www.geo2000.nm.ru

Китай
Информация о стране: <пред|след> 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

13. Пекин. Шанхай.
          Столица КНР Пекин (в китайском произношении – Бэйцзин, «Северная столица») расположен в северной части Великой китайской равнины. Население – 9,75 млн.чел., из них около 5 млн. проживают собственно в городе, остальные – в пригородах. Пекин относится к категории городов центрального подчинения и имеет статус провинции.
          История городских поселений, из которых возник Пекин, насчитывает более 4 тыс.лет. В XIII-XIV веках под названием Даду служил столицей чужеземной монгольской династии Юань. В 1421 г., став столицей китайской династии Мин, получил свое нынешнее название. За свою многовековую историю Пекин, часто опустошаемый междоусобными войнами и нашествиями завоевателей, менял не только название, но и свое местоположение. Однако во все времена в основе его планировки оставался прямоугольник. Такая исторически сложившаяся планировка дошла до наших дней с прохождением ее главной оси с севера на юг. Крупнейшие архитектурные ансамбли, направление главных магистралей города также сориентированы по сторонам света. Пекинцы, объясняя, как пройти в городе, указывают направление по сторонам света.
          В Пекине и его окрестностях сосредоточено значительное число достопримечательностей, древнейшие из которых датируются Х веком. Наиболее известны: зимний императорский дворец Гугун, Храм Неба (Тяньтань), 13 могил императоров Минской династии, могилы императоров последней Цинской династий, летний императорский дворец Ихэюань, парк Бэйхай, реконструированный в 50-х гг. участок Великой китайской стены, а также ряд монастырей буддийского, даосского и ламаистского вероисповедований, превращенных в музеи. Почти все монастыри являются действующими. Есть в Пекине несколько мечетей и христианских церквей, православная церковь не представлена.
          Русские впервые появились в Пекине в 1618 г., когда сюда прибыл путешественник И. Петлин. С 1716 г. и почти в течение 250 лет в Пекине существовала русская духовная миссия, до второй половины XIX века фактически являвшаяся неофициальным дипломатическим представительством России. На ее территории находится комплекс нынешнего Посольства РФ в КНР – крупнейшее по площади посольство в мире (даже занесено в Книгу рекордов Гиннеса).
          В сент. 1949 г. Пекин был провозглашен столицей КНР (до этого с 1927 г. столица гоминьдановского Китая находилась в г. Нанкине).
          Пекин – один из ведущих промышленных центров Китая. В нем представлены практически все отрасли современного производства – от черной металлургии, химпрома, машиностроения до легкой и пищевой промышленности. Общая площадь обрабатываемой земли в пригородных уездах – 110 тыс.га. Расширяется привлечение зарубежных инвестиций. В числе известных предприятий с участием инокапитала автомобильный завод «Бэйцзин-Джип». Создано несколько районов освоения новых технологий и ускоренного развития, в которых предоставлены более льготные условия инвесторам.
          Хотя Пекин и не относится к числу городов-пионеров в области хозяйственных реформ, здесь также весьма активно проводятся экономические преобразования. Получил одобрение руководства страны и широко распространен опыт Пекинского меткомбината по обеспечению взносов прибыли в бюджет на подрядной основе. В экспериментальном порядке отрабатываются акционирование предприятий, продажа жилья и т.д.
          В столице расположены Академия наук и Академия общественных наук КНР, имеется 200 НИИ 80 вузов, включая такие известные как Пекинский ун-тет, Народный ун-тет Китая, ун-тет «Цинхуа». В городе 11 музеев, 6 выставочных центров, 23 публичных библиотеки, 99 кинотеатров, 20 театров, 20 стадионов и спортивных залов, 33 парка. Действует метрополитен (две линии).
          На центральной площади Пекина – Тяньаньмэнь («Ворота небесного спокойствия»), самой большой площади в мире, которая могла бы вместить миллион человек, расположены здания ВСНП и Музея революции, Памятник народным героям, Дом памяти Мао Цзэдуна, Лю Шаоци, Чжоу Эньлая, Чжу Дэ. В Доме памяти установлен саркофаг с забальзамированным телом Мао Цзэдуна.
          С начала 80-х гг. в городе ведется крупномасштабное жилищное и дорожное строительство, возводятся комплексы гостиниц, деловых центров. Новый импульс застройке города, прежде всего крупными спортивными комплексами, был дан Азиатскими играми 1990 г. Вместе с тем городскими властями принимаются меры для сохранения исторического облика города. Пекин выставлял свою кандидатуру на проведение Олимпийских игр 2000 г., уступив в финальном голосовании австралийскому Сиднею всего 2 голоса.
          Пекин – крупный транспортный узел. В 1996 г. открыт крупнейший в Азии комплекс нового железнодорожного вокзала, главное здание которого сразу стало одним из символов нового Пекина. Завершается к 2000 г. самая большая за всю историю КНР реконструкция международного аэропорта. Пекин стал одним из крупных транзитных авиационных портов в Азии.
          О загрязнении окружающей среды. Столица Китая в последнее время вошла в десятку самых загрязненных городов мира. Уровень загрязнения воздуха Пекина в 2,5 раза превышает уровень Бангкока и иногда превосходит смог Мехико, самой «грязной» мировой столицы.
          Экологическая ситуация в Пекине ухудшается быстрее, чем в других городах Китая. Как северный город он поглощает большое количество угля для отопления, в чем нет необходимости у южных городов. Уголь удовлетворяет 70% энергетических потребностей Пекина. Сжигаемые ежегодно в Пекине 30 млн.т. дают 90% двуокиси серы и 80% взвешенных частиц загрязненного воздуха столицы.
          Предпринимаются усилия для перевода Пекина на иные виды топлива, например природный газ. Однако запланированная к 2010 г. годовая мощность газопровода из провинции Шаньси составляет лишь 1,5 млрд.куб.м. в год, что может заменить потребление не более чем 3 млн.т. угля.
          «В Пекине общий уровень загрязнения воздуха снижается, тогда как доля районов с большим содержанием двуокиси серы и взвешенных частиц возрастает», – заключили авторы доклада ВБ «Выбор решений и экологические последствия. Сценарии для пяти городов». Основываясь на китайской статистике, Банк обнаружил, что в Шэньяне уровень двуокиси серы снизился на 26,2 %, в Пекине – только на 2,5 %. Это наихудший показатель среди пяти городов, обследованных ВБ. Чтобы добиться положительных результатов, авторы доклада рекомендуют увеличить расходы на борьбу с загрязнением воздуха в 50 раз.
          В том же докладе, сравнивая Пекин с другими китайскими и азиатскими городами, отмечается, что здоровье жителей Пекина наиболее подвержено опасностям. Это ежегодно приводит к 10 тыс. преждевременных смертей, и 81 тыс. случаев хронического бронхита, и миллионам случаев респираторных заболеваний. За 20 лет уровень смертности от рака легких в Пекине возрос на 200%. Рак легких как причина смерти в настоящее время стал одной из основных и в крупных китайских городах.
          Прогнозируется увеличение числа случаев заболевания астмой, бронхитом и эмфиземой легких. Отрицательное воздействие некоторых заболеваний может проявиться только в будущем. Некоторым болезням, таким как рак, может потребоваться более чем 35 лет, чтобы развиться.
          «Уровень заболеваний среди детей, особенно респираторными болезнями, растет, но мы пока не проделали достаточного количества исследований. Мы не имеем на них ни денег, ни человеческих ресурсов», – сказал доктор Дин Цзунъи из Пекинского НИИ педиатрии, в котором врачи первыми начали изучать уровень свинца в крови детей. В конце 1998 г. китайские исследователи объявили о том, что почти 70 % детей Пекина страдают различными формами отравлений свинцом.
          Свыше 60% воздушного загрязнения в летнее время вызывается автовыхлопами. Уровень окиси азота, содержащегося в выхлопах автомобилей, растет на 52% в год. Количество автомобилей в Пекине возросло с 540 тыс. в 1991 г. до 1,1 млн. в 1995 г., а в 1997 г. составило 1,3 млн. К 2003 году предположительно рост автопарка составит 15% ежегодно, и общая численность автомобилей достигнет 2 млн.
          Выборочная проверка такси в Пекине показала, что половина машин не отвечает стандартам эмиссии выхлопа. В янв. 1998 г. правительство Пекина первым в Китае запретило продажу неэтилированного бензина. В то же время двигатели автомашин не имеют каталитических преобразователей, поэтому само запрещение использования неэтилированного бензина существенно не сказалось на общем уровне загрязнения воздуха столицы.
          20% мусора в Пекине перерабатывается. Город производит 10,5 тыс.т. твердых отходов день и имеет 5 тыс. незаконных свалок, разбросанных вокруг города.
          Пекин имеет более чем 1000 заводов в пределах городской черты. За десять последних лет 156 из них было переведено за город.
          Серьезно загрязнены половина из 78 рек и 17 водохранилищ Пекина. Первый современный завод по очистке сточных вод начал работать в 1993 г. Поставлена задача к 2010 году подвергать очистке в Пекине до 80% сточных вод.
          Утверждение о том, что Пекин благодаря огромным госусилиям по озеленению, больше не страдает из-за пыли, не является до конца истинным. Да, действительно лесонасаждения во Внутр. Монголии хотя и укрывают столицу от пыли с Лессового плато и пустыни Гоби, но как показали исследования, только 7% пыли приносится в Пекин извне. Среднее количество пыли, выпадающей на кв.км., росло с 18,7 т. в 1991 г. до 20 т. в 1995 г., что превышает в три раза максимально допустимый стандартами ВОЗ уровень. Загрязнение воздуха Пекина во много раз превышает нормы ВОЗ и по другим показателям.
          Пекин борется с проблемами, которые преодолевали города на Западе несколько десятилетий назад. Уровень загрязнения воздуха в Пекине так же высок, как в Лондоне и Бирмингеме в 50-е годы или как в части городов восточного побережья США в 60-е, считают западные эксперты. Некоторые иностранные врачи высказывают мнение, что дышать воздухом в Пекине так же вредно, как выкуривать пачку сигарет в день, но эта точка зрения пока не имеет достаточного научного подтверждения.

          Шанхай.
          ВВП города в 1997 г. по сравнению с 1992 г. удвоился, достигнув 336 млрд.юаней (более 40 млрд.долл), темпы его роста стабильно на 2-3% превышали общекитайские. Структура ВВП улучшилась за счет ускоренного роста сферы обслуживания, новых отраслей промышленности. В строительство инфраструктурных объектов за пять лет было инвестировано в 7 раз больше, чем за все 80-е гг. Продолжала расширяться политика открытости, за пять лет в Шанхай было привлечено 47 млрд.долл. контрактных иноинвестиций, из которых реально поступило 18 млрд.долл., что составляет 88% от показателя за все 19 лет реформ. За пять лет было трудоустроено более 1 млн. уволенных рабочих и служащих, переселено из подлежащих сносу районов более 1 млн.чел., что позволило поддерживать социальную стабильность.
          Стратегической целью является превращение Шанхая к 2010 г. в мегаполис с соответствующим уровнем внешних связей, инфраструктуры, с развитым рыночным механизмом. К 2000 г. необходимо довести вклад науки и техники в обеспечение экономического роста до 50%, а удельный вес высокотехнологичных отраслей в экономике города – до 20%, решить проблемы основной массы госпредприятий, ликвидировать энергоемкие и экологически вредные производства. Следует упорядочить размещение производительных сил в городе таким образом, чтобы преимущественную роль играла сфера обслуживания (особенно финансы и торговля), в ближних пригородах – высокотехнологичная промышленность, в дальних пригородах – сельское хозяйство и традиционные отрасли промышленности.
          Приоритетное значение будет иметь сооружение таких объектов, как глубоководный контейнерный порт «Вайгаоцяо», международный аэропорт в районе Пудун, системы связи (т.н. «информационный порт»), автострада Шанхай-Ханчжоу, вторая линия метро, нефтегазовый проект в Восточно-Китайском море.
          Указывается на необходимость продолжать совершенствовать структуру собственности, искать эффективные пути реализации общественной собственности, создать плюралистичную структуру инвестиций в госпредприятия, поощрять частную, индивидуальную и другие необщественные формы собственности. Будет продолжено реформирование правительственных органов, часть их функций перейдет к отраслевым ассоциациям, предприятиям и рынку, будут сокращаться специализированные и укрепляться комплексные экономические ведомства, особенно система управления госимуществом.
          Превращение Шанхая в международный торгово-финансовый центр требует повышения уровня открытости и интернационализации экономики города. Ключевым звеном при этом остается освоение района Пудун, в основу экономики которого превращаются финансы, торговля и экспортная обработка. В деле привлечения инокапитала приоритет отдается создаваемым ТНК крупным предприятиям, стимулируется поступление инокапитала в транспорт и связь, реконструкцию города, новые отрасли промышленности. В развитии внешней торговли наибольшее внимание уделяется освоению новых рынков и улучшению структуры экспорта. Важную роль в повышении деловой активности в городе сыграет привлечение в Шанхай китайских и иностранных финструктур, региональных штаб-квартир ТНК и крупных китайских объединений.
          Основными задачами политики открытости Шанхая «вовнутрь» являются расширение сбыта собственной промышленной продукции на внутрикитайском рынке и привлечение ресурсов из других районов страны для развития города. Для их достижения создается пояс экономического сотрудничества вдоль реки Янцзы, будут продолжены развитие коммуникаций в регионе и организация межрегиональных объединений, будет укрепляться роль Шанхая по «обслуживанию» всего Китая в области финансов и торговли.
          О привлечении иноинвестиций. В городе зарегистрировано 16 тыс. предприятий с иноучастием (ПИУ). Улучшилась структура инвестиций. Из 100 крупнейших мировых ТНК половина имеет инвестиции в Шанхае. ПИУ основываются как в сфере промпроизводства, так и в сельском хозяйстве (имеется 98 таких предприятий), приоритетными темпами растут инвестиции в непроизводственную сферу. В Шанхае открыли свои филиалы 52 банка и небанковские финкомпании из 25 стран. Повышается объем инвестиций в наукоемкие отрасли.
          Диверсифицируются пути привлечения иноинвестиций. Все большую роль играют такие формы, как выпуск акций категории Б (разрешенных для покупок зарубежными физическими и юридическими лицами), создание совместных АО с ограниченной ответственностью, строительство инфраструктурных проектов на основе системы «строительство-эксплуатация-передача». (БОТ).
          Руководство городского Бюро административного управления экономикой и промышленностью отмечает, что в деятельности некоторых ПИУ существуют нарушения. Без получения соответствующего разрешения изменяются название, адрес, юридическое лицо; ПИУ занимаются деятельностью, не указанной в их уставных документах; уклоняются от проверок соответствующими муниципальными службами; иностранные партнеры не вносят в срок капиталы; ПИУ не начинают деятельность в сроки, указанные в уставных документах. За эти нарушения в течение 1998 г. Бюро аннулировало 1010 ПИУ. Некоторые зарубежные предприниматели начинают деятельность в Шанхае, не оформив соответствующих документов.
          Бюро в нояб. 1997 г. утвердило новые меры для привлечения иноинвестиций:
          1. Разрешенная доля инвестиций в форме технологий повышена с 20 до 35% от уставного капитала.
          2. Если зарубежный инвестор имеет пять и более предприятий, он может объединить их на основе одного из них в групповое предприятие.
          3. Поощрение реинвестирования ПИУ. Если ПИУ полностью внесло уставной капитал, начало деятельность и выплачивает подоходный налог, оно может инвестировать сумму не более 50 % от своего уставного капитала в другие предприятия. Доля таких инвестиций в уставном капитале нового предприятия не лимитируется, за исключением проектов, являющихся ограниченными для иноинвестиций. В последних доля таких инвестиций не может превышать 25 %.
          4. Зарубежным инвесторам разрешается инвестировать менее 25 % от уставного капитала при создании с китайским партнером компаний с ограниченной ответственностью, акционерных компаний с ограниченной ответственностью, паевых кооперационных компаний.
          5. Китайским предприятиям и китайским партнерам ПИУ разрешается инвестировать в ПИУ, сливаться с ПИУ и покупать ПИУ. При этом оформляются формальности по смене инвестора и ПИУ становится китайским предприятием.
          6. При увеличении инвестиций со стороны зарубежного партнера китайский партнер при недостатке средств может, получив соответствующее разрешение властей, использовать свои капиталы в других предприятиях, включая предприятия вне Шанхая, волостные и поселковые предприятия, для увеличения своих инвестиций в ПИУ. Разрешается внесение дополнительного пая китайской стороны другим госпредприятием, в т.ч. из других провинций КНР, а также зарубежным партнером; в последнем случае китайский партнер возмещает ему пай в соответствии с оговоренными условиями.
          7. Производственным и складским ПИУ, зарегистрированным в зоне свободной торговли (ЗСТ) Вайгаоцяо нового района Пудун, разрешено открывать представительства (без права ведения коммерческой деятельности) вне пределов ЗСТ.
          Принятие данных мер очевидно вызвано уменьшением темпов роста контрактных зарубежных инвестиций, которое наблюдается в последнее время в Шанхае и по всей стране. В 1997 г. число новых ПИУ в Шанхае сократилось на 20% по сравнению с прошлым годом и составило 1400, что с учетом количества аннулированных ПИУ почти не дает роста их общего числа. Реальные инвестиции сократились на 3%, а контрактные – существенно больше (городское статуправление даже перестало включать данные о контрактных инвестициях в свои сводки). Зарубежные предприниматели говорят о том, что Шанхай начинает терять привлекательность для иноинвесторов из-за удорожания комплекса товаров и услуг, а также вследствие постепенной отмены льгот. Городское руководство стремится компенсировать эти факторы приданием ПИУ больших прав и возможностей ведения бизнеса.
          Зона экономического развития Пудун. В течение последних семи лет в освоении района Пудун основное внимание уделяется высокотехнологичным производствам, финансовой и торговой сфере. В районе действует около 2 тыс. промпредприятий нефтехимической, судостроительной, металлургической, машиностроительной и легкой промышленности. Их годовой объем производства составляет около 15% валового объема промпроизводства Шанхая.
          Пудун объявлен приоритетным объектом политики «открытости» Китая. Главная задача пудунского проекта заключается в обеспечении стратегической цели развития Шанхая – обновление его промбазы, восстановление престижа Шанхая как одного из крупнейших экономических, торговых и финансовых центров АТР.
          Правительством страны и шанхайским муниципалитетом утверждены ряд законодательных актов, регулирующих развитие района Пудун и привлечение туда инокапитала. Кроме налоговых и других льгот для иностранных партнеров, действующих в основных СЭЗ Китая, в Пудуне инобизнесменам также разрешено открывать финансовые учреждения (банки, страховые компании), предприятия сферы обслуживания, а также предоставлено право выпускать акции и обращать их через шанхайскую фондовую биржу.
          В новый район вложили капиталы такие крупные компании, как Ай-Би-Эм, «Джонсон», «Мицубиси», «Дюпон», «Бэлл», «Басф», «Хитачи», «Сименс» и др. из 40 государств. 50% предприятий с инокапиталом созданы партнёрами из CAP Гонконг, 15% из США, 12% из Тайваня, 7% из Японии. Из общего объёма инвестиций на CAP Гонконг приходится 41 %, США – 11 %, Японию – 8%, Тайвань – 5,5%.
          На территории района Пудун существует 4 зоны общекитайского масштаба (торгово-финансовая зона «Луцзяцзун», зона экспортной переработки «Цзиньцяо», таможенная зона «Вайгаоцяо», парк высоких технологий «Чжанцзян») и 5 зон муниципального значения (сельского хозяйства «Суньцяо», Парк современной жизни «Люли», культурно-туристическая зона «Хуася»; промрайон «Ванцяо», зона развития «Синхо»).
          За последние 5 лет в эти зоны были привлечены значительные иностранные и китайские инвестиции, обеспечив тем самым масштабность и темп капитального строительства, а также функционирование многопрофильных производств и предприятий сферы обслуживания.
          В «Луцзяцзун» (6,8 кв.км.) располагаются финансовые и торговые центры, филиалы китайских и инобанков, биржи, финансовые и страховые компании, органы административного управления.
          В промзоне обработки экспортной продукции «Цзиньцяо» (9,5 кв.км.) ведётся строительство предприятий многих крупных китайских и зарубежных компаний. Создано около 200 предприятий с участием инокапитала, общий объём капиталовложений порядка млрд.долл.
          В зоне свободной торговли «Вайгаоцяо» (10 кв.км.) расположены консигнационные склады, предприятия обработки экспортной и реэкспортной продукции, разрешены беспошлинные и безлицензионные экспорт и импорт, создание внешнеторговых компаний и обращение иновалют. Создано более 600 предприятий с иноучастием, иноинвестиции – порядка 2,5 млрд.долл.
          Наибольшая площадь отведена парку высоких технологий «Чжанцзян» (17 кв.км.). Зона предназначена для размещения предприятий высоких технологий. В основу стратегии развития зоны заложена сингапурская экономическая модель, которая привлекает китайцев мощным механизмом госрегулирования рынка. Один из его инструментов – госакционерные компании, задачей которых является управление долгосрочными капвложениями, реализация стратегических целей развития экономики. Созданы три акционерные компании развития – района экспортного производства «Цзиньцяо», района свободной торговли «Вайгаоцяо» и финансово-торгового района «Луцзяцзун». Они должны взять под контроль соответственно промышленность, торговлю и оборот денежных средств в Пудуне.
          Предусмотрена сдача в долгосрочную аренду неиспользуемых участков земли, в том числе под инфраструктуру непроизводственной сферы, привлечение капиталов инобанков. Для ускорения развития Пудуна принято решение оставлять все доходы в распоряжение зоны для нужд капстроительства. Другой инструмент регулирования экономики, призванный обеспечить правительственные социальные программы, – централизованные фонды накопления, создающиеся за счет взносов как предпринимателей из прибыли, так и рабочих из зарплаты.
          Результатом такой политики стало увеличение среднедушевого показателя ВВП с 1200 долл. в 1990 г. до 4800 долл. в 1997 г. Среднегодовой показатель темпов экономического роста составил 23,4%. При сохранении существующей динамики развития Пудуна к 2000 г. ВВП района может составить 100 млрд.юаней.
          Пудун обладает развитой инфраструктурой, соответствующей требованиям города будущего века. В 1999 г. планировалось завершить станцию спутниковой связи, телекоммуникационные центры, строительство крупного международного аэропорта. Ведутся работы по прокладке второй линии метро, пересекающей Шанхай с востока на запад и идущей через Пудун. Завершено строительство третьей в мире и первой в Азии по высоте телебашни.


|Европа| |Азия| |Африка| |Южная Америка| |Северная Америка| |Австралия и Океания|


|Home|
|Guestbook|
|Список стран|

© 1997-2001 by Alex E.Kapustin
E-mail: alex_koch@mail.ru
URL: www.kapustin.nm.ru

Hosted by uCoz