|
3.
Макроэкономика Ливии.
Основа
ливийской экономики – нефтедобывающая и
нефтеперерабатывающая промышленность. В 1998 г.
добыча нефти составила 73 млн.т. (в 1997 г. – 83,2
млн.т.), а производство нефтепродуктов – 20 млн.т.
По разведанным запасам этого сырья (до 4 млрд.т.), а
также по уровню дохода на душу населения (около 6
тыс.долл. в год) Ливия занимает одно из первых
мест в Африке. Имеются крупные запасы железной
руды (3,5 млрд.т.), газа (в 1998 г. добыто 12,1 млрд.куб.м.),
фосфатов, гипса.
ВВП в 1998 г.
составил 23 млрд.долл. (в 1997 г. – 23,9 млрд.долл.) и
формировался за счет нефтегазового сектора (30%),
сферы услуг (31%), торговли и финансов (11%),
промышленности (10%), строительства (13%), сельского
хозяйства (5%).
Среди
крупнейших объектов обрабатывающей
промышленности – меткомплекс в г. Мисурата (в
настоящее время производство доведено до 800
тыс.т. металла в год), несколько НПЗ, предприятия
по производству цемента, труб, электрокабелей,
тракторо- и автосборочные заводы. Легпром
представлен сетью небольших предприятий по
производству тканей, пошиву одежды и обуви,
выделке кож и т.п. Пищевая отрасль развита
относительно слабо.
Социально-экономическое
развитие страны до середины 80-х гг.
осуществлялось на плановой основе (по
пятилеткам). Доля госсектора в промышленности
достигает 90%, в сельском хозяйстве – 25%.
Собственной квалифицированной рабочей силы не
хватает, около половины занятых в народном
хозяйстве (более 1 млн.чел.) – иностранцы, прежде
всего египтяне, а также выходцы из соседних
африканских государств. В то же время имеет место
высокий уровень безработицы, особенно среди
молодежи (до 30%). Инфляция в 1998 г. составила 24% (в
предыдущие годы была на уровне 35-40%).
В связи с общей
неблагоприятной динамикой цен на мировом
нефтяном рынке в последние годы и, как следствие,
– значительным снижением доходов от экспорта
нефти (с 22 млрд.долл. в 1980 г. до 10 млрд. в 1992 г. и 6,5
млрд. в 1998 г., когда в результате обвального
падения цен на нефть экспортная выручка СНЛАД по
сравнению с 1997 г. сократилась на 30%)
валютно-финансовое положение Ливии осложнилось.
Вместе с тем страна сохраняет достаточно высокую
платежеспособность (золотовалютные резервы
достигают 7 млрд.долл.). Внешняя задолженность
оценивается на уровне 7 млрд.долл.
Доминирующую
роль во внешнеэкономических связях СНЛАД играют
Италия, ФРГ, Великобритания, Франция, Испания,
Япония, Ю.Корея – 75% общего их объема.
Товарооборот Ливии с зарубежными государствами
в 1998 г. составил 12,7 млрд.долл. (в 1997 г. – 16 млрд.
долл.).
Транспорт и
связь. В Ливии нет железных дорог. Крупнейшая
автомагистраль современного типа
протяженностью 1882 км. проходит вдоль побережья
Средиземного моря от границы с Тунисом до
границы с АРЕ. Построены автомагистрали,
связывающие Триполи с г.г. Себха и Гат (1350 км.) и г.
Адждабия с оазисом Куфра (626 км.). Общая
протяженность шоссейных дорог превышает 15
тыс.км. В 1975 г. была создана авиакомпания «Либиан
Эраб Эйрлайнс», осуществлявшая до 15 апр. 1992 г.
полеты из Триполи и Бенгази в Дамаск, Бейрут,
Рабат, Алжир, Тунис, Париж, Рим, Афины, Москву и
Софию. Согласно резолюции СБ ООН №748 от 31 марта 1992
г. в отношении СНЛАД действовало воздушное
эмбарго (приостановлено с 5 апр. 1999 г.). Крупнейшие
гражданские аэропорты: Триполи, Бенина (Бенгази),
Себха, Гадамес. Морские порты: Триполи, Бенгази,
Тобрук, Мисурата, Дерна, Марса-Брега. Ежегодная
пропускная способность ливийских портов 80 млн.т.
В конце 80-х гг.
М.Каддафи предпринимает шаги по либерализации в
экономической и политической сферах. Стали
поощряться кооперативные формы собственности,
частная торговля, были освобождены многие
политзаключенные, разрешен свободный въезд и
выезд из страны. В июне 1988 г. по инициативе
руководителя СНЛАД чрезвычайная сессия ВНК
провозгласила т.н. «Зеленую декларацию прав
человека в эпоху народных масс», частично
заменяющую конституцию, которая отсутствует в
соответствии с положениями ТМТ.
В настоящее
время в стране проводится кампания
разгосударствления, акционирования и даже
приватизации некоторых, в т.ч. крупных,
производственных предприятий (вплоть
меткомбината в Мисурате). В качестве насущно
важных целей провозглашены освоение природных
ресурсов, альтернативных нефти и газу,
достижение самообеспечения СНЛАД
продовольствием, ускоренное развитие внутренних
районов страны и т.п.
Нефтегазовый
комплекс, включающий в себя нефтегазодобывающую,
нефтеперерабатывающую и нефтехимическую
отрасли, является базисом ливийской экономики.
На его долю приходится более 90% доходной части
бюджета и 95% валютных поступлений. Доходы Ливии
от экспорта нефти составили в 1996 г. 8,2 млрд.долл., а
в 1997 г. – 9 млрд.долл. За последние годы
произошли структурные изменения в экономике
страны. В результате доля нефтегазового
комплекса в ВВП снизилась с 80-85% до 30% в 1997-98 гг. 11%
ВВП образуется за счет торговли и финансов, 10%
дает промышленность, 13% – строительство, 31% –
сфера услуг, 5% – сельское хозяйство. ВВП Ливии в
1998 г. составил 23 млрд.долл.
В течение 1998 г.
на мировом нефтяном рынке наблюдалось
значительное снижение цен. К дек. 1998 г. они
опустились до 8,4 долл. за баррель, что стало самым
низким показателем за последние несколько лет.
Если в 1997 г. средняя цена нефти достигала 19 долл.
за баррель, то в 1998 г. усредненный показатель упал
до 13,8 долл. Ряд мероприятии ОПЕК по стабилизации
нефтяного рынка (в частности, сокращение
странами-членами этой организации производства
нефти с целью выравнивания спроса и предложения)
не принес желаемых результатов.
Для Ливии, где
доминирующей отраслью экономики продолжает
оставаться нефтяная промышленность, это
обернулось ощутимыми валютными потерями в
бюджете, в котором поступления от нефтяного
экспорта традиционно являются главной
составляющей. Так, в 1998 г. объем добычи нефти в
СНЛАД равнялся 70 млн.т., а от ее продажи было
получено 6,5 млрд.долл., тогда как в 1997 г. – 9,5 млрд.
На ливийской экономике подобная ситуация
сказалась самым отрицательным образом. В первую
очередь, начал уменьшаться импорт в страну, а
вместе с ним и товарооборот (по сравнению с 1997 г.
– на 10% и 20% соответственно).
В 1998 г.
ливийскому руководству вновь не удалось
обеспечить бездефицитноеть бюджета, реальные
расходы по которому превысили запланированную
смету на 5-10%. Дефицит ВВП составил 3 млрд.долл.,
сократившись по сравнению с 1997 г. на 0,5%.
Сложившееся
положение не может не тревожить ливийские
правящие круги, которые справедливо
рассматривают рост инфляции, дефицит бюджета как
один из факторов ухудшения
социально-экономической обстановки в стране. Уже
в 1998 г. руководство СНЛАД начало предпринимать
меры, которые по его мнению, могли бы
стабилизировать ситуацию в сфере экономики. Так,
в ноябре 1998 г. была проведена девальвация
официального обменного курса ливийского динара
к доллару – с 0,38 лив.дин. за 1 долл. до 0,45 лив.дин.
за 1 долл. Между тем многие импортные товары
по-прежнему приобретаются ливийскими торговцами
за рубежом по курсу 2,8-3 лив.дин. за 1 долл. (данный
официальный курс действует и в настоящее время).
Таким образом, девальвация практически не
уменьшила разрыв между официальным и черным
курсом динара, и инфляция продолжает набирать
обороты (в 1998 г. она составила 24%).
В сфере
бюджетной политики ливийским правительством
официально провозглашена линия на «предельную
экономию». На сессии ВНК, проходившей 8-15 дек. 1998
г., был представлен бюджет на 1999 г. в сумме 5,3
млрд.дин. (13,2 млрд.долл. по официальному курсу).
Вновь в качестве одной из главных его доходных
статей заявлена планируемая выручка от экспорта
нефти – 3,27 млрд.дин. (7,26 млрд.долл.). Выступая на
сессии минфинансов Ливии М.Бейт Аль-йаль заявил,
что госрасходы будут сведены к «строгому
минимуму» в 4,9 млрд. лив.дин. (10,9 млрд.долл.).
Объявлено о резком сокращении расходов на
представительства СНЛАД за рубежом и
организацию различных торжеств. Не будет новых
инвестиционных затрат; проекты, еще не начавшие
осуществляться и не зафиксированные в бюджете,
замораживаются на неопределенное время. По
оценкам, в целом инвестирование сократится на
25-30% (это, однако, не коснется нефтяного сектора и
ряда проектов в области энергетики). В целях
экономии валюты иностранным фирмам запрещено
заключать контракты на строительство
общественных зданий, школ, дорог и малых
электростанций. Центральное казначейство в
будущем сможет распоряжаться налоговыми сборами
шаабий (шаабийя – новая
административно-территориальная единица в
Джамахирии), которым запрещено расходовать
получаемые ими в качестве дохода средства. В свою
очередь, ЦБ отказался от практики обмена по
льготному курсу 500 долл. ливийским семьям,
выезжающим за рубеж, мотивируя это истощением
валютных резервов страны (в период с июня 1997 г. по
сент. 1998 г. на эти цели израсходованы 356 млн.долл.).
Минфин предупредил, что возможно возникновение
трудностей с оплатой труда рабочих-бюджетников
(их насчитывается около 700 тыс.). Планируется
заморозить найм на работу и побуждать
госслужащих к более раннему уходу в отставку.
Неясно, однако, смогут ли они найти себе
применение в других секторах ливийской
экономики.
Между тем в
условиях сокращения притока нефтедолларов одним
из выходов из сложившейся ситуации могла бы
стать именно диверсификация экономики,
стимулирование развития промышленности и
сельского хозяйства. К этому на протяжении 1998 г.
неоднократно призывал ВНК, отдавший
распоряжение минпланирования провести работу с
целью определения приоритетных индустриальных
проектов, которые способны были бы создать
альтернативный нефти источник прибыли.
Ливийская экономика, за исключением
поддерживаемого отечественными и иностранными
инвестициями нефтегазового сектора, стагнирует
с середины 1980-x гг., и на сегодня ее доля в ВНП
составляет лишь 42%, причем этот показатель имеет
тенденцию к снижению. Развитие же торговли и
частного бизнеса тормозится как санкциями,
введенными против Ливии СБ ООН в 1992-93 гг., так и в
определенной степени негативным отношением к
этим явлениям официальных властей, видящих в
коммерсантах «людей, стремящихся к
неограниченной наживе и баснословным доходам».
По этой причине они периодически подвергаются
жесткому контролю.
Попытки
ливийского руководства провести косметический
ремонт экономики вряд ли могут увенчаться
успехом в условиях джамахирийской системы.
Поправить положение способно ощутимое повышение
цен на мировом нефтяном рынке, чего
последовательно добивается СНЛАД. Еще в январе
1996 года она через министерство энергетики
призывала страны-члены ОПЕК существенно
понизить свои нефтяные квоты, выразив готовность
сделать это первой. В конце марта 1999 г. ОПЕК,
наконец, удалось не только договориться о
сокращении добычи нефти (на 1,3 млн. б/д), но и
согласовать свои действия с крупнейшими
государствами-экспортерами, не входящими в эту
организацию (Россия, Мексика). К началу апреля
впервые в 1999 г. цена за 1 баррель нефти поднялась
до 14,3 долл. Стабилизация мирового нефтяного
рынка может отчасти смягчить кризис ливийской
экономики, нуждающейся, тем не менее, в рыночном
реформировании и постепенной либерализации. |