|
13.
Авиационная промышленность.
В 1998 г.
деятельность в области космоса развивалась по
следующим основным направлениям: создание
экономичного транспортного носителя H-IIA;
разработка и запуск спутников наблюдения за
земной поверхностью; разработка и запуск
коммуникационных спутниковых систем;
сотрудничество в создании международной
космической станции «Альфа».
Финансирование
указанных НИОКР осуществляется главным образом
из госбюджета. В 1998 г. размер выделенных средств
составил 219,8 млрд.иен, причем распределялись они
следующим образом: Управление на науке и технике
– 182,5 млрд.иен; Агентство по защите окружающей
среды – 1 млрд.иен; минобразования, науки и
культуры – 17,7 млрд.иен; министерство внешней
торговли и промышленности – 9,2 млрд.иен;
минтранспорта – 6,89 млрд.иен; минпочт и
телекоммуникаций – 2,45 млрд.иен.
В рамках
выделенных бюджетных средств значительные суммы
расходуются на финансирование НИОКР по созданию
новой экономичной ракеты-носителя H-IIA,
телекоммуникационных и навигационных спутников,
спутников дистанционного зондирования Земли.
Особое значение
придается завершению работ по созданию ракеты
H-IIА, с помощью которой планируется выйти на
мировой рынок коммерческих запусков. Первый
запуск ракеты запланирован на конец 2000 года.
Носитель сконструирован для запуска крупных
спутников класса 2 метр.т. Отмечается низкая
стоимость создания и запуска новой ракеты – 8,5
млрд.иен (для сравнения ракета H-II – 19 млрд.иен).
Добиться
значительного удешевления удалось путем
изменения конструкции, сокращения количества
компонентов и закупки части оборудования за
рубежом. Врезультате, если расходы НИОКР по
созданию H-II составили 250 млрд.иен, то на H-IIA пошло
всего 64 млрд.иен.
С целью
активного участия в международном соревновании
по запуску коммерческих спутников в 1997 г.
японским космическим агентством NASDA и 73 частными
фирмами была создана специальная компания
«Рокет систем», которая уже добилась
результатов, заключив ряд контрактов с ведущими
американскими компаниями Hughes Electronics и Space Systems/Loral
на коммерческие запуски спутников.
В области
японского авиастроения центральное место
занимает проект YS-X (пассажирский реактивный
самолет на 50-100 мест), разработка которого была
начата в 1989 г., а также разработка нового
поколения гражданских сверхзвуковых самолетов.
Япония уделяет большое внимание совместным
международным разработкам самолетов Б-767 и Б-777
главным образом с целью получения доступа к
передовым зарубежным технологиям. Наметился
заметный подъем авиастроения после спада в 1997 г. |