www.geo2000.nm.ru

Индия
Информация о стране: <пред|след> 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

4. Финансы. Бизнес.
          Индийский банковский сектор готовится к жесткой конкуренции, которая последует за либерализацией рынка финансовых услуг и введением конвертируемости рупии по счетам движения капиталов. Госсектор собирает 54,7% всех депозитов в стране.
          Одними из главных задач, стоящих перед государственным банковским сектором, остаются сокращение уровня необлагаемого налогами имущества до 10% и достижение уровня ликвидности в 8%. В этой связи следует отметить, что увеличение банковского капитала происходит с помощью бюджетных вливаний.
          Коммерческие банки могут свободно открывать новые филиалы, которые должны удовлетворять следующим требованиям: достижение 8-процентного уровня ликвидности; наличие стабильно высокой прибыли в течение трех последних лет; необлагаемое налогами имущество не должно превышать 15% всего заемного капитала; наличие выпущенных акций на сумму 10 млн. рупий.
          Углубление финансового кризиса в Азии негативно сказалось на обменном курсе индийской рупии во второй половине 1997/98 ф.г. РБИ предложил пакет мер по укреплению национальной денежной единицы, который вступил в действие с 16.01.1998 г.: увеличить учетную ставку процента с 9 до 11%; увеличить норму наличных резервных активов с 10 до 10,5%; сократить лимит рефинансирования экспортных операций в два раза (со 100 до 50%); увеличить взимающийся процент с импортных операций с 15 до 30%. Руководство РБИ предприняло шаги по ослаблению финконтроля в стране и рационализации системы процентных ставок, с учетом интересов как гос., так и частных банков.
          Уровень инфляции в авг. 1998 г. составил 8,2%, что несколько выше, чем в аналогичный период прошлого года. Одной из причин, влияющих на ее сохранение на данном уровне, является административный контроль над ценами на ряд пром. и потребтоваров. Золотовалютные резервы (29,4 млрд.долл.) и внешняя задолженность (25% от ВВП) остаются на приемлемом с точки зрения международных финансовых организаций уровне.
          Валютно-финансовая сфера.В 1998 г. Годовой прирост инфляции, рассчитываемый по индексу оптовых цен, составил в среднем 8%, более чем в два раза превысив соответствующий показатель за предыдущий год, главным образом за счет резкого удорожания продуктов питания (в среднем на 19%), причем по зерновым, овощам и фруктам повышение цен превысило 50%.
          Объем денежной массы в обращении с марта по октябрь увеличился на 11% (в предыдущем году – на 8%). В целом за финансовый год прирост денежной массы превысил намеченный показатель (15%) и составил более 20%.
          Обменный курс индийской рупии по отношению к доллару с янв. по авг. 1998 г. снизился на 9,6% (с 39 до 43 рупий за доллар). 19 авг. он опустился до самого низкого за все времена уровня в 43,6 руп./долл. Лишь благодаря существенной долларовой интервенции, проведенной РБИ, курс рупии удалось повысить, и на конец октября он составлял 42,3 руп./долл. В дальнейшем он вновь несколько понизился и до конца 1998 г. удерживался на среднем уровне 42,5.
          Кредитно-денежная политика правительства на второе полугодие текущего финансового года (так называемый «деловой сезон») была провозглашена РБИ 30 окт. 1998 г. в документе, названном «Полугодовой обзор кредитно-денежной политики на 1998/99 ф.г.». В нем не были намечены целевые показатели на второе полугодие в отношении объема денежной массы в обращении, роста депозитов и кредитных ресурсов банков, не предложены меры по их регулированию. Отсутствовали предложения по изменению процентных ставок и норм обязательного кассового резерва коммерческих банков (CRR).
          Некоторые эксперты рассматривают это как отказ РБИ от сложившейся практики дважды в год объявлять о намечаемых мерах в кредитно-денежной сфере на соответствующее полугодие и как признание недостаточной эффективности краткосрочных инструментов регулирования. Так, еще в авг. 1998 г. РБИ принял ряд мер по снижению кредитных ставок, повышению нормы CRR, увеличению ставок «репо» (по краткосрочным бумагам с обязательством последующего их выкупа), что в целом не привело к ожидавшимся результатам.
          Другой причиной считается опасение РБИ еще больше дестабилизировать своими мерами сложившуюся довольно сложную ситуацию в финансовой сфере.
          Некоторые мероприятия краткосрочного плана Банком все же были предложены. Документом сняты ограничения на минимальный срок выкупа до одного дня для сделок «репо», ранее составлявший три дня, унифицирован механизм аукционного ценообразования на рынке 91-дневных казначейских билетов; упрощены обменные операции (swap) с процентными ставками.
          В июне Банком была предпринята попытка стимулирования экспорта путем предоставления льгот экспортерам, имевшим динамичные показатели своей деятельности. Из-за возникших организационных трудностей эта мера оказалась неудачной. Затем Банк попытался снизить ставку экспортного рефинансирования с 9 до 7%. Обе меры не дали положительных результатов и были отменены. Коммерческие банки заявили, что кредитных ресурсов для финансирования экспорта у них вполне достаточно, и они готовы предоставлять их для любого перспективного предложения.
          В авг. 1998 г. были понижены процентные ставки по пред- и послеотгрузочным экспортным кредитам. Оставлено без изменений максимальное превышение процента по займам в иностранной валюте по отношению к ставке «либор».
          В новом документе указывается, что РБИ создал рабочую группу из представителей коммерческих банков, которая после консультаций с экспортерами должна выработать предложения по упрощению механизма предоставления экспортных кредитов и схемы функционирования счетов в иностранной валюте.
          Федерация Индийских экспортных организаций (FIEO) ожидает следующие положительные эффекты от перехода на расчеты в евро: возможное увеличение объемов экспорта в ЕС индийских текстильных, кожевенных и ювелирных изделий, а также средств программного обеспечения компьютеров; снизится риск индийских экспортеров от колебаний валютных курсов отдельных европейских стран и соответственно уменьшатся расходы по страхованию от этого риска; более конкурентоспособными станут услуги европейских банков; новая стабильная евровалюта с более низкими процентными ставками по кредитам, чем «либор», может стать серьезной альтернативой доллару США в создании валютных резервов страны. Федерация рекомендовала своим экспортерам при поставках в ЕС заключать контракты на конец 1998/99 ф.г. в евро.
          РБИ разрешил коммерческим банкам акцептовать депозиты на валютных счетах нерезидентов в единой европейской валюте евро и применять к ним процентные ставки «евробор» и «евролибор». Разрешено также конвертировать в евро депозиты нерезидентов, номинированные в других валютах (доллары США, фунты стерлингов, немецкие марки, японские йены). Директива РБИ распространяется также на валютные счета экспортеров и индийских резидентов, то есть фактически на все валютные счета.
          С целью подготовки к переходу к расчетам в евро индийские коммерческие банки сокращали количество корреспондентских счетов в иностранных банках: State Bank of India сократил их уже с 24 до 12, Bank of India – с 20 до 5. Одновременно наблюдалось обострение конкуренции между иностранными банками в лице «Чейз Манхэттен», «Дойче Банк», «Кредит Банк», «Ситибанк» и других в области предоставления услуг индийским банкам по обслуживанию операций в евро. По мнению представителя индийского банка «Банк оф Барода», в ближайшее время следует ожидать существенное снижение стоимости указанных услуг.
          Госбюджет в 1998 г. принимался дважды. В конце июля нижней палатой парламента был принят постоянный бюджет Индии на 1998/99 ф.г. До этого момента действовал временный бюджет, принятый в марте по упрощенной процедуре голосования.
          В опубликованных данных об исполнении госбюджета страны на 1997/98 ф.г. значительно ниже запланированных (на 142 млрд.руп. или на 12,6%) оказались суммы налоговых поступлений, а также доходов от продажи акций предприятий госсектора, составивших лишь 9 млрд.руп. против намеченных 48 млрд. Правительство было вынуждено пойти на увеличение госзаимствований, что привело к росту фискального дефицита бюджета с 655 млрд.руп. (по плану) до 863 млрд. (фактически) и повышению его доли в ВВП – соответственно с 4,5 до 6,1%. Сократились по отношению к проекту ассигнования правительства на выполнение годового плана развития практически всех отраслей экономики
          В бюджете на 1998/99 ф.г. планировалось: ослабление госконтроля над нестратегическими отраслями промышленности, открытие страхового сектора экономики для нормальной конкуренции, существенное увеличение плановых ассигнований в энергетический сектор экономики, использование 10%-го прироста сберегательных фондов на инвестиции в инфраструктуру, сокращение процедуры одобрения иностранных инвестиций до 20 дней, облегчение процедуры перевода средств на счета нерезидентов, увеличение плановых ассигнований в социальной сектор.
          Доходы от разгосударствления предприятий госсектора в 1998/99 ф.г. были запланированы бюджетом в размере 50 млрд.руп. Однако, по данным на конец октября не было зафиксировано никаких поступлений по этой статье.
          Учитывая важность проблемы продолжающегося роста фискального дефицита госбюджета. министерство финансов страны в середине ноября объявило о решении сократить на 10% неплановые бюджетные расходы, не уточнив конкретные пути этого сокращения. В прессе указывалось, что могут быть урезаны и плановые ассигнования правительства.
          Чистый приток иностранного капитала в страну в 1998/99 ф.г. оценивается в 3,6 млрд.долл., существенно меньше, чем в предыдущем (11,3 млрд.долл.). Приток иностранных инвестиций в 1 полугодии понизился до 644 млн. против 3489 млн.долл. за соответствующий период предыдущего года, за счет чистого оттока портфельных инвестиций и сокращения объема прямых иновложений. Валютные депозиты «нерезидентов» выросли с 560 млн. до 765 млн.долл. РБИ разместил за рубежом пакет индийских облигаций, что позволило мобилизовать в казну 4,1 млрд.долл.
          Внешний долг Индии на конец марта 1998 г. составил 94,4 млрд.долл. (26,4% от ВВП), увеличившись за год почти на 1 млрд.долл. К концу 1998/99 финансового года сумма долга, по мнению РБИ, должна еще несколько возрасти. В то же время норма обслуживания долга уменьшилась с 21,25 до 19,5%. Улучшилась и структура внешней задолженности: снизилась доля госдолга при одновременном увеличении доли по частным коммерческим кредитам, понизился удельный вес (с 7,25 до 5,3%) краткосрочных (до 1 года) долговых обязательств. МВФ по прежнему относит Индию к странам с умеренной задолженностью.
          В начале деятельности МВФ и Всемирного банка Индия входила в пятерку государств с крупнейшими квотами в этих организациях и могла назначать в них своих индивидуальных директоров. С 1973 г. Индия лишилась этого права в пользу Японии. В 1948 г. Индии принадлежало 4,66% голосов в МВФ, а в 1986 г. – 2,44%. В настоящее время квота (доля в уставном капитале МВФ) Индии составляет 3 млрд. СДР, или 2,1% (Special Drawing Rights – счетная валюта МВФ, курс на нояб. 1998 г.: 1 долл. США = 0,7 СДР). Страна может получить до 600% квоты в рамках различных кредитных механизмов.
          В нояб. 1981 г. правительство Индиры Ганди подписало соглашение с МВФ о предоставлении кредита в размере 6 млрд.долл. (291% квоты). Индия и МВФ согласовали программу, в соответствии с которой Индия должна проводить последовательные реформы, направленные на ослабление контроля и регулирования экономики, сокращение дефицита бюджета при сохранении финансирования социальных программ. Проводимые реформы способствовали ускорению темпов экономического роста: если в 1950/70-е гг. темпы роста ВВП составляли 3,5%, то в 1980-х – 5,5-5,7%.
          В 1990 г. в результате резкого скачка цен на нефть, вызвавшего увеличение стоимости импорта нефти, понесенных убытков, связанных с увольнением индийских рабочих на Бл. Востоке, а также нестабильной внутриполитической обстановки международный инвестиционный рейтинг Индии понизился. К середине 1990 г. коммерческие банки практически прекратили предоставлять займы Индии и в начале 1991 г. страна, оказавшись на грани дефолта, была вынуждена воспользоваться ресурсами системы компенсационного и непредвиденного финансирования МВФ. В нояб. 1992 г. было одобрено предоставление Индии резервного кредита. За 1990/92 гг. Индия получила от МВФ 3 млрд. СДР (4,3 млрд.долл.) и стала вторым по величине должником МВФ (после Мексики). Условия МВФ включали: немедленные стабилизационные меры (19%-ная девальвация рупии, повышение процентных ставок); сокращение дефицита государственного бюджета с 8,5% ВВП в 1990-91 гг. до 5% в 1992-93 гг.; проведение структурных реформ (дерегуляция промышленности, либерализация торговли, сокращение требований к лицензированию инвестиций и импорта).
          20 авг. 1994 г. Индия присоединилась к 8-ой статье устава МВФ и индийская рупия стала полностью конвертируемой по текущим операциям. Индия обязалась без согласия МВФ не вводить ограничения в отношении платежей и переводов по текущим операциям, не использовать дискриминационных валютных устройств и не прибегать к практике множественных валютных курсов. До этого Индия пользовалась условиями 14-ой статьи, в соответствии с которой развивающиеся страны и страны с переходной экономикой могут в течение продолжительного периода сохранять и устанавливать валютные ограничения.
          Группа Всемирного банка. Состоит из следующих международных организаций: Банк реконструкции и развития (МБРР), Ассоциация развития (MAP), Инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), Центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС).
          Традиционно около 60% кредитов Индии МБРР предоставляет на развитие энергетики и транспорта. В последние годы наблюдается диверсификация кредитных займов, направляемых на сельское хозяйство, начальное образование, контроль над рождаемостью, производство продовольствия, строительство жилья для бедняков, развитие мелких предприятий, техническую помощь, экологию. МБРР предоставляет займы на более льготных условиях, чем МВФ: на 15-17 лет с отсрочкой платежей по основной сумме на 5 лет. Обычно право пользования ресурсами МБРР имеют страны со среднегодовым доходом на душу населения от 1345 до 4866 долл., в противном случае стране предоставляются смешанные займы МБРР и MAP или исключительно кредиты MAP. Однако для Индии делается исключение. Индия входит в десятку крупнейших заемщиков МБРР, на долю которых приходится 50% всех займов МБРР. В настоящее время МБРР осуществляет в Индии совместный с Глобальным экологическим форумом проект финансирования Инициативы по преобразованию фотоэлектрических энергоресурсов, Проекта единого управления спросом в агропромышленном секторе и др.
          MAP финансирует проекты частного сектора, оказывает помощь индийским компаниям в мобилизации ресурсов на международных финансовых рынках, консультирует предприятия и местные органы самоуправления. Погашение займов MAP осуществляется 3-15 лет, с отсрочками платежей до 12 лет.
          МИГА оказывает помощь в привлечении иноинвестиций через предоставление инвесторам гарантий от политических рисков (экспроприация, военные действия, гражданские беспорядки, нарушение условий контракта и невозможность перевода валюты вследствие действий правительства). Типовой страховой полис гарантирует инвестиции 15-20 лет, предельная сумма по одному проекту составляет 50 млн.долл.
          МЦУИС стимулирует приток иностранных инвестиций путем проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительством и иностранными инвесторами.
          Азиатский банк развития. В рамках АБР функционируют Азиатский фонд развития и Специальный фонд технической помощи. АБР предоставляет займы правительству и учреждениям Индии для последующего финансирования мелких и средних предприятий. Как правило, кредиты покрывают лишь издержки по проекту в иновалюте. Кредиты выдаются на 10-30 лет. Индия является одним из крупнейших акционеров АБР, на нее приходится 6,9% голосов.
          Долг Индии международным и региональным финансовым организациям составляет 29,1 млрд.долл., из которых 17,5 млрд. приходится на льготные кредиты.

          Бизнес
          С 8 по 10 янв. 1998 г. в Мадрасе состоялась четвертая Международная партнерская встреча, организованная Конфедерацией индийской промышленности. Подобные мероприятия уже проводились дважды в Калькутте (в 1995 и 1997 гг.) и в Бомбее (в 1996 г.).
          Основной задачей партнерских встреч является оказание содействия индийским деловым и промышленным кругам в установлении контактов с зарубежными партнерами и расширении международного сотрудничества в области торговли, экономики, технологий, науки и техники. Что касается встречи 1998 г., то она, помимо прочего, должна была продемонстрировать стабильность экономической ситуации в Индии, готовность страны целенаправленно двигаться по пути экономических реформ, вне зависимости от возможных изменений во внутриполитической обстановке в результате парламентских выборов, ее способность противостоять негативному влиянию финансового кризиса в странах азиатско-тихоокеанского региона, а также привлечь иностранные инвестиции в развитие инфраструктуры, особенно ее южных штатов.
          Не случайно местом проведения саммита 1998 года был выбран Мадрас – «перекресток» торгово-экономических путей в страны ЮВА, важнейший порт Юга Индии, город, имеющий серьезный промышленный и научно-технический потенциал.
          Возрастающая роль Индии в регионе и в мире в целом, ее стабильно развивающаяся экономика и большой потенциал внутреннего рынка вызвали повышенный интерес к партнерской встрече со стороны западных стран и государств азиатского региона. В Мадрас прибыли премьер-министр Италии Р.Проди, президент Польши А.Квасьневский, госминистр по делам образования и занятости Великобритании Тэсса Блэкстоун, минторговли Египта Ахмед Гоэли, зам. премьер-министра Таиланда Суспачай Панитчпакди, директор Гарвардского института (США) Джефри Сакс, бывший генсекретарь АСЕАН Ажит Сингх.
          Открыл пленарные заседания премьер-министр Индии И.К. Гуджрал. Страна-организатор была также представлена на встрече федеральными министрами финансов и промышленности, министрами штатов, представителями деловых кругов. Учитывая заинтересованность и позиции в регионе США и Великобритании, следует отметить успех Италии и Польши в практическом расширении двустороннего сотрудничества с Индией.
          Итальянская делегация в составе 84 чел. являлась одной из самых представительных на саммите. Внимание в индийско-итальянских контактах было уделено строительству электростанций, морпортов и аэропортов, телекоммуникационных систем и городской инфраструктуры.
          В присутствии премьер-министров двух стран были подписаны четыре соглашения: о развитии среднего и малого бизнеса, о создании СП по производству легкого автотранспорта между индийской фирмой Greaves и итальянской Piaggio, о сотрудничестве между Конфедерацией индийской промышленности и итальянской Confindustria, об обмене торг.-эк. информацией и данными об инвестиционных проектах между Конфедерацией индийской промышленности и Итальянским институтом внешторговли.
          Премьер-министр Италии, отметив интерес к сотрудничеству с Индией, в том числе с ее южными динамично развивающимися штатами, объявил о намерении открыть в 1998 г. в Мадрасе отделение итальянской ТПП.
          Инвестиции Италии в экономику Индии за первую половину 1997 г. в четыре раза превысили объемы за аналогичный период 1996 г. и составили 213 млн.долл. В янв. 1998 г. в г. Мадрасе открыт филиал итальянского госбанка Banca Nazionale del Lavoro, входящего в 50 наиболее крупных банков Европы.
          А.Квасневский выразил готовность его страны помочь Индии с поставками запчастей для военной техники советского производства. Примерами такого сотрудничества являются недавнее участие польских специалистов в модернизации танка «Т-72», находящегося на вооружении в индийской армии, поставки польских учебно-тренеровочных самолетов «Искра» для ВВС. Индия проявила интерес к развитию военно-технического сотрудничества в области авиации и военно-морской техники.
          Польская делегация призвала индийских бизнесменов направлять инвестиции в развитие восьми СЭЗ на территории Польши (машины и оборудование для тяжелой и угольной промышленности, кораблестроение, энергетика и пр.)
          Большое внимание на саммите было уделено путям дальнейшего развития отношений Индии со странами АСЕАН и СААРК. Особое значение при этом придавалось планам создания к 2008 г. Зоны свободной торговли стран-членов АСЕАН, в которой предусматривается снижение торговых пошлин менее чем до 5%. Образование подобной зоны, наряду с присоединением Индии к АСЕАН в качестве наблюдателя и проектами организации совместной индо-асеановской торговой палаты, открывает широкие перспективы для экспансии индийского бизнеса в страны Ассоциации. То, что подобные устремления Индии носят стратегический характер подтверждает и одобренная инициатива вице-премьера Таиланда создать региональный союз по экономическому сотрудничеству БИМСТЕК (Бангладеш, Индия, Мьянма, Шри-Ланка, Таиланд).
          Внимание участников мадрасской встречи привлек возрастающий удельный вес южноиндийских штатов, в первую очередь Тамилнаду и Карнатаки, в области привлечения иноинвестиций и использования зарубежных технологий.
          По оценкам директора Гарвардского института Джефри Сакса, штат Тамилнаду быстро занял одну из ведущих позиций в стране в области проведения экономических реформ, сумел создать благоприятную атмосферу для иноинвесторов и обеспечил в течение последних шести лет устойчивый экономический рост (6%). Доля штата в общем экспорте Индии возросла с 12 до 16%. Географическое положение Тамилнаду, наличие здесь крупнейшего на юге страны мадрасского морпорта, превратили штат в своего рода «торговые ворота» страны. Главный министр штата М.Карунаниди призвал потенциальных инопартнеров к более активному сотрудничеству в таких перспективных областях, как информационные технологии, электронная промышленность, автомобилестроение, химическая и текстильная промышленность.
          В штате Карнатака сосредоточены основные объекты оборонной, авиакосмической и электронной промышленности страны. Это третий по уровню промразвития штат Индии. Его чистый внутренний доход составил в 1998 г. 14 млрд.долл., а инвестиции в промсектор – 4,8 млрд. Доля Карнатаки в общегосударственном производстве электронного и телекоммуникационного оборудования достигла 32%. Важную роль играет штат также в производстве цемента, стали и сахара.
          19 янв. 1999 г. в г. Джайпуре по инициативе Конфедерации индийской промышленности (КИП) прошел пятый индийский саммит экономического партнерства, в работе которого приняли участие более 1000 видных политиков, предпринимателей и ученых из 20 государств.
          В Джайпур прибыли ряд министров центрального кабинета, а также главные министры Дели, Мадхья-Прадеша, Химачал-Прадеша, Джамму и Кашмира. На партнерском саммите мининдел Индии Дж. Сингх заявил, что курс на дальнейшую либерализацию и интеграцию страны в мировую торгово-экономическую систему может быть продолжен только в случае позитивного влияния этих преобразований на уровень жизни всех слоев индийского общества. Модель центрального планирования экономики доказала на примере новейшей истории свою неэффективность, однако, по мнению Дж. Сингха, крайне опасен и излишний крен в сторону необузданной рыночной и финансовой энтропии, приведший за последние два года к краху экономики ряда новых индустриальных стран. Современные реалии требуют незамедлительного реформирования мировой валютно-финансовой системы, но еще не сформировался международный консенсус относительно конкретных мер по ее реструктуризации.
          Минэнергетики Индии П.Р. Кумарамангалам на спецсессии саммита, посвященной мировому финансово-экономическому кризису, акцентировал внимание на невозможности достижения развивающимися странами экономического прогресса за счет краткосрочных кредитов, выделив при этом в качестве приоритетной задачи привлечение долгосрочных инвестиций в производственный сектор.
          Посол США в Индии Р. Селесте, принимавший участие в семинаре «Американо-индийские отношения в следующем тысячелетии», отметил, что Индию ожидает «великое будущее и его страна хотела бы придать максимальный КПД» развитию двусторонней торговли. Р.Селесте выразил уверенность в скором снятии оставшейся части санкций, введенных Соединенными Штатами против Индии после испытаний ЯО в Покаране в мае 1998 г., добавив, что уже в самом начале следующего столетия ежегодный объем прямых американских инвестиций в индийскую экономику увеличится в 5 раз от прошлогоднего уровня в 740 млн.долл.
          Член конгресса США Дж. Макдермот сделал в своем выступлении акцент на неизбежном взаимопритяжении «самой старой и самой большой демократий в мире» и на том, что двусторонняя торговля станет тем «локомотивом, который потянет за собой и блок политических отношений».
          Выступивший на спецдискуссии «Индия и Евросоюз» председатель социально-экономического комитета французского сената Ж.Ф. Понсэ заявил, что ЕС рассматривает Индию в качестве особого партнера в мире 21-го столетия, который в первой половине века грядущего станет подлинно многополярным, с новыми центрами силы в лице Евросоюза, Индии и Китая.
          В ходе обмена мнениями на спецдискуссии по кризису в ЮВА вице-премьер Таиланда и, как отмечают местные СМИ, наиболее вероятный претендент на пост гендиректора ВТО С. Панитчпакди подчеркнул, что в XXI веке переход к режиму свободной торговли в Азиатско-тихоокеанском экономическом пространстве будет набирать силу, главным образом по линии ассоциаций регионального сотрудничества. АСЕАН будет также расширяться за счет вступления в него новых членов. Индия, по мнению С. Панитчпакди, неизбежно станет равноправным и влиятельным членом АСЕАН и АТЭС.
          Участие в работе международных и региональных организаций.Интересы Индии за границей представляют 66 торгово-экономических миссий.
          Одним из основных направлений деятельности Индии в системе международных организаций является ее участие в ВТО. Индия достигла соглашения с Японией, Канадой, Швейцарией, Н.Зеландией о поэтапной отмене импортных лицензий и количественных ограничений на 2700 товарных позиций, включая продукцию с/х производства и текстильные товары. Ранее подобные соглашения были заключены с ЕС и Австралией. Отмена импортных ограничений началась в апр. 1998 г. и будет завершена к апр. 2003 г. В связи с подписанием данных соглашений ЕС принял решение не инициировать в ВТО вопрос о снятии Индией количественных ограничений на свой импорт.
          В февр. 1998 г. в Индии вступило в силу Соглашение по телекоммуникациям, подписанное в рамках ВТО: 72 страны открывают свои рынки для инокомпаний телефонной связи, передачи информации (телекс, телеграф, факс), мобильной и стационарной спутниковой связи, сотовой связи и т.д.
          Обязательства Индии перед ВТО в области тарифного регулирования заключаются в том, чтобы снизить ставки импортных пошлин на промтовары на 30% к 2000 г., а на с/х товары – на 24% к 2005 г. Общий средневзвешенный импортный тариф должен быть понижен с 71,4 до 32,4%. Данные обязательства в основном были выполнены Индией досрочно, что не помешало ВТО настаивать на дальнейшем понижении Индией импортных пошлин, мотивируя это тем, что у ряда стран они еще меньше.
          ЭСКАП служит одним из инструментов ООН по экономическому и социальному развитию в Тихоокеанском регионе. Регулярные заседания Комиссии позволяют Индии на межправительственном уровне решать экономические и социальные вопросы. На 54 ежегодной сессии ЭСКАП, состоявшейся в апр. 1998 г. под девизом «Азия и Тихоокеанский регион в XXI в.», обсуждались вопросы, связанные с финансово-экономическим кризисом в Юго-Восточной Азии; региональное сотрудничество в области охраны окружающей среды; развитие транспортной инфраструктуры и др.
          Бангкокское соглашение было подписано странами-членами ЭСКАП в июле 1975 г.: Бангладеш, Ю. Корея, Шри-Ланка, Индия. Договором предусматривается снижение тарифных и нетарифных барьеров в торговле между странами-участницами Соглашения в рамках тарифных концессий.
          Являясь членом Ассоциации регионального сотрудничества стран Индийского океана, Индия, реализуя свою внешнеэкономическую политику, содействует созданию льготных условий, либерализации и поддержке торговли между странами-членами Ассоциации; поощрению иностранных инвестиций; научному и технологическому обмену; поощрению взаимного туризма; развитию инфраструктуры и людских ресурсов.
          СААРК (Ассоциация регионального сотрудничества стран Ю.Азии). В нее входят 7 стран: Индия, Непал, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Бутан и Мальдивы. Торговый оборот Индии со странами членами СААРК (включая Афганистан, не входящий в Ассоциацию) в 1997/98 ф.г. составил 6,8 млрд.руп.
          В соответствии с Договором о льготной торговле в Ю.Азии (САПТА), действующим в рамках Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии, достигнуты договоренности о значительном снижении импортных тарифов по 106 товарным позициям, в том числе: Пакистан снизил тарифы на 20% по 35 позициям, Мальдивы – на 7,5% по 17 позициям, Непал – на 10% по 14 позициям, Бангладеш – на 10% по 12 позициям, Бутан – на 15% по 11 позициям. В авг. 1998 г. вступило в силу решение правительства Индии о снятии ограничений на импорт 2307 товарных позиций из стран-членов САПТА.
          Кроме многосторонних договоров, действующих в рамках СААРК, страны-члены Ассоциации руководствуются двусторонними соглашениями в области экономических отношений и взаимной торговли, в которых стороны предоставляют друг другу определенный преференциальный режим. Характерны в этом плане соглашения, подписанные между Индией и Непалом: «Договор о торговле» и «Договор по контролю за нелегальной торговлей». На проходившей в июле 1998 г. встрече стран-членов САПТА на высшем уровне индийская сторона предложила заключить двусторонние договоры о свободной торговле между странами-членами САПТА, которое было поддержано лишь Шри-Ланкой. В дек. 1998 г. премьер-министр Индии и президент Шри-Ланки подписали договор о свободной торговле между двумя странами.
          Торговые отношения Индии с Бангладеш осуществляются в рамках Торгового договора с предоставлением друг другу права «наиболее благоприятствуемой нации». Стороны постоянно расширяют круг предоставляемых торговых концессий, однако наибольшее их количество предоставляется Индией Бангладеш как стране, относящейся к группе слаборазвитых государств.
          В 1996 г. Индия стала полноправным диалог-партнером АСЕАН. Перспективными направлениями сотрудничества со странами этой группировки являются торговля, инвестиции, наука и технологии, а также туризм. Торговый оборот Индии со странами-членами АСЕАН в 1998 г. (апрель-август) составил 3,2 млрд.долл., в т.ч. индийский экспорт, включая электронику, ювелирные изделия, машины и оборудование – 768 млн.долл. Основной группой импортных товаров являются: уголь, растительные масла, органические удобрения, древесина, цветные металлы, шерсть, электротовары.
          Инвестиционная политика. С авг. 1991 г. по июнь 1998 г. в Индии было одобрено 13,4 тыс. инвестиционных проектов с объемом инокапвложений 1685 млрд.руп. (40 млрд.долл.). 55% этих проектов были связаны с модернизацией инфраструктуры, включая дороги, порты, средства связи, энергоснабжение, нефтепереработку. 20% одобренных инвестиций направлялись в отрасли: добыча минсырья и металлов, производство средств производства, машинотехнического и электрооборудования. Остальные инвестиционные проекты касались организации консультационных услуг в промышленной, торговой и финансовой сферах (8%), развития пищепрома (6,5%), создания экспортно-ориентированных структур (6%), производства электроники, цемента, стройматериалов, бумаги и ширпотреба (4,5%).
          В указанный период большая часть в общем объеме одобренных инвестиций (64%) приходилась на США (25%), Маврикий (10,5%), Великобританию (6,9%), Японию (4,2%), Германию (3,8%), Ю.Корею (3,5%), Малайзию (3,2%), Израиль (2,5%), Нидерланды (2,2%), Каймановы острова (2,1%).
          Реальный приток инокапвложений в экономику Индии с авг. 1991 г. по июнь 1998 г. составил 25% от общего объема одобренных инвестиционных проектов, то есть около 10 млрд.долл. Большая часть из них инвестирована в страну в последние годы. В опубликованном в Женеве докладе UNCTAD по общемировым инвестициям отмечается, что в последние годы Индия была крупнейшим получателем зарубежных инвестиций в Южной Азии. На ее долю пришлось примерно 3/4 общего объема инвестиций в этот регион: 3,3 млрд.долл. По данным министерства промышленности Индии, этот показатель был более весомым и составил в 1997 г. 3,71 млрд.долл. (на 60% выше, чем в 1996 г.)
          В янв. 1998 г. РБИ объявил об упрощении оформления прямых иностранных инвестиций по так называемому «автоматическому маршруту»: устранена необходимость предварительного одобрения РБИ предложений о продаже акций зарубежным инвесторам, банк должен быть только информирован о факте получения инокапвложений в течение 30 дней.
          Приток иностранных инвестиций в Индию в I квартале 1998 г. в 700 млн.долл. поставил под сомнение выполнение намерений руководства страны привлечь в ее экономику за год до 5 млрд.долл. Более того, в результате введения США и рядом других стран Запада экономсанкций против Индии после проведения ею ядерных взрывов институциональные инвесторы отозвали из Индии в мае-июне 1998 г. капиталы на 400 млн.долл. В июле 1998 г. индийское правительство объявило о своих намерениях по расширению секторов, доступных для иностранного участия (ж/д транспорт, биотехнологии, сельское хозяйство). Несколько ранее было разрешено 100% участие иностранных компаний в энергетических проектах.
          В ноябре 1998 г. кабинетом министров на сессию парламента страны был вынесен законопроект о демонополизации страхового сектора, позволяющий участвовать в пенсионных фондах и медицинском страховании частным компаниям, в которых иностранцам принадлежит до 26% капитала и еще до 14% – «индийским нон-резидентам».
          В правительстве изучается вопрос об увеличении доли иностранного участия в области добычи и переработки углеводородного сырья. Предполагается разрешить инвестирование до 100% зарубежных капиталовложений в проекты по разведке небольших полей и увеличить их долю в нефтепереработке до 49%. Планируется также автоматически одобрять 100% участие в проектах по сооружению нефтепроводов и 74% участие в проектах по строительству газопроводов.
          В 1998 г. наиболее привлекательным сектором для зарубежных инвесторов были телекоммуникации. По объему полученных капиталовложений далее следует транспорт, химпром, сектор услуг и топливно-энергетический сектор. Большинство инвестиций имели отношение к области высоких технологий.
          По результатам 1998 г. западные эксперты включают Индию в число 10 государств, наиболее привлекательных для инокапвложений. Вместе с тем исследования, проведенные американской консалтинговой фирмой A.T.Kearney Inc. в сент.-нояб. 1998 г., показали, что рейтинг Индии несколько снизился. Если весной 1998 г. по результатам соответствующего опроса руководителей 1000 наиболее крупных потенциальных фирм-инвесторов Индия занимала 5 место в списке привлекательных для инвестиций государств вслед за США, Бразилией, Китаем и Великобританией, то осенью она переместилась на 7 место, пропустив вперед Германию и Польшу.
          Объемы индийских зарубежных инвестиций сравнительно невелики. В связи с этим в 1998 г. правительством Индии было принято решение о повышении доли участия индийских компаний в инвестициях в СП и филиалах своих компаний за рубежом. С 1 сент.1998 г. верхний предел инвестиций повышен с 8 до 15 млн.долл. Для проектов в области программного обеспечения потолок инвестиций поднят до 25 млн.долл. Упрощение процедуры вложения индийских капиталов за рубежом позволит ускорить процесс создания СП и собственных дочерних компаний за границей. На май 1998 г., начиная с дек. 1995 г. (именно с этого момента РБИ получил право одобрять индийские инвестиции за рубежом), было одобрено 522 предложения индийских фирм по инвестициям за рубежом на 766 млн.долл.
          Благодаря смягчению инвестиционного климата в 1997/98 ф.г. объемы одобренных индийских инвестиций за рубежом составили уже 450 млн.долл. Однако фактический вывоз капитала из Индии оказался значительно меньше и имел понижательную тенденцию (если в 1996/97 ф.г. отток средств за рубеж составил 214 млн.долл., то в 1997/98 ф.г. он снизился до 110 млн.долл.). Большая часть индийских капиталов вывозится в США, далее следуют Великобритания, Сингапур, ОАЭ, Маврикий. В основном индийские инвестиции направляются в такие сферы, как компьютеризация, программное обеспечение и торговля.
          В отчете минторга за 1998/99 ф.г., отмечается, что в основном индийские инвестиции направляются на создание СП. На 30 сентября 1998 г. зарегистрировано 788 СП за рубежом, из них 305 являются действующими и 483 находятся в стадии становления. Доля индийской стороны оценивается в 1,2 млрд.дoлл. СП размещены в 89 государствах, в том числе 74% располагаются в 17 странах: США (76), Великобритания (69), ОАЭ (59), Шри-Ланка (53), Малайзия (48), Сингапур (45), Россия (38), Непал (39), Таиланд (28), Индонезия (22), Гонконг (18), Маврикий (26), Нигерия (18), Бангладеш (22), Германия (15), Бахрейн (15), Кения (12).
          Кроме СП за рубежом действует 664 филиала индийских фирм с общим вкладом 988 млн.долл. С апр. 1998 г. по сент. 1998 г. было одобрено 53 предложения по организации зарубежных филиалов с инвестициями в 32 млн.долл. и 24 предложения по инвестициям в форме займов в филиалы на 7,2 млн.долл. Филиалы расположены в 52 странах. 84% сосредоточены в 9 государствах: 203 в США, 118 в Великобритании, 79 в Сингапуре, 63 в Маврикии, 25 в Германии, 18 в Бахрейне, 16 в России, 21 в ОАЭ, 15 в Нидерландах.
          Основные ТПП и ассоциации деловых кругов.Они оказывают заметное влияние на формирование политики центрального правительства и правительств штатов. Ассоциации деловых кругов активно способствуют развитию торг.-эк. связей с иностранными государствами, организации выставок и конференций, предоставлении информационно-консультационных услуг, рекламной деятельности.
          1. Федерация индийских ТПП (ФИККИ – Federation of Indian Chambers of Commerce and Industry) является крупнейшей организацией деловых кругов, выступает центральным координирующим органом национальной сети региональных и местных торговых палат, пром. и торговых ассоциаций, научных организаций, государственных и частных фирм. ФИККИ уполномочена правительством на организацию совместных советов делового сотрудничества с зарубежными странами, в которых с индийской стороны могут принимать участие ассоциации, не входящие в Федерацию. В рамках ФИККИ действует 35 таких советов. Соглашение о сотрудничестве с ТПП РФ подписано 15 сент. 1992 г. от имени ФИККИ и АССОЧАМ.
          2. Ассоциация индийских торгово-промышленных палат (АССОЧАМ – Assosiated Chambers of Commerce and Industry of India) основана в 1920 г. Объединяет 19 региональных ТПП, две торговые ассоциации и около 200 крупных и средних промышленных и торговых компаний; прямо или косвенно представляет около 5 тыс. индийских фирм и организаций.
          Сферы деятельности: подготовка экономических обзоров; организация конференций по вопросам торговли и развития отдельных отраслей. Оказывает влияние на формирование экономической политики страны через свои представительства в 59 правительственных консультативных комитетах и иных органах. Издает парламентский справочник, в котором публикуются официальные заявления депутатов по вопросам развития торговли и промышленности. В соответствии с договоренностью между руководством ФИККИ и АССОЧАМ вся международная деятельность последней осуществляется через созданные в рамках ФИККИ совместные деловые советы.
          3. Конфедерация индийской промышленности (КИП – Confederation of Indian Industry) объединяет крупнейшие промышленные компании страны. В ней зарегистрировано 3500 членов, имеется 23 отделения в различных городах Индии и 10 зарубежных представительств. Председатель комитета по сотрудничеству с Россией – бывший президент КИП Ш.Датта.
          КИП является влиятельной организацией, оказывающей воздействие на формирование законодательной базы, промышленной и экспортно-импортной политики. Ежегодно организует так называемые партнерские саммиты (последний был проведен в янв. 1999 г. в г. Джайпур, штат Раджастхан), регулярно проводит встречи бизнесменов с руководством зарубежных стран, посещающих Индию, организует крупнейшие в стране выставки и ярмарки, выпускает периодические издания.
          4. Всеиндийская ассоциация промпредприятий (All-India Association of Industries) основана в 1956 г. со штаб-квартирой в Бомбее (Мумбаи). Членами ассоциации является значительное количество крупных, средних и малых предприятий практически всех отраслей промышленности. Ассоциация входит в состав ФИККИ. Основными задачами ассоциации согласно ее уставу являются защита интересов индийских промышленников, создание и поддержание благоприятной промышленной конъюнктуры, содействие интеграции индийской экономики в систему мирового хозяйства, сбор и распространение статистических данных. В дек. 1998 г. ею была организована встреча делегации правительства и бизнесменов Санкт-Петербурга с представителями деловых кругов Бомбея и штата Махараштра.
          5. Торгово-промышленная палата PHD объединяет 1600 компаний семи северных штатов Индии (Джамму и Кашмир, Мадхья Прадеш, Пенджаб, Раджастхан, Уттар Прадеш, Хариана, Химачал Прадеш), Национальной столичной территории Дели и Союзной территории Чандигарх.
          6. ТПП «Индия-СНГ». Создана в 1986 г. Объединяет значительное число предприятий, коммерческих структур и организаций. Руководящим органом является совет из 12 членов во главе с президентом (со времени основания палаты эту должность занимает Манубхаи Шах – бывший министр торговли и промышленности Индии). Функционируют четыре деловых комитета по связям с Россией, Украиной, Казахстаном и Узбекистаном. Палата предоставляет информационно-консультационные услуги, способствует проведению тематических выставок и семинаров в Индии и странах СНГ, издает ежемесячный бюллетень.


|Европа| |Азия| |Африка| |Южная Америка| |Северная Америка| |Австралия и Океания|


|Home|
|Guestbook|
|Список стран|

© 1997-2001 by Alex E.Kapustin
E-mail: alex_koch@mail.ru
URL: www.kapustin.nm.ru

Hosted by uCoz