www.geo2000.nm.ru

Индия
Информация о стране: <пред|след> 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

17. Связи с Россией.
          Госвизит. Председатель правительства России посетил Индию с официальным визитом 20-22 дек. 1998 г. Стороны намерены продвигаться к стратегическому партнерству, которое явится новым шагом в дальнейшем развитии принципов, заложенных в двусторонних Договорах о мире, дружбе и сотрудничестве от 9 авг. 1971 г. и о дружбе и сотрудничестве от 28 янв. 1993 г., Декларации о дальнейшем развитии и углублении сотрудничества от 30 июня 1994 г. и Московской декларации о защите интересов многонациональных государств от 30 июня 1994 г.
          Стороны выразили глубокое удовлетворение результатами 5-го заседания Межправительственной российско-индийской комиссии по торг.-эк., научно-техн. и культурному сотрудничеству, которое прошло в Москве 26-28 нояб. 1998 г. В ходе визита были подписаны следующие двусторонние документы: Договор о выдаче, Договор о взаимной правовой помощи по уголовным делам, Консульская конвенция, Соглашение о реализации Программы ВТС до 2010 г., Совместный документ о развитии торг., эк., пром., фин. и научно-технического сотрудничества, Соглашение о сотрудничестве в области связи, Соглашение о воздушном сообщении.
          Индийский «рупийный» долг России на дек. 1998 г. (по расчетам РБИ по текущему курсу) составил 4366 млн.долл. В соответствии с прежней договоренностью долг Индии бывшему СССР в сумме около 320 млрд. рупий (10 млрд.долл.) погашается путем платежей в рупиях, которые должны расходоваться на закупку товаров в Индии. Индия аккуратно и своевременно производит платежи в погашение указанного долга, которые поступают на центральный счет Внешэкономбанка в РБИ дважды в год равными долями. По состоянию на 26 марта 1999 г. сумма оплаченных аккредитивов на закупку товаров в Индии в счет погашения рупийного долга составила 149,1 млрд.руп.
          Торговля с Россией. В 1998 г. российско-индийская торговля развивалась на фоне ухудшения мировой общехозяйственной конъюнктуры, падения цен на товары топливно-сырьевой группы. Под негативным воздействием многих факторов тенденция к расширению взаимного товарооборота, набиравшая силу в 1997 г. от квартала к кварталу, в 1998 г. вновь была приостановлена.
          Объем товарооборота российско-индийской торговли (без учета неорганизованной торговли и поставок спецтехники) составил 1260 млн.долл. в 1998 г. снизившись по сравнению с предыдущим годом на 20,2%. Доля России в совокупном внешнеторговом обороте Индии со всеми странами понизилась с 2,1 до 1,7%, в том числе в индийском экспорте – с 2,6 до 2,2%, a в импорте – с 1,7 до 1,3%. Объем российского экспорта в Индию в 1998 г. составил 551 млн.долл. (против 692 млн.долл. в 1997 г.).
          На индийском рынке заметно усилилась конкуренция со стороны ЮВА. Девальвация валют в большинстве стран этого региона привела к повышению ценовой конкурентоспособности их товаров. В результате, прирост их экспорта в Индию в ряде случаев достигал 70%.
          У российского экспорта в Индию наиболее крупными оказались потери по группе цветных металлов, поставки которых снизились более чем в два раза – со 140,6 млн. до 68,8 млн.долл., а их удельный вес с 20,3 до 12,5%. Наряду с Россией поставки цветных металлов в Индию снизили также два других ведущих экспортера из Чили и Замбии, уступив Австралии, которая в 1998 г. увеличила экспорт этой продукции в Индию более чем в 5 раз.
          Экспорт черных металлов, представлявших в 1997 г. главную товарную группу, в 1998 г. снизился на 23% – со 144,6 млн.долл. до 111,2 млн.долл. Удельный вес этой группы также несколько уменьшился – с 20,9 до 20,2%. Снижение поставок почти целиком пришлось на 4-й квартал, когда в Индии были введены ограничительные меры на импорт этой продукции: атидемпинговые пошлины на горячекатаную сталь российского и украинского производства (18 нояб.), а также минимальные пороговые цены практически на все сорта стальной продукции, включая горячекатаную, холоднокатаную, электротехническую сталь и белую жесть (11 дек.).
          Спад в эспорте распространился на продукты органической и неорганической химии (с 62,5 млн. до 39 млн.долл.), разрозненное оборудование, машины и транспортные средства (с 66,8 млн, до 32 млн.долл.), металлические руды и лом (с 15,8 млн. до 9,3 млн.долл.), целлюлозу и бумажную макулатуру (с 11,3 млн. до 0,7 млн.долл.).
          В то же время значительно возрос экспорт минеральных удобрений – с 71,6 млн. до 124,1 млн. долл., в результате чего они с долей 22,6% вновь заняли ведущую позицию российского экспорта в Индию.
          Россия в 1998 г. в полной мере использовала скачок спроса на индийском рынке золота, увеличив его поставки с 1,1 млн., до 24,7 млн, долл.
          По данным индийской таможенной статистики, резко расширились поставки из России комплектного оборудования – с 1,5 млн. в 1997 г. до 14,7 млн.долл. в 1998 г. Одновременно зафиксирован всплеск индийского импорта этих товаров из таких стран, как Аргентина, Бразилия, Израиль, ОАЭ, ЮАР и др. при общем снижении импорта разрозненного оборудования, машин и транспортных средств.
          В 1998 г. в соответствии с подписанными ВО «Тяжпромэкспорт» контрактами начались экспортные отгрузки кокса. Всего по позиции «уголь, кокс и брикеты» из России в Индию в том году поставлено 43,7 тыс.т. на 4,4 млн.долл.
          Российские закупки в Индии в 1998 г. сократились до 709,1 млн.долл. (с 886,8 млн.долл. в 1997 г.). Главной причиной их спада, пик которого пришелся на сент., стал крах банковской системы России. Объем импорта из Индии оставался малым в окт., затем в нояб. и лишь в янв. 1999 г. он повысился до среднемесячного уровня.
          Снизились закупки практически всех с/х товаров, за исключением чая, импорт которого по стоимости за счет pоcтa цен несколько увеличился (со 147 млн. до 155 млн.долл.), а по количеству также сократился (с 66,9 тыс.т. до 59,5 тыс. т). Особенно значительно снизился импорт табака, риса, специй, кэшью, а импорт сахара вообще не  осуществлялся. Удельный вес с/х продуктов, однако, практически не изменился, и они по прежнему составили основную (с долей 44,7%) группу товаров нашего импорта из Индии.
          В отношении других товаров российского импорта из Индии следует отметить рост закупок готовой одежды из х/б тканей, кожаной обуви, а также оборудования, поставляемого в комплекте для предприятий в России. По большинству ocтальных позиций российский импорт из Индии сократился.
    По данным индийской таможенной статистики за 9 мес. 1998 г. экспорт в Индию машинотехнической продукции из РФ, включая комплектные оборудование, составил 31,9 млн.долл., снизившись по сравнению с сопоставимым периодом предыдущего года на 37,5%. Доля машин и оборудования, включая комплектные поставки, в товарной структуре российского экспорта в Индию сократилась до 8,5%, против 10,2% в 1997 г. Импорт транспортного оборудования снизился на 34% и импорт продукции станкостроения – на 18%.
          Несмотря на спад в конъюнктуре индийский рынок машин и оборудования был и остается весьма емким и перспективным для российских производителей машинотехнической продукции. Значительные объемы поставок были у хорошо известных на местном рынке внешнеэкономических организаций, таких как «Авиаэкспорт», «Промэкспорт» и «Энергомашэкспорт». Следует отметить появление на индийском рынке российской компании «Главкосмос», объем поставок которой в 1998 г. превысил 30 млн.долл.
          Доля машин и оборудования в индийском импорте составляет 20% или около 7 млрд.долл. и традиционно занимает второе место после импорта нефти и нефтепродуктов. Основными поставщиками продукции машиностроения в Индию являются США, Германия, Япония, Великобритания, на долю которых приходится более 50% поставок. В последние годы постоянно увеличивают свою долю по данной товарной группе Ю. Корея и Китай. В Индии реализуются крупные программы по строительству и модернизации метзаводов, предприятий ТЭК, как в государственном, так и в частном секторах экономики. Комплектное оборудование и машины предлагаемые российскими организациями, хорошо зарекомендовали себя на местном рынке и имеют достаточную конкурентоспособность. Но индийские компании отдают предпочтение тем иностранным инвесторам, которые могут обеспечить финансирование проектов, что является определяющим условием при выборе победителя в международных тендерах.
          Российские участники внешнеторговой деятельности, не располагая возможностями предоставления индийским заказчикам кредитов на поставки комплектного оборудования, а также средствами для внесения залогов и получения банковских гарантий при участии в тендерах, находятся в заведомо худших условиях по сравнению с западными фирмами. Принимая во внимание, что правительством Индии принимаются решительные меры по защите национального рынка от импорта дешевого металла, минудобрений, газетной бумаги и химпродукции, которые составляют более 70% российского экспорта, увеличение доли экспорта машинотехнической продукции становится важнейшей составляющей при решении задачи увеличения экспорта в Индию.
          Экономическое сотрудничество. Оно осуществлялось в 1998 г. в форме технического содействия в строительстве промобъектов в Индии по линии ВО«Тяжпромэкспорт» и ВО «Технопромэкспорт». Общий объем техсодействия Индии в 1998 г. прогнозировался в объеме 44,3 млн.долл., в т.ч. поставка оборудования и материалов – 10,7 млн. долл., техсодействие – 33,6 млн.долл., из которых на технический проект строительства АЭС «Куданкулам» приходилось 29,3 млн.долл. Однако запланированный объем техсодействия по линии ВО «Атомэнергоэкспорт», несмотря на подписание в июне 1998 г. Дополнения к Межправительственному Соглашению от 20 нояб. 1988 г, не был реализован. По данным представительств ВО «Тяжпромэкспорт» и ВО «Технопромэкспорт» объем экономического сотрудничества по их линии в 1998 г. составил 8,9 млн.долл.
          Сохраняется тенденция к уменьшению объема техсодействия, что объясняется в первую очередь отсутствием новых крупных объектов двустороннего сотрудничества
          По линии ВО «Технопромэскпорт».
          1. ГЭС «Бхакра» – завершена модернизация и пуско-наладочные работы на 3-м блоке. В течение 1999 г. будет завершена модернизация 4-го блока с пуском в эксплуатацию в III квартале. Общий объем техсодействия в 1998 г. составил 2,7 млн.долл. Окончание работ по реконструкции и модернизации пяти энергоблоков станции запланировано в середине 2000 г. Оставшийся объем техсодействия составляет 3,7 млн.долл., из которых большая часть должна поступить в 1999 г.
          2. Получены платежи за выполненные в 1989-90 гг. техпроекты строительства 3 ТЭС в объеме 1,9 млн.долл.
          3. Осуществлялись поставки оборудования и запчастей для объектов, ранее сооруженных росорганизациями, в том числе ТЭС «Кахалгаон», ТЭС «Виндьячал», ТЭС «Пейвели» – на общую сумму 0,8 млн.долл.
          По линии ВО «Тяжпромэкспорт» продолжались работы по оказанию техсодействия предприятиям Государственной меткорпорации (САИЛ) и компании РИНЛ (метзавод в Визакхапатнаме) в реконструкции и модернизации действующих производств.
          1. Бхилайский метзавод. 3aвepшeнa реконструкция рельсобалочного цеха. Продолжаются работы по строительству цеха подготовки сырья аглофабрики № 3 (окончание работ «под ключ» планировалось в сент. 1999 г.). В янв. 1999 г. начались работы по реконструкции турбовоздуходувки на ТЭЦ. Проведено обследование и начат ремонт коксовой батареи № 9. Осуществляются поставки сменного оборудования и запасных частей.
          2. Метзавод в Визакхапатнаме. Проводятся работы по ремонту коксовых батарей, осуществляются поставки сменного оборудования и запчастей.
          3. Метзавод в Роуркеле. В связи с завершением работ по реконструкции кислородно-конверторного цеха и аглофабрики № 2 проводятся работы по доведению оборудования до проектной мощности.
          4. Метзавод в Дургапуре. Завершены работы по модернизации домны. № 3 и доменного цеха. Проводятся работы по доведению оборудования до проектных мощностей.
          В 1998 г., впервые с 1994 г., ВО «Тяжпромэкспорт» были подписаны крупные контракты на оказание техпомощи силами российских специалистов.
          Перспективные направления сотрудничества.Нa основании планов развития черной металлургии в Индии, ВО «Тяжпромэкспорт» разработало и вручило индийским партнерам предложения по возможным направлениям сотрудничества на период до 2007 г.
          Особое место занимает проект модернизации, с участием ВО «Тяжпромэкспорт» металлургического завода ИИСКО в Бурнпуре, дочерней компании госкорпорации САИЛ.
          Передано предложение компании «Нилачал Ничан» на разработку проекта строительства нового метзавода полного цикла, в котором предусмотрено долевое участие ВО «Тяжпромэкспорт» за счет собственных средств.
          Сохраняются в перспективе работы на меткомбинатах в Бхилаи, Роуркеле, Дургапуре, Визакхапатнаме по строительству, модернизации и ремонту агломерационных фабрик, коксовых батарей, доменного и энергетического оборудования, а также оказанию техсодействия в доведении оборудования до проектных мощностей силами росспециалистов.
          ВО «Технопромэкспорт» приняло участие в 1998 г. в двух тендерах на проведение работ по модернизации ТЭС «Корба» (4х50 мвт.) и «Обра» (5х50 мвт.), построенных в 60-е гг. при участии Объединения. Ориентировочная общая стоимость – 90 млн.долл. Результаты тендеров будут известны в 1999 г.
          Перспективы ВО «Энергомашэкспорт» – в реализации вступившего в силу контракта на поставку основного энерго-механического оборудования для ГЭС «Тэри» (4х250 мвт.) на 175 млн.долл.
          Перспективы АО «Ленметзавод» – в реализации вступивших в силу контрактов на поставку оборудования для ГЭС «Балимела» (2х75 мвт.), ГЭС «Джеланут» (3х7 мвт.); компаний «Ллойде Стил Корп» (2х40 мвт.) и «Освальд» (2х55 мвт.) общей стоимостью 35 млн.долл. Поставки оборудования начнутся в 1999 г.
          Российские АО «Уралмаш», «Ижорские заводы», «Рудгормаш» (г.Воронеж), а также АО «Белаз» принимали участие в международном тендере, объявленном Угольной корпорацией Индии на поставку широкой гаммы горно-шахтного оборудования. Тендер проводился под кредит в объеме 1,06 млрд.долл., полученный Угольной корпорацией Индии от ВБ и «Эксимбанка» (Япония); и первое место заняло ОАО «Рудгормаш».
          Инвестиционное сотрудничество и работа с регионами России.Российско-индийское инвестиционное сотрудничество не получило заметного развития. В 1991-97 гг. было одобрено 85 инвестиционных объектов в Индии (из них около половины лицензионного и торгового характера) с росучастием 40 млн.долл. Сферы их деятельности – нергетика, электроника, оборонная промышленность, удобрения, химикаты, наука и техника, космос.
          В 1998 г., по данным Инвестиционного центра Индии, было зарегистрировано 5 российских инвестиционных проектов на 145 млн.руп., в том числе 1 в области техсотрудничества между «Тотем» (РФ) и «Киннера Стил» (Индия) и 4 в финансовой сфере между «Тяжпромэскпортом» (РФ) и «Тяжпром Индия Прайвит» (Индия), «Западнефть Геофизика» (РФ) и «Интерлинк Петролеум» (Индия), Московским институтом стали (РФ) и «Ромелт Сае Индиа Прайвит» (Индия). Объем российских инвестиций за период с 1 янв. по 1 нояб. 1998 г. составил 0,06% от общего объема одобренных инвестиций.
          Объемы индийских инвестиций в российскую экономику остаются также на низком уровне. В основном они направляются в сферу торговли и оказания услуг. В России действует около 80 предприятий с индийскими инвестициями, включая 67 индийских дочерних компаний, занимающихся торговлей традиционными индийскими товарами. В связи с предпринятыми правительством Индии шагами в сторону упрощения процедуры вкладывания средств местными предпринимателями в зарубежные проекты, в 1998 г. наметился определенный интерес индийской стороны в инвестициях в российскую экономику. Так, во время визита в октябре 1998 г. миннефти и газа Рамамурти в Москву обсуждались вопросы совместного участию в реконструкции НПЗ как на территории России, так и в третьих странах, а также долевое участие индийских фирм в роснефте компаниях, в строительстве нефте и газопроводов и нефтяных разработках на шельфе Каспийского моря. Индийские фармацевтические фирмы также заинтересованы в создании СП на территории России.
          С 15 по 19 нояб. 1998 г. в г. Дели работала делегация Воронежской области, возглавляемая первым зам. главы администрации области А.Ф.Меркуловым. В администрации г. Дели обсуждались строительство фармзавода в г.Воронеже по технологии компании «Ципла», моста через р. Ямуна в Дели с участием Воронежского моторостроительного завода, а также создание школы по спортивной гимнастике в г. Дели с участием воронежских тренеров. Предметом обсуждения на встречах с руководством минугля и госкомпаний Oil and Natural Gas и ONGC-Videsh были проблемы участия воронежских предприятий в тендерах по поставкам техники для Угольной корпорации Индии (CIL) и оборудования для нефтегазодобывающей отрасли. 8 дек. 1998 г. CIL направила руководству АО «Рудгормаш» официальное уведомление о победе в международных торгах по буровым установкам СБШ-250 МНА-32 и предложило подписать контракт на поставку 34 машин для модернизации открытых угольных карьеров.
          22-26 нояб. 1998 г. состоялся визит в Индию президента Татарстана М.Ш.Шаймиева по приглашению минторговли Р.Хегде. В состав делегации входили руководители 10 ведущих промпредприятий Татарии. Переговоры позволили определить в качестве приоритетных областей сотрудничества нефтяную и нефтехимическую отрасли, судостроение, авиастроение, автомобилестроение (двигатели для микролитражных автомобилей «Ока»), компрессоры для холодильников, фармацевтику, здравоохранение и продукцию сельского хозяйства.
          С 1 по 6 дек. 1998 г. в Дели находилась делегация Омской области, возглавляемая зам. главы администрации А.М.Луповым. Обсуждались проблемы возможных прямых поставок в Омский и другие соседние регионы, входящие в ассоциацию «Сибирское соглашение», традиционных индийских товаров (рис, чай, кофе, медикаменты). Предметом дискуссии в госкорпорации ONGC были вопросы о сотрудничестве в области обмена технологий, кооперации в производстве оборудования для нефтегазовой отрасли, перспективы экспорта готовых изделий для индийского нефтегазового сектора.
          С 9 по 15 дек. 1998 г. в Дели, по приглашению минторговли Индии работала делегация из г. Санкт-Петербурга во главе с первым вице-губернатором И.И.Клебановым. В состав делегации входили директора крупных промпредприятий города: ГП ЦНИИ «Электрон», АО «Домен», РНИИ «Электронстандарт», АО «Невский завод», АО «Кировский завод», ОАО «Скороход», ОАО «Пролетарская Победа», ГП «Кожа».
          20-22 дек. 1998 г. в составе правительственной делегации РФ во главе с премьер-министром в Дели находился губернатор Саратовской области Д.Ф.Аяцков. Помимо участия в официальных мероприятиях Д.Ф.Аяцков провел встречу с руководством госкорпорации Bharat Heavy Electricals, на которой обсуждались вопросы создания консорциума для осуществления проектов по троллейбусным маршрутам в Индии.
          Сотрудничество по космосу. Важной вехой в этом плане стал запуск с территории России нескольких индийских спутников дистанционного зондирования Земли серии IRS нашими ракетоносителями. Наиболее значимым совместным проектом в области космоса является поставка в Индию российских криогенных разгонных блоков (КРБ) (т.н. криогенных двигателей) и подготовка запуска ракеты-носителя GSLV (Geosynchronous Satellite Launch Vehicle), оснащенной КРБ.
          Разработка и запуск ракеты GSLV является приоритетом индийской национальной космической программы, расчитанной на 20 лет, цель которой – создание плотной спутниковой сети, обеспечивающей потребности страны в системах телекоммуникаций, зондирования Земли, мониторинга окружающей среды и т.д., а также выход Индии на международный рынок космических услуг. Ближайшая задача, поставленная перед индийскими разработчиками – ежегодный запуск по крайней мере 1 спутника. В Индии ожидают, что использование КРБ позволит выводить на геостационарную орбиту полезный груз весом до 2,5 т. и, тем самым, приведет к присоединению Индии к узкому кругу стран (Россия, США, Франция, Китай), располагающими аналогичными возможностями.
          Контракт от янв. 1991 г., предусматривал передачу Советским Союзом Индии не только готовых КРБ, но и технологии их производства на месте. Однако, в конце 1993 г., после присоединения России к Режиму контроля за распространением ракетных технологий, условия контракта были изменены: теперь он предусматривает поставку Индии 7 летных образцов КРБ уже без передачи технологии их изготовления. Второй российско-индийский контракт, связанный с проектом GSLV, заключен в апр. 1992 г. и предусматривает поставку Россией оборудования, монтаж и испытания наземных средств обеспечения КРБ.
          С нашей стороны исполнителем обоих контрактов (подписаны российским «Главкосмос» и «Индийской организацией космических исследований» ISRO) является Конструкторское бюро «Салют» ГКНПЦ им.Хруничева. КБ «Салют» открыло свое представительство в г.Мадрасе, в 100 км. от космодрома ШАР (п-ов Шрихарикота, штат Андхра-Прадеш), т.к. монтаж, автономные испытания систем и комплексные испытания КРБ требовали постоянного присутствия на космодроме групп российских специалистов.
          Для этого проекта в России были специально разработаны и изготовлены системы обеспечения КРБ азотом, водородом, кислородом и другими сжатыми газами, система автоматического контроля управления подготовкой и заправкой КРБ. На космодром Центра ШАР морским путем поставлено оборудование объемом более 80 железнодорожных вагонов. В 1996 г. на полигон доставлен макет КРБ, переброска которого по воздуху (АН-124) обошлась индийцам в 200 тыс.долл. В 1998 г. в Индию доставлены заправочный макет КРБ и первый из семи летных блоков. Осуществлены пуско-наладочные работы как на самом полигоне, так и в Центре жидкостных двигательных систем (г.Махендрагири, штат Тамилнаду). В этих целях в Индию в течение 1998 г. было командировано около 160 российских специалистов сроком до 2 месяцев и около 50 специалистов на более краткие сроки.
          Завершающим этапом подготовительных работ, намеченным на середину 1999 г., должны были стать комплексные испытания. Неоднократно откладывавшийся запуск ракеты-носителя GSLV с криогенным разгонным блоком планировался на сент. 1999 г.
          Задержка запуска по сравнению с намечавшимися ранее сроками (1996-97 гг.) произошла по вине обеих сторон: индийцы не смогли обеспечить необходимый темп выполнения своей части работ, а российская сторона столкнулась с финансово-экономическими проблемами. Несмотря на объективные трудности, подобное масштабное сотрудничество, связанное с подготовкой запуска ракеты-носителя в зарубежной стране, не имеет аналога в мировой практике.
          Поставленное в космический центр ШАР наземное оборудование в течение 20 лет будет находиться под авторским надзором КБ «Салют», которое также обязано обеспечивать дополнительные поставки агрегатов и систем на основе новых контрактов. С целью расширения возможностей по запуску спутников индийское руководство приняло решение о сооружении на п-ве Шрихарикота второго стартового комплекса. Идет борьба между крупнейшими индийскими компаниями за получение данного госзаказа. Степень возможного участия соответствующих российских предприятий в этом проекте пока не определена, но будет зависеть от того, насколько успешным окажется выполнение ими контрактов по КРБ.
          Разрабатываемый индийцами собственный криогенный двигатель, будет готов не ранее 2005 г. В Центре жидкостных двигательных систем (головного предприятия по разработке индийского КРБ) удалось успешно завершить конструкторскую разработку 7,5-тонного двигателя и заключить контракты на его производство с индийскими компаниями Godrej и Machine tools and reconditioning (MTAR). Продолжаются работы по созданию инфраструктуры обслуживания запусков ракет с криогенными двигателями. С авг. 1996 г. ISRO начала производство криогенного ракетного топлива на заводе, построенном при содействии Германии в г.Махендрагири.
          Индийская космическая программа обеспечивается необходимыми финансовыми средствами: бюджет ISRO составляет 300 млн.долл. (0,5% госбюджета), а в соответствии с рекомендациями правительственной комиссии на эти цели планируется дополнительно выделить из внебюджетных средств 5 млрд.долл. Программа не имеет в стране противников и пользуется поддержкой всех политических партий.
          Российско-индийское сотрудничество в области мирного использования атомной энергии.Правовой основой нашего сотрудничества с Индией являются: Соглашение между СССР и Индией о научно-техническом сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии от 22 янв. 1979 г.; Соглашение между СССР и Индией о сотрудничестве в сооружении в Индии атомной электростанции от 20 нояб. 1988 г.
          Соглашение 1988 г. предусматривает строительство в Индии АЭС, состоящей из двух энергоблоков с реакторными установками типа ВВЭР-1000, а также взаимодействие в ее эксплуатации.
          По условиям соглашения, мы будем поставлять для этой АЭС ядерное топливо в течение всего периода времени эксплуатации станции. АЭС и весь ядерный материал будут поставлены под гарантии МАГАТЭ.
          Дезинтеграция СССР остановила процесс реализации соглашения. В 1993 г. переговоры о строительстве АЭС возобновились, и в дек. 1994 г. правительство Индии приняло окончательное решение в пользу сооружения АЭС «Куданкулам» в сотрудничестве с Россией.
          21 июня 1998 г. министр России по атомной энергии О.Е.Адамов подписал в Дели Дополнение к Соглашению 1988 г., касающееся в основном финансовых и технических вопросов строительства АЭС. Документ предусматривает, что Индия будет хранить и перерабатывать отработанное ядерное топливо на своей территории. Правительство Индии берет на себя обязательство применять гарантии МАГАТЭ на все передаваемые ядерные материалы, включая продукты, произведенные, переработанные или использованные в поставленных реакторных установках, в течение всего периода их эксплуатации.
          Продолжение реализации Соглашения 1988 г. о сотрудничестве в сооружении в Индии АЭС не противоречит внутреннему законодательству и международным обязательствам России. Принятой поправкой к Руководящим принципам Группы ядерных поставщиков предусматривается, что новая политика в вопросах ядерного экспорта в государства, не обладающие ядерным оружием, может осуществляться только при условии постановки всей ядерной деятельности таких государств под гарантии МАГАТЭ. Однако при этом особо оговорено, что данное требование не распространяется на соглашения и контракты, подписанные до 3 апр. 1992 г.
          Минатом России и Комиссия по атомной энергии Индии подписали в феврале и мае 1994 г. два межведомственных протокола о комплексе научно-технического и экономического сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Помимо вопросов, относящихся к сооружению в Индии АЭС на основе реакторов типа ВВЭР, эти документы предусматривают взаимодействие, в частности, в таких областях, как легководные реакторы, научные исследования в области уран-ториевого цикла, быстрые реакторы и др.
          В предварительном порядке Минатом ведет проработку вопросов сотрудничества с индийскими организациями по передаче на коммерческой основе результатов конверсионных проектов своих предприятий. В качестве возможных направлений сотрудничества рассматриваются производство особо чистых материалов для микроэлектроники, технология нанесения алмазных и алмазоподобных покрытий и природоохранные технологии.
          Антидемпинговые расследования в духе требований ВТО. Они начались в 1994/95 ф.г. с расследований против поставок в Индию бисфенола-А российского производства в 1992/93 и 1993/94 ф.гг. Индийская сторона ввела в 1995 г. антидемпинговые пошлины в размере 12,5 тыс.руп. на тонну бисфенола-А, что составляет примерно 61% от экспортной цены ФОБ.
          Следующий случай с поставкой в Индию малоуглеродистого феррохрома имел место в 1997 г. В этом случае поставки осуществлялись не российскими экспортерами, а иностранными компаниями-перекупщиками, с которыми российские производители расплатились своей продукцией за финуслуги и при этом потеряли контроль за географией и ценами экспорта. В результате были введены постоянные антидемпинговые пошлины в размере от 10,9 тыс.руп. до 18,6 тыс.руп., что составляет 28%-48% от экспортной цены.
          В 1997/98 ф.г. проводились слушания еще по двум крупным позициям российско-индийской внешней торговли – по газетной бумаге и горячекатаной стали. Против импортных поставок в Индию газетной бумаги российского происхождения введены антидемпинговые пошлины в 50-80 долл./т., в зависимости от экспортной цены.
          Принятое правительством Индии решение о введении вышеуказанных пошлин обжаловано в суде потребителями и импортерами. Решение Верховного суда по данному вопросу ожидалось в январе 1999 г.
          В случае поставок горячекатаной стали российского производства, Генеральная дирекция по антидемпинговому расследованию приняла решение считать эти поставки демпинговыми и на предварительном слушании приняла решение не вводить антидемпинговые пошлины, так как не было обнаружено причинно-следственной связи между поставками этого товара из России и понесенными убытками индийскими производителями горячекатаной стали. Но в окончательном решении (от 10.11.98 г.) минфин Индии ввел антидемпинговые пошлины на импорт горячекатаной стали из России в размере 30-50 долл., в зависимости от сорта стали. Кроме того, в дек. 1998 г. гендирекция по внешней торговле при минторговли Индии определила минимальный уровень импортных цен на стальную продукцию (горячекатаная сталь: в рулонах – 302 долл./т., в листах – 317 долл./т.; холоднокатаная сталь в рулонах – 392 долл./т.; электротехническая сталь в листах – 763 долл./т. и т.д.)
          Доля таких товаров, как черные и цветные металлы, газетная бумага и химическая продукция составляет более 70% общего объема российского экспорта в Индию.
          План развития индийско-российских экономических и торговых отношений (заявление для прессы Посольства Индии в РФ от 7.4.1999).
– Использование средств индийской задолженности. На пятом заседании МПК отмечалась необходимость открытого предсказуемого и своевременного размещения рупийных долговых средств и их использования российскими госорганизациями. Задержка в этом процессе увеличит остаток неизрасходованных средств и приведет к сокращению двусторонней индийско-российской торговли. Некоторые российские организации также выразили беспокойство в отношении реальности существующих сроков и условий размещения рупийных средств и проведения по ним тендеров.
– Инвестирование рупийных долговых средств в совместные предприятия. В ходе заседаний МПК, включая последнее, проходившее в нояб. 1998 г., индийская и российская стороны обсудили возможность использования 10% рупийного долга для инвестирования проектов создания СП. Такие проекты в Индии, как строительство и модернизация портов и дорог, нефтяных и газовых трубопроводов, нефтепереработка могут быть рассмотрены в качестве сферы для вложения инвестиций в виде рупийных долговых средств, поскольку оборудование для таких проектов тоже может быть поставлено из России. С российской стороны могло бы рассматриваться оснащение портов для осуществления регулярной перевозки угля и кокса в Индию большими судами.
          В соответствии с рекомендациями пятого заседания индийско-российской Межправкомиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству, которое проходило в Москве в нояб. 1998 г., правительство Республики Индия уже одобрило проект модернизации металлургического завода IISCO путем создания СП SAIL-«Тяжпромэкспорт».
– Поставка товаров на консигнационной основе. РБИ представил «Внешэкономбанку» проект схемы поставок товаров из Индии в Россию на консигнационной основе в счет средств, поступающих в погашение госкредитов бывшего СССР.
– Нефтяной сектор. Ведущая индийская нефтяная компания ОNGC заинтересована в участии и вложении инвестиций в нефтяные проекты в России, а также в приобретении акций российских нефтяных компаний. ONGC ведет переговоры с компаниями «Лукойл», «Роснефть», «Роснефть-Сахалинморнефтегаз» и «Татнефть». Существующие предложения «Роснефти» или слишком малы или экономически неосуществимы. Наша просьба к «Роснефти» заключается в том, чтобы она предложила экономически осуществимый крупный проект. Что касается предложения «Татнефти», то ONGC обозначила четыре области для дальнейшего обсуждения, но обратилась с просьбой предоставить некоторые финансовые и налоговые уступки для обеспечения жизнеспособности этих предложений.
– Сотрудничество в области поставок необработанных алмазов. Россия является одним из крупнейших производителей алмазов в мире. По оценкам, более 80% российской продукции через различные каналы поступает на мировые рынки. С другой стороны, Индия является одним из крупнейших огранщиков алмазов в мире, обрабатывая более 100 млн. карат камней от общего числа в 120 млн. карат, производимых в мире ежегодно. В интересах взаимовыгодной торговли следует исследовать возможности заключения долгосрочных торговых соглашений об экспорте необработанных алмазов из России вне линии компании «Де Бирс».
– Сотрудничество в области сельского хозяйства. Импорт в Россию из Индии буйволятины и говядины до сих пор запрещен в соответствии с гигиеническими требованиями, несмотря на то, что мясо из Индии экспортируется во все страны мира. В ходе двусторонних обсуждений, проходивших 24-26 марта 1999 г. в минсельхозе РФ, было решено направить группу экспертов для проведения инспекции индийских боен и сертификации соответствующих лабораторий в Индии.
– Совместные предприятия. Фармацевтический сектор представляет собой область взаимных интересов, где могут быть достигнуты быстрые результаты путем создания СП. На последнем заседании рабочей группы по фармацевтике было достигнуто соглашение, что делегация из России посетит Индию для исследования и определения конкретных возможностей в данной области.
          Индустрия программного обеспечения также представляет область интересов двустороннего сотрудничества. Как известно, индийская индустрия программного обеспечения выросла феноменально быстро и сейчас славится своим техническим совершенством и передовыми технологиями.
– Сотрудничество в финансовом секторе. Сеть комбанков состоит из 63 тыс. отделений, включая свыше 150 филиалов инобанков. Финансовый сектор также имеет ряд национальных и государственных финансовых институтов и крупный биржевой рынок, состоящий из 22 фондовых бирж. Мы полагаем, что опыт Индии в этой сфере, включая вопросы развития человеческих ресурсов, может быть полезен представителям российского финансового сектора.
– Сотрудничество на региональном уровне. В 1997-98 гг. индийские делегации посетили Саратов, Тверь, Тулу, Омск, Оренбург, Воронеж, Москву и Санкт-Петербург. Делегации из российских регионов (Санкт-Петербурга, Воронежа, Саратова, Рязани, Республики Татарстан и Республики Башкортостан) посетили Индию. Девять губернаторов регионов сопровождали Е.Строева во время его визита в Индию в фев. 1999 г. Посольство Индии в Москве создало специальную группу для развития сотрудничества с российскими регионами. В янв.-марте 1999 г. делегации индийских деловых кругов сопровождали посла Индии в Воронеж, Пензу и Республику Татарстан.
          Consumex 2000. 15-21 мая, 2000 г. Прагати Майдан. Бытовые приборы, электрические приборы, подарки, мебель, кухонные принадлежности, косметика, ювелирные изделия, текстиль.
          Делийская международная ярмарка обуви. 29 июня 3 июля 2000 г., Прагати Майдан. Комплектующие изделия для производства обуви: подошвы, стельки, колодки, каблуки, застежки, ножи, гвозди, набойки, ремешки, клеящие и химические вещества. Обувь разных фасонов.
          Sajavat. 12-20 авг., 2000., Прагати Майдан. Подарки, искусственные растения и цветы, посуда и столовые приборы, изделия из кожи, игрушки, бытовые приборы, оборудование для приготовления пищи, электротовары
          Делийская книжная ярмарка. 12-20 августа, 2000, Прагати Майдан. Книги, учебные пособия, вычислительная техника и программное обеспечение,аудио-и видеопродукция и т.д.
          Ярмарка канцелярских товаров. 12-20 авг., 2000 г. Прагати Майдан.
          Таинственная индия. Окт. 2000 Прагати Майдан. Восточные гомеопатические и натуропатические системы лечения, иглоукалывание и точечный массаж, альтернативные виды терапий, защита от СПИДа, онкология, йога, медитация, бесконтактный массаж, нумерология, природные средства защиты.
          Индийская международная торговая ярмарка. 14-27 ноября, 2000, Прагати Майдан. Промышленные, торговые, научные и технологические новшества, специальные экспозиции, новые технологии для малых предприятий, строительная техника, выставка игрушек.
          Национальная детская ярмарка23-31 дек. 2000 г. Прагати Майдан. Одежда для детей, игрушки, учебные пособия, журналы, открытки, плакаты и канцелярские изделия, музыкальные инструменты, аудио- и видеопродукция, школьные принадлежности, оформление комнат для детей и другие товары.
          Зимняя выставка. 23-31 дек., 2000 г., Прагати Майдан. Все виды потребительских товаров, подарки, текстиль, украшения, бытовые приборы.
          16-я Индийская международная ярмарка кожи. 31 янв. - 4 фев., 2001 г., Шеннай. Оборудование для производства обуви, станки для изготовления изделий из кожи, товары для путешественников, кошельки, бумажники, модные аксессуары.
          Индийский текстиль. Фев. 2001 г., Пряжа, волокна, нити, ткани, домашняя обстановка, готовая одежда, системы автоматического проектирования производства, станки для текстильпрома.
          Продовольствие. Март 2001 г., Прагати Майдан. Машины для изготовления продуктов питания, сельскохозяйственная продукция, оборудование для гостиниц и ресторанов, холодильные установки, кухонные принадлежности.
          Печать и упаковка. 9-14 марта 2001 г., Прагати Майдан. Машины и оборудование для печати и упаковки.
          7-я Международная ярмарка кожаных товаров. Март 2001 г., Калькутта. Товары и изделия из кожи.Генеральный менеджер - Индийская организация содействия торговле. Прагати Бхаван, Прагати Майдан Нью Дели, 110001. тел. 337-1582, 331-5277, 337-1814, ф. 337-1869, 331-1842.


|Европа| |Азия| |Африка| |Южная Америка| |Северная Америка| |Австралия и Океания|


|Home|
|Guestbook|
|Список стран|

© 1997-2001 by Alex E.Kapustin
E-mail: alex_koch@mail.ru
URL: www.kapustin.nm.ru

Hosted by uCoz