|
9.
Экспорт.
Нефть в Ливии
продолжает оставаться главным источником
поступления валютных средств. С 1993 г. ОПЕК в
отношении СНЛАД была установлена квота на добычу
нефти в размере 1,39 млн.б/д. Ливия была и остается
противником увеличения квот ОПЕК на добычу
нефти. Так, в середине янв. 1998 г. Ливия призвала
ОПЕК отказаться от увеличения квот, отметив при
этом, что готова отказаться от своей новой квоты
(1,52 млн.б/д.), если остальные члены ОПЕК также
пойдут на снижение добычи нефти.
В результате
действия международных санкций, предпринятых в
отношении Ливии в соответствии с резолюциями СБ
ООН №731, №748 (1992 г.) и №883 (1993 г.) и запрещающих, в
частности, импорт некоторых видов нефтяного
оборудования, нефтяная отрасль страны
испытывала большие трудности. Увеличение
количества добываемой нефти для Ливии весьма
проблематично по техническим причинам. К концу
1998 г. экспорт Ливии (95% – это нефть) составил 7,73
млрд.долл., что на 17% меньше по сравнению с 1997 г. К
своему прежнему уровню экспорт приблизится, как
предполагается, лишь в 1999 г. В 1998 г. валютный
дефицит составил 1,9 млрд.долл. (или 15,8% ВНП страны).
Правительство страны надеется хотя бы частично
компенсировать этот дефицит за счет
инокапвложений.
Так, несмотря на
серьезные политические противоречия с США, в
своем телеобращении в марте 1998 г. М.Каддафи
призвал нефтяные компании США инвестировать
нефтяную и газовую отрасли страны. (Нефтяные
компании США прекратили свою работу в Ливии в 1986
г. в результате запрета США вносить инвестиции в
энергетический сектор страны. К тому времени в
Ливии работало пять нефтяных компаний США,
обеспечивавших производство 25% добычи нефти.
Триполи, осознавая их значение в экономике
страны и не желая сжигать все мосты, вместо того
чтобы национализировать капиталы этих компаний,
лишь заморозил их.)
Большие надежды
М.Каддафи возлагает и на Италию – традиционно
важнейшего торгового партнера страны. Италия
постоянно инвестирует в нефтяную и газовую
отрасли ливийской экономики. Особенно возросли
инвестиции в 1997 г. в связи с началом работ по
осуществлению строительства газопровода в
рамках проекта «Аджип». ЦБ Ливии, в свою очередь,
объявил о намерении Ливии вложить 500 млн.долл. в
различные итальянские компании.
В 1997 г. между
Ливией и Тунисом подписан контракт о поставке в
Тунис 1 млн.т. ливийской сырой нефти и 580 тыс.т.
очищенных нефтепродуктов. Стоимость данного
проекта – 513 млн.долл.
Стремится к
укреплению торговых связей с Ливией и Египет. В
четвертом квартале 1997 г. между двумя странами был
подписан ряд совместных соглашений в
экономической и торговой областях.
В 1998 г., как
ожидает Ливия, Мальта предоставит ей возможности
для более активного пользования мальтийскими
портовыми мощностями для ремонта ливийских
судов.
На территории
Ливии действуют британские, австрийские,
шведские, немецкие и ряд других
западноевропейских компаний как в нефтегазовой,
так и в других сферах экономики.
Ливия в 1998 г.
впервые за несколько последних лет имела
отрицательный показатель ВНП – минус 0,5%. Уровень
инфляции в 1998 г. составил 24%. Усилению инфляции
способствует нежелание правительства страны
принимать во внимание факт девальвации динара.
Об отношениях
с Германией. Отмечается рост экономической
заинтересованности СНЛАД и ФРГ друг в друге.
Несколько лет подряд Германия занимае второе
место (после Италии) среди стран-импортеров
ливийской нефти. В 1997 г. Джамахирия поставила ФРГ
93,5 млн.барр. сырой нефти, на 517,1 млн.дин. (15% всего
экспорта). Что касается немецкого импорта в
Ливию, то он формируется в основном за счет
зерновых, медикаментов, химикатов,
стройматериалов, труб, отдельных деталей,
оборудования нефтяной промышленности,
двигателей, турбин и пр. Доля немецких товаров
составлявляет 12,8% от всего импорта Джамахирии и
имеет тенденцию к увеличению. С 1997 г. СНЛАД стала
вторым по значению торговым партнером ФРГ в
Африке. Немцы все активнее начинают проявлять
интерес к нефтегазовой отрасли СНЛАД. Так в июне
1997 г. компания МАН выиграла тендер на сооружение
участка газопровода Зуэйтина-Бенгази
протяженностью в 120 км. Стоимость контракта
составляет 60 млн.долл., в качестве подрядчика
выступает ливийская «Сирт Ойл Компани». В мае 1998
г. подписано соглашение об экономическом
сотрудничестве, предусматривающее создание
совместных экономических объединений, развитие
отношений в торгово-экономической и
промобластях, а также в сферах туризма и услуг.
Значительным
событием для отношений двух стран стали
переговоры в Бонне в середине июня 1998 г.
ливийской делегации, возглавляемой минфинансов
СНЛАД М.Бейт аль-Малем, с минэкономики,
заммининдел и председателем ЦБ ФРГ в продолжение
уже имевших место аналогичных контактов в 1997 г. в
Триполи. В рамках визита делегации СНЛАД прошло
два раунда переговоров по долгу Ливии ФРГ в 200
млн.марок.
Ливийско-французские
отношения. Одним из приоритетных направлений
внешней политики СНЛАД является всестороннее
развитие отношений с европейскими государствами
Средиземноморья, в том числе Францией. На
протяжении нескольких последних лет эта страна
стабильно занимает четвертое место среди
торговых партнеров Джамахирии.
Главной статьей
ливийского экспорта во Францию является нефть (60
тыс.б/д.). В условиях действовавшего до недавнего
времени режима антиливийских санкций ООН,
введенных в 1992-93 гг., французские компании сумели
укрепить свои позиции в нефтегазовом секторе
СНЛАД. Компания Total в составе европейского
консорциума, куда входят также испанская Repsol и
австрийская OMV, успешно осуществляет (в рамках
EPSA-3 – «Соглашения о разведке и долевом участии в
разработке») развитие крупного Мурзукского
нефтяного месторождения. К концу 1999 г. здесь
планируется добывать до 200 тыс.б/д. Помимо этого,
Total является оператором нефтяного поля в Мабруке
(15 тыс.б/д.). ELF Aquitaine, в 1996 г. возобновившая работы в
Ливии, приступила к освоению нового
месторождения на границе с Тунисом, запасы нефти
которого оцениваются в 100-150 млн.барр. ELF уже
осуществила бурение первой скважины, и в 2001 г.
намерена начать здесь промышленную добычу.
Помимо участия непосредственно в нефтедобыче,
французы рассматривают возможности для
диверсификации сфер своих капвложений в
Джамахирии, где перспективными им
представляются коммунальная инфраструктура и
нефтепереработка. Компания Suez-Lyonnaise des eaux
подписала технический протокол с Генеральной
водной компанией Ливии по сооружению
опреснительной станции в Триполи. Соглашение
стало результатом поездки в Париж в конце лета 1998
г. минпланирования СНЛАД Д.Тальхи. Он также
встречался с представителями французских
корпораций, работающих в секторе водных
ресурсов, и обсуждал с ними ряд инвестиционных
проектов, подчеркнув, что в последующие
несколько лет его страна намерена вложить 2,5
млрд.долл. в развитие отечественной
инфраструктуры.
В 1998 г. общий
товарооборот между двумя странами неожиданно
ощутимо снизился. Французский импорт из Ливии
составил 1,8 млрд.франков (в 1997 г. – 2,8 млрд.), а
экспорт – 1,8 млрд.франков (годом ранее – 2,08 млрд).
В нояб. 1998 г. Ливия объявила о прекращении
практики импорта продовольственных и
промышленных товаров из Франции. Демарш ливийцев
был вызван их крайним неудовольствием по поводу
неучастия во французско-африканском саммите,
который проходил в Париже и куда Джамахирию
«забыли» пригласить. Следует отметить, что
подобные ливийские демонстрации носят в
основном пропагандистский характер,
подтверждением чему служит «реабилитация»
французской продукции в 1999 г.
По-настоящему
серьезной острой проблемой, омрачавшей до
недавнего времени двусторонние отношения, было
«дело ЮТА» – катастрофа в 1989 г. самолета
французской авиакомпании, в результате которой
погибло 170 человек. Причастность ливийских
граждан к этому теракту в свое время
спровоцировала создание «западной тройки» (США,
Великобритания, Франция), выступавшей в
отношении Джамахирии с единых позиций и
блокировавшей ее участие в политической жизни
средиземноморского региона. Однако если
англосаксы с самого начала настаивали на выдаче
им двоих подозреваемых по «делу Локерби», то
Франция избрала другую тактику и предпочла
провести заочный судебный процесс, который
состоялся в марте 1999 г. в Париже. В итоге 6
ливийцев (среди них А.Сенусси, зять М.Каддафи)
были признаны виновными в совершении убийства
посредством осуществления теракта и приговорены
(заочно) к пожизненному тюремному заключению, при
этом ордера на их арест переданы в Интерпол. Тем
не менее, Париж по-прежнему не настаивает на
выдаче осужденных, осознавая, что педалирование
этой темы повлечет за собой лишь резкую отповедь
со стороны М.Каддафи. Ливийский лидер, в свою
очередь, неоднократно делал заявления о
готовности выплатить компенсацию родственникам
жертв катастрофы. Еще в 1996 г. французский судья
Ж.-Л.Брюгьер посетил Триполи и произвел допрос
ряда ливийских официальных лиц в связи с «делом
ЮТА». Кроме того, ему была предоставлена
возможность ознакомиться с документами из
архивов спецслужб Ливии. Позднее, в 1998 г., судья
отметил содействие, которое оказывалось ему со
стороны ливийских властей. Учитывая эти
обстоятельства, французское руководство
считает, что СНЛАД в достаточной степени
выполнила требования о конструктивном
сотрудничестве по «делу ЮТА», содержащиеся в
резолюциях СБ ООН.
Успешное начало
разблокирования «локербийского кризиса»,
приостановка воздушного эмбарго и других
антиливийских санкционных мер способны оказать
положительное воздействие на темпы развития
ливийско-французских отношений. В Париже
пристально следят за резко возросшей
внешнеполитической активностью М.Каддафи,
стремящегося сделать Триполи «третьим Римом»
миротворческого процесса на Африканском
континенте, где у Франции имеются свои
многолетние, многоплановые интересы. В начале
июня 1999 г. Ливию посетил личный эмиссар
президента Франции Ж.Ширака, советник по
африканским вопросам М.Дюпуш. Он встретился с
М.Каддафи, обсудив с ним ливийские мирные
инициативы по урегулированию конфликтов в
Африке. Ему было передано послание от Ж.Ширака, в
котором высказывалась поддержка упомянутых
инициатив и готовность к сотрудничеству для их
осуществления. Директор Парижского института
арабского мира М.Кабана в ходе своего пребывания
в Триполи обсудил с руководством МИД
(О.Мунтасером и А.А.Трейки) широкий спектр
контактов в области культуры. Было подписано
рамочное соглашение, предусматривающее
организацию в 2001 г. в Париже, а затем и других
европейских столицах выставки культурных,
исторических и научных достопримечательностей
Джамахирии. Цель мероприятия – показать миру
Ливию во всем многообразии.
Ливийско-испанские
отношения. Испания на протяжении
нескольких последних лет стабильно занимает
наряду с Великобританией, третье место (после
Италии и ФРГ) среди торговых партнеров Ливии, закупая
ежегодно около 10% экспортируемой ливийской
нефти, нефтепродуктов и природного газа (в 1997 г. –
на 853 млн.долл.). В 1998 г. Испания предприняла
активные шаги к углублению этой позитивной
тенденции. В марте премьер-министр Испании
направил М.Каддафи послание, в котором
подтверждалось стремление развивать
политический диалог, а также взаимовыгодные
экономические связи с Ливией. Месяцем ранее
состоялся визит в Триполи заммининдел Испании по
международному сотрудничеству (первый с 1991 г.
визит высокопоставленного испанского чиновника
в Ливию). В ходе переговоров была выражена
заинтересованность Испании в увеличении ее
экспорта (в основном, продовольствие) в
Джамахирию, в 1997 г. составлявшего 153,6 млн.долл.
Обсуждалась также проблема ливийской
задолженности в 110 млн.долл., существующей с 1980 г.
(испанские кредиторы – это главным образом
различные строительные фирмы и корпорации).
Ливийцы
намерены предложить новые, более выгодные
условия в рамках EPSA-3(«соглашения о разработке и
долевом участии в производстве») для испанской
нефтяной компании Repsol, которая активно работает
в Ливии, являясь оператором месторождения нефти
на юге страны производительностью 75 тыс.б/д.
Вместе с австрийской OMV и французской Total, Repsol
владеет 25% акций концессии (остальная часть
принадлежит ливийской государственной
Национальной нефтяной корпорации). Repsol также
подписано соглашение об исследовании и
разработке еще двух месторождений в Мурзуке
площадью в 23 тыс.кв.км., где ей будет принадлежать
32% акций. Помимо участия непосредственно в
нефтедобыче, испанцы рассматривают возможности
для диверсификации сфер капвложений в Ливию, где
перспективными им представляются
нефтепереработка и дорожно-транспортная
инфраструктура. С целью стимулировать
дальнейшее развитие взаимовыгодного
партнерства минэнергетики СНЛАД в июле 1998 г.
выезжал в Мадрид, где по результатам его
переговоров с министром промышленности и
минеральных ресурсов Испании был подписан
двусторонний договор о поддержке и укреплении
сотрудничества в нефтегазовом секторе, в сфере
нефтепереработки, энергетики и минеральных
ресурсов.
Отношения со
странами АТР. Ливийское руководство стремится
развивать отношения практически со всеми
странами этого региона. Идеологическая основа
этих отношений была заложена М.Каддафи,
неоднократно в своих публичных заявлениях и
посланиях подчеркивавшего возрастающую роль в
мире Китая (особенно в контексте идеи о
многополярном мире), Японии, других бурно
развивающихся государств региона.
Китаю отведена
роль лоббиста политических интересов Триполи в
СБООН, связанных с санкционной проблематикой; Ю.
Корее и в определенной степени Японии – важных
торгово-экономических партнеров в регионе.
Другие государства АТР привлекают Ливию как
поставщики дешевой рабочей силы (КНДР, Филиппины,
Таиланд), и в какой-то степени в контексте
общности религиозных интересов (Малайзия и
Индонезия). Вьетнам, Лаос и Камбоджа выглядят
здесь явными аутсайдерами по всем показателям.
В 1998 г. в Ливии
побывали только две китайские делегации:
парламентская (в окт.) и от Общества
китайско-ливийской дружбы (в нояб.).
Запланированная на конец года очередная сессия
МПК на уровне министров экономики так и не
состоялась. Годовой товарооборот между двумя
странами снизился в 1998 г. на 30%, составив 70
млн.долл. (в основном из-за падения цен на нефть).
Традиционные статьи китайского экспорта
(продукты питания, одежда и дешевая электроника)
сохраняются без существенных изменений. На
проекте ВИР работают несколько тысяч китайских
специалистов.
В последние годы
наиболее заметной сферой
ливийско-южнокорейского сотрудничества
является сооружение амбициозного проекта ВИР,
где главным подрядчиком выступал консорциум
«Донг А». Он осуществил реализацию 1-й и 2-й
очередей этой «стройки века». Сумма контрактов
составила 3,5 и 4,6 млрд.долл., соответственно.
Предполагалось, что контракт на сооружение 3-ей и
4-й очередей ВИР будет также предоставлен «Донг
А» (общая стоимость – 10 млрд.долл.). Ливийцы, из-за
нехватки валютных средств, были вынуждены
изменить планы реализации 3-ей и 4-й очередей
стройки с целью минимизации расходов.
Аналогичная ситуация стала складываться и с
участием иностранной рабочей силы в реализации
этого проекта (всего около 14 тыс.чел.; из них
порядка 1,5 тыс.чел. – южные корейцы). Местные
власти приняли решение в целях экономии привлечь
к работе на ВИР ливийских граждан, причем их
количество не должно быть менее 50% от общего
числа занятых на стройтельстве.
Уменьшение
притока нефтедолларов в ливийскую казну привело
к снижению объема традиционного южно-корейского
экспорта в Джамахирию (текстиль,
радиоэлектроника), что частично было
компенсировано поставкой сюда 15 тыс. легковых
автомобилей «Нубира» по единовременному
контракту с фирмой «Дэу». Благодаря именно этой
сделке товарооборот между PK и СНЛАД в 1998 г.
составил почти 200 млн.долл. (в 1997 г. товарооборот
между двумя странами оценивался в 175 млн.долл.,
причем автомобили тогда не поставлялись).
Ю. Корея,
несмотря на имеющиеся трудности, нацелена в
перспективе на продолжение и развитие
экономсотрудничества со СНЛАД. В Ливии действуют
15 компаний этой страны, открыты
представительства трех крупнейших из них:
«Хюндай», «Дэу» и «Донг А». Качественно новым
моментом является подписанное в середине 1998 г.
соглашение о сооружении в Джамахирии линии по
сборке легковых машин «Дэу». Предполагаемая
мощность беспрецендентного для Ливии
производства – 20 тыс. автомобилей в год.
В 1997 г. Японии
удалось занять третье место среди стран,
экспортирующих свою продукцию в Ливию, уступив
только Италии и ФРГ и обойдя даже РК. Такой
«прорыв» стал возможен благодаря поставкам в
СНЛАД по единовременным контрактам легковых
автомобилей «Мицубиси» и «Ниссан» в количестве
более 27 тыс.шт., что обеспечило порядка 50% всего
годового товарооборота между двумя странами (в
1997 г. 500 млн.долл.). Другими основными статьями
японского экспорта в Джамахирию явились
стальные трубы и радиоэлектроника. В том же 1997 г.
Япония продала Ливии нефтяной танкер.
В начале 1998 г.
ситуация в двусторонних отношениях несколько
изменилась, когда Япония поддержала
американские воздушные рейды против Ирака (фев.).
Правительство Ливии ответило введением бойкота
на импорт японских товаров – все госкомпании
СНЛАД отменили свои заказы на японскую
продукцию.
Для отношений
Ливии с КНДР характерен постоянный политический
диалог. Сев. Корея последовательно выступает в
поддержку позиции СНЛАД по «делу Локерби» и
призывала к снятию антиливийских санкций. В авг.
1998 г. здесь с визитом был заммининдел этой страны,
подписавший с ливийской стороной
межправительственное соглашение о
сотрудничестве. В нояб. Ливию посетил министр
внешней торговли КНДР, который принял участие в
13-й сессии совместной МПК в качестве
сопредседателя. Подписан протокол переговоров о
сотрудничестве в сферах экономики, торговли,
науки, техники и культуры. В ходе работы МПК
обсуждалась (безуспешно) также проблема
задолженности Джамахирии за построенные
северокорейскими строителями рыболовецкие
порты в г.г. Сирт и Аль-Бейда.
Малайзия
поддерживает Ливию по «делу Локерби» в контексте
резолюций ЛАГ, ОИК, ДН, ОАЕ, последовательно
выступает против закона д’Амато,
ограничивающего деятельность в Ливии
иностранных нефтяных компаний. В конце мая 1998 г.
заммининдел СНЛАД С.М.Муджбир в рамках своего
азиатского турне посетил Куала-Лумпур. Он
передал малайзийскому премьер-министру, другим
политическим и религиозным деятелям приглашения
принять участие в исламском фестивале в
г.Аль-Бейда, приуроченном к празднованиям по
случаю дня рождения пророка Мухаммеда (всего на
праздник приехали 34 религиозных и политических
деятеля этой страны).
В 1997 г.
товарооборот между двумя странами достиг 10
млн.долл. и имеет тенденцию к росту. Джамахирия
продает Малайзии углеводороды, которые являются
практически единственной статьей ливийского
экспорта в эту страну. Малайзийская нефтяная
компания «Петронас» совместно с саудовской
«Нимр Петролеум Компани» подписала в начале 1997 г.
соглашение типа «продакшн-шеринг» с ливийской
ННК и тунисской «Энтерприз д’активите
петрольер» на бурение трех нефтяных скважин на
совместном ливийско-тунисском месторождении «7
нояб.». Стоимость контракта – 30 млн.долл.
«Петронас» также проявляет интерес к покупке у
СНЛАД сырой нефти с последующей ее переправкой
танкерами на НПЗ в Малайзии.
Ливийцы
закупили в 1998 г. опытную партию малайзийских
легковых автомобилей марки «Протон» (20 шт.),
собираемых по лицензии фирмы «Мцубиси», которые
значительно дешевле японских аналогов.
В настоящий
момент ливийско-филиппинские отношения не
отличаются высокой динамикой, как это было в 70-80
гг. Причина – неурегулированность проблемы
задолженности ливийской стороны, не оплатившей
Филиппинам выполненные контракты на сооружение
здесь мостов, дорожных развязок и пр. (порядка 200
млн.долл.). В течение последних нескольких лет
М.Каддафи выступал в качестве посредника между
президентом Филиппин и оппозиционным
Национальным движением освобождения Моро.
Торговля между двумя странами практически
отсутствует. В СНЛАД работают 15 тыс. филиппинских
граждан, из них на проекте ВИР занято 1200 чел.
Остальные – в основном медсестры, которые в
скором времени собираются покинуть Джамахирию
из-за низкого уровня зарплаты и плохих жилищных
условий.
Отношения СНЛАД
с Вьетнамом заметного развития не получили.
Годовой товарооборот между двумя странами
составляет 10 млн.долл. Вьетнамский экспорт в
Ливию формируется в основном за счет поставок
кофе, чая, риса и консервированного тунца. В
Джамахирии на строительстве объектов системы
ВИР работают порядка 2000 вьетнамских рабочих. В
фев. 1998 г. состоялась 8-я сессия совместной МПК по
сотрудничеству. |