www.geo2000.nm.ru

Гана
Информация о стране: <пред|след> 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

5. НДС.
          Необходимость пересмотра существующей налоговой системы и введения в Гане налога на добавленную стоимость (НДС) как единого налога на все виды товаров и услуг назрела давно и обусловливалась множеством причин, среди которых основная – приведение налоговой системы страны в соответствие с мировыми стандартами, в результате чего правительство Ганы, испытывающее ряд определенных трудностей с пополнением казны из внутренних источников, смогло бы взимать налоги не только после продажи товаров, но и в процессе их производства или перепродажи, а также при ввозе их в страну.
          Первая попытка ввести в стране НДС в 1995 г. окончилась полным провалом, в результате которого НДС был отменен менее чем через 3,5 месяца после введения. Основной причиной неудачи стало бездумное копирование налоговой системы Великобритании в еще не стабильной экономической ситуации в стране – отсюда слишком высокая для Ганы налоговая ставка в размере 17,5%. Введение НДС в марте 1995 г. привело к сильному росту цен на товары и услуги, и повлекло массовые демонстрации протеста, которые закончились человеческими жертвами, и тем самым привило ганцам страх к любым изменениям в налоговой системе и особенно к аббревиатуре ВАТ (НДС – англ.).
          В 1995 г. экономика Ганы оставалась очень неустойчивой: быстрое обесценивание национальной валюты (седи), рост инфляции, высокие цены на товары и услуги – все эти факторы отнюдь не способствовали введению нового налога. Кроме того имела место плохая подготовленность населения.
          По сравнению с 1995 г., в настоящий момент все эти факторы находятся под контролем, в стране сложилась стабильная экономическая ситуация, была проведена тщательно разработанная образовательная компания по ознакомлению с НДС, включающая в себя тематические программы и короткие ролики на радио и телевидении, различные семинары и конференции на всех уровнях, статьи и объявления в газетах и журналах, а также большое количество печатной продукции, распространяемой бесплатно.
          За 9 мес. с момента принятия Закона об НДС парламентом до даты его введения в действие Секретариат НДС провел более 400 лекций и семинаров, из которых 200 в г.Аккра, т.к. здесь сконцентрировано самое большое количество фирм, согласно закону имеющих право начислять НДС.
          Закон об НДС (Акт № 546), одобренный парламентом в феврале 1998 г. и вступивший в силу 30 дек. 1998 г., предписывает обязательное обложение налогом на добавленную стоимость всех предприятий, занимающихся импортом, производством или оптовой торговлей, или предоставляющих любые виды услуг, вне зависимости от их годового оборота. Также подлежат обязательному налогообложению предприятия розничной торговли, чей облагаемый налогом годовой оборот превышает 200 млн.седи.
          НДС – это налог на потребление, взимаемый с конечного покупателя и начисляемый каждый раз, когда к стоимости налогооблагаемого товара или услуги зарегистрированным и подлежащим налогообложению продавцом или посредником прибавляется наценка, и который потом им перечисляется в Налоговую службу Ганы – Службу НДС (СНДС). НДС заменил налоги на услуги и на продажу, которые существовали в Гане с 60-х г.
          НДС взимается по двум процентным ставкам: 0% – в основном на экспортные товары, и стандартные 10% – на все виды товаров и услуг, не освобожденные от налога согласно закону об НДС.
          Налог на импортированные товары будет от имени СНДС взиматься Таможенной, акцизной и превентивной службой (ТАПС), равно как и акцизные сборы на сигареты, прохладительные и алкогольные напитки.
          Санкции против нарушителей Закона об НДС согласно его положениям вступили в силу с 1 марта 1999 г. В основные группы нарушителей входят незарегистрированные в СНДС, но взимающие НДС предприятия, компании, которые должны начислять НДС, но отказываются делать это, а также любые фирмы, не выдающие правильно оформленные и подтвержденные чеком специальные квитанции об оплате НДС, сдающие фальшивые декларации и задерживающие оплату налогов в СНДС. Все дела, связанные с нарушениями Закона об НДС, будут рассматриваться в специально созданных при Судебной службе Ганы налоговых трибуналах. Согласно закону, нарушители будут облагаться штрафом в размере до 10 млн.седи и/или лишаться свободы на срок до 5 лет.
          Налогом на добавленную стоимость облагаются все товары и услуги, за исключением тех, что специально освобождены согласно Закону об НДС. Среди освобожденных от налога товаров и услуг: продукты питания и сельхозпродукты, произведенные в Гане и поставляемые в сыром/необработанном и неприготовленном виде, включая рыбу, в т.ч. вяленую и копченую; животные, домашний скот и птица; вода, за исключением дистиллированной и в бутылках; книги, журналы и газеты, за исключением импортированных; основные лекарства (их уточненный список в настоящее время разрабатывается совместной комиссией министерств финансов и здравоохранения); сельскохозяйственная техника и оборудование; транспортные услуги; нефть и продукты ее переработки; земельные участки, строения, а также строительство; финансовые и банковские услуги, включая страхование и обмен валюты; почтовые услуги; товары, специально предназначенные для инвалидов; продажа предприятий; электроэнергия для домашнего потребления в ограниченном количестве (в настоящее время лимит потребления согласовывается – предположительно, он будет составлять 100 квт.).
          К дате введения налога в 1998 г. в Налоговой службе Ганы (Службе НДС), зарегистрировалось 7 376 компании, имеющих право начислять НДС на свои товары и услуги, тогда как Секретариат НДС, занимавшийся подготовкой к введению нового налога, прогнозировал 6 тыс. заявок, а МВФ – только 2 тыс. Для сравнения, в 1995 г. зарегистрировалось свыше 10 тыс. фирм. При этом низший рубеж их годового оборота составлял 25 млн. седи. В 1998 г. потолок оборота был определен только для предприятий розничной торговли в размере 200 млн.седи в год. К 30 янв. число зарегистрированных в СНДС фирм уже составило 11214. Всего в Гане – более 50 тыс. коммерческих и государственных фирм и предприятий. Следовательно, около 80% всех ганских компаний либо освобождены от налогов, либо их годовой оборот составляет менее 200 млн.седи в год.
          Интенсивная образовательная кампания в СМИ продолжается по сей день. Во всех районных отделениях СНДС на постоянной основе проводятся консультации. Все вопросы, возникающие в связи с новым налогом у компаний и потребителей, тщательным образом рассматриваются в Министерстве финансов и в Службе НДС и в отдельных случаях пересматриваются.
          Так, например, имели место разногласия по вопросу обложения новым налогом ганских рыболовецких судов, промышляющих в Эксклюзивной экономической зоне Ганы (ЭЭЗ). Рыбаки, ранее платившие 5% импортных пошлин, согласно новому закону облагались 10% НДС, что уравнивало их права с другими импортерами рыбы, в то время как свежая рыба по закону должна освобождаться от налога. После продолжительных переговоров между представителями рыбаков, Министерства продовольствия и сельского хозяйства и Службой НДС ганская Таможенная, акцизная и превентивная служба (ТАПС) издала директиву, согласно которой с 13 янв. 1999 г. ганские рыболовные суда, промышляющие в ЭЭЗ, т.е. в ганских территориальных водах, приравниваются к каноэ и освобождаются от уплаты НДС на свои уловы. Их число составило на сегодняшний день 147. В то же время суда, промышляющие вне ЭЭЗ, а также импортируемая в страну рыба от НДС не освобождаются и облагаются 10% налогом.
          Несмотря на широкую компанию по ознакомлению с НДС, многие торговцы, зарегистрированные в СНДС, после его введения столкнулись с проблемами, связанными, например, с продажей товаров, закупленных до введения НДС, за которые они уже отчислили 15% налог на продажу. Многие из них оставили прежние цены и следят за новыми образовательными программами по НДС. Другие же уже снизили цены на 5% и подали заявления в СНДС о возмещении им 5% разницы между НДС и налогом на продажу, как того требуют распоряжения СНДС.
          Основные проблемы с переходом к НДС возникли у небольших фирм, не имеющих в штате собственных бухгалтеров, которым можно было бы поручить изучение ситуации и порядка перехода к НДС. Они пока продолжают ждать директив и других видов помощи от Службы НДС. Это в основном коснулось коммуникационных центров, предоставляющих услуги телефонной связи, пересылки факсов, копировально-множительных работ. Будучи в массе своей небольшими предприятиями с годовым оборотом менее 200 млн.седи, они решили, что не имеют права начислять НДС. Поэтому минфин вынужден был издать специальную директиву, согласно которой коммуникационные центры, как и все другие компании, предоставляющие любые виды услуг, как то: гостиницы, рестораны, прачечные и т.д., обязаны зарегистрироваться в СНДС и начислять 10% НДС на все свои услуги вне зависимости от своего годового оборота.
          В то же время телефонные услуги, предоставляемые компанией «Гана Телеком», ранее не облагавшиеся налогами, теперь также будут облагаться НДС, однако их стоимость, согласно заявлению руководства, пока останется на прежнем уровне.
          Также возникли разногласия по вопросу освобождения от налога на лекарства. Согласно совместному решению Министерств финансов и здравоохранения все лекарства, за исключением витаминов, будут освобождены от НДС, пока окончательный список медикаментов, освобождающихся от НДС не будет одобрен парламентом.
          Совместно с минторгом, статслужбой Ганы, Служба НДС внимательно следит за ценовыми тенденциями по всей стране, с тем, чтобы не допустить роста цен, который может плачевно сказаться на экономике в целом. Повышение цен было отмечено лишь в тех отраслях, которые ранее не облагались налогами на услуги и на продажу, но привлекают НДС. В данных случаях повышение цен на 10% вполне законно и объяснимо.
          Ожидается, что НДС принесет много пользы для общего развития страны в целом. Правительству будет легче сопоставлять свои краткосрочные планы с потоком доходов в казну, что сможет уменьшить нужды правительства в одалживании банковских денежных средств на свои программы развития и освободить необходимые фонды для кредитования частного сектора из местных источников по более низким процентным ставкам. По тем же причинам вполне вероятно дальнейшее снижение темпов инфляции, которые в основном зависят от дефицита государственного финансирования.
          Налогом на добавленную стоимость не облагаются экспортные товары; НДС будет способствовать развитию экспорта, а также поощрению ганских производителей. В рамках продолжающейся программы рационализации налоговой системы правительство предложило в своем бюджетном послании парламенту отменить специальный налог на импортные товары составляющий 17,5%. Также было предложено снизить 25% пошлину на компьютерное оборудование до 10%.


|Европа| |Азия| |Африка| |Южная Америка| |Северная Америка| |Австралия и Океания|


|Home|
|Guestbook|
|Список стран|

© 1997-2001 by Alex E.Kapustin
E-mail: alex_koch@mail.ru
URL: www.kapustin.nm.ru

Hosted by uCoz