатов в сомонах, создание начальных школ, развитие школьных подсобных хозяйств, возврат учащихся, бросивших школу. По имеющимся данным, более 3,4 тыс. бывших школьников вернулись к занятиям. Свой вклад в борьбу с бедностью вносят представители частного бизнеса и неправительственные организации.
          Представители ПРООН, ВБ, АДРА и стран-доноров в целом положительно оценивают ход реализации Программы. Зампостпреда ПРООН в Улан-Баторе Б.Поэзат поддержал предложение монгольской стороны о продлении срока действия Программы до середины 2001 г. и объявил, что его организация выделяет на реализацию проектов в 1999 г. 3 млн.долл. Выразив удовлетворение ходом осуществления Программы, представитель международной организации Адра пообещал в 1999 г., также, как и в предыдущем году, предоставить для распределения среди бедных семей семена на 2 млн.долл. Постпред Всемирного банка Н.Гранд отметил, что проведение реформ является основным путем решения проблемы бедности, и сказал, что ВБ изучает предложение Монголии о продлении срока действия Программы.
          Учитывая растущие масштабы и остроту проблемы, наличие уже налаженного механизма разработки и реализации многочисленных, преимущественно, малых проектов по борьбе с бедностью в городах и сельской местности, монголы считают целесообразным сохранить созданную многоуровневую структуру и продолжить осуществление Программы после 2000 г. при помощи международных организаций и стран-доноров.


|Европа| |Азия| |Африка| |Южная Америка| |Северная Америка| |Австралия и Океания|


|Home|
|Guestbook|
|Список стран|

© 1997-2001 by Alex E.Kapustin
E-mail: alex_koch@mail.ru
URL: www.kapustin.nm.ru

Hosted by uCoz