|
3.
Макроэкономика.
Главенствующие
позиции в экономике занимает госсектор (80% ВВП).
Большая часть госпромпредприятий нерентабельна
и работает на 40-50% своей мощности. Частный сектор
преобладает в легкой и пищевой промышленности
(70-90%), строительстве (60%), сфере услуг, оптовой и
розничной торговле (до 80%), с/х производстве (80%).
Ведущей
отраслью промышленности является добыча нефти и
природного газа, а также железной руды, фосфатов,
цветных металлов. К 2000 г. планируется увеличить
добычу нефти до 65 млн.т., что, по алжирским
расчетам, поднимет общую валютную выручку до 14,5
млрд.долл.
Обрабатывающая
промышленность представлена предприятиями
металлургической, машиностроительной,
нефтеперерабатывающей, химической и
электротехнической отраслей, а также по
переработке сельхозсырья.
Сельское
хозяйство лишь на треть обеспечивает
потребности страны в продовольствии.
С конца 80-х гг.
руководство АНДР приступило к переводу
хозяйства на рельсы рыночной экономики. В рамках
реформ расширяется самостоятельность
госпредприятий, предусматривается передача
многих из них в акционерную и частную
собственность. Проводится в жизнь политика
активного привлечения зарубежных капиталов.
Сняты ограничения на иностранные инвестиции в
АНДР, включая вывоз прибыли, принято решение о
допуске зарубежного капитала в нефтегазовую
промышленность. С 1991 г. преобразования в
экономике осуществляются с учетом рекомендаций
международных финансовых организаций, прежде
всего МВФ.
Финансовое
положение Алжира определяется доходами от
экспорта нефти и газа (до 98% валютных поступлений
и около двух третей доходной части госбюджета). В
последние годы в силу объективных обстоятельств
оно ухудшилось, выросла внешняя задолженность
(порядка 31 млрд.долл. по состоянию на конец 1998 г.).
В результате переговоров АНДР с МВФ, Парижским и
Лондонским клубами были достигнуты
договоренности о реструктуризации алжирской
задолженности.
Нарастающие в
последние годы финансово-экономические
трудности привели к инфляции, росту цен,
ухудшению условий жизни населения (свыше 2,5 млн.
безработных, в основном молодежь, доходы 65%
населения не обеспечивают минимального
прожиточного минимума, более 1 млн. алжирцев
работают во Франции и других странах Зап.Европы).
Углубляется имущественное расслоение общества.
С середины 80-х
гг. алжирская экономика вступила в период
глубокого кризиса. Обвальное падение стоимости
нефти на мировых рынках в 1986 г., за счет которой на
30% осуществлялось формирование ВВП,
обеспечивалось 60% бюджетных поступлений и 95%
стоимости экспорта, имело своим результатом
катастрофическое сокращение внешних авуаров и
неудержимый рост внешней задолженности. Эти
обстоятельства заставили правительство
отказаться от централизованных принципов
управления экономикой.
Одним из первых
мероприятий на пути к рыночной экономике стало
объявление в апр. 1994 г. моратория на платежи по
внешнему госдолгу и реэшелонирование части
долговых обязательств по кредитам, подлежащим
оплате в 1994 -98 гг., на 17 млрд.долл. Обращение
алжирского правительства в Парижский и
Лондонский клубы, держателям государственных и
коммерческих долговых обязательств Алжира,
получило политическую поддержку МВФ и
иностранных кредиторов. Более того, МВФ и другие
фининституты предоставили Алжиру в 1994-95 гг.
помощь в 5,5 млрд.долл. Доля МВФ превышала 50%.
Вследствии
двукратной девальвации динара, в апр. и сент. 1994
г., введения плавающего курса, алжирский динар
потерял более 60% стоимости. В расчете бюджета на
1998 г. его курс принимался равным 58 дин. за долл. На
1999 г. планировалось снижение курса до 59,5 дин. за
долл. В марте 1999 г. официальный курс доллара
составил 64,55 динара.
Преобразования
в сфере денежного обращения сопровождались
либерализацией всех цен на внутреннем рынке с
постепенным и полным отказом от госсубсидий. В 1994
г. правительством принимается решение об отмене
дотаций на закупки с/х техники, удобрений и
сокращается объем субсидирования розничных цен
на все продукты питания и товары, за исключением
сахара, муки, растительного масла, школьных
принадлежностей и медикаментов. Меры по отмене
дотаций и либерализация цен осуществлялись
поэтапно, путем регулируемого повышения цен в
течение 3-х лет. В 1998 г., после очередного
повышения цен на газ и электроэнергию для
бытовых нужд все дотационные преференции были
окончательно отменены. Им на смену пришла
политика адресной поддержки неимущим семьям и
трудоспособной молодежи путем привлечения к
общественно полезным работам.
Темпы
экономического роста возросли с 0,9% в 1994 г. до 3,9% в
1995 г., 4% — в 1995 г., 4% — в 1996 г., 1,2% — в 1997 г. и достигли
6% в 1998 г. Инфляция, сооставив 30% в 1995 г., снизилась
до 20% в 1996 г., 5,7% — в 1997 и 5,3% — в 1998 г. Увеличились
валютные госзапасы брутто. В 1993 г. они составляли
1,5 млрд.долл. и достигли 7 млрд.долл. к началу 1999 г.
Последовательное
проведение в жизнь программ экономической
стабилизации дало возможность добиться
значительного улучшения макроэкономических и
макрофинансовых показателей. Это обошлось
дорогой ценой, за счет сокращения внутреннего
потребления и стагнации промышленного
производства, задействованного на импортные
закупки сырья, полуфабрикатов и комплектующих.
Параллельно с
осуществлением мер экономической стабилизации в
стране проводились глубокие реформы,
направленные на внедрение в хозяйственные
механизмы рыночных отношений. Они затронули в
первую очередь сельское хозяйство,
госпредприятия, внешнюю торговлю, систему цен,
статус ЦБ, отношения труда и заработной платы и
завершились приватизацией, оставив в руках у
правительства право на законодательную
инициативу и ряд стратегически важных отраслей
экономики и объектов, которые, как считается в
Алжире, не подлежат приватизации «по
определению».
Постепенное
сокращение суммы внешнего долга в 1997 (30 млрд.долл.
без учета долга России) и 1998 гг. вследствие
высвобождения значительных средств от
экспортных операций, дало возможность
профинансировать импорт за счет собственных
финансовых ресурсов и отказаться от
среднесрочных и краткосрочных кредитов.
Проблема внешнего долга могла бы решаться
значительно проще, если бы его обслуживание,
привязанное исключительно к доходам от экспорта
углеводородов, осуществлялось с привлечением
других ресурсов. В последние годы правительство
неоднократно, и как всегда безрезультатно,
объявляло о планах развития промэкспорта до 2
млрд.долл. в год. Однако этот сектор национальной
экономики уже более 10 лет работает менее чем
вполовину установленных мощностей. Несмотря на
массированные капиталовложения, освоенные
промышленностью в 70-х гг., ее удельный вес в
составе ВВП не превышает 13%. Что же касается
частного бизнеса, сосредоточенного в основном в
торговле, он занимает маргинальные позиции,
участвуя в промпроизводстве на уровне 1,4%. Застой
в промышленности сочетается с отставанием
сельского хозяйства, неспособного удовлетворить
внутренние потребности страны и отвести угрозу
продовольственного кризиса.
В 1998 г. стоимость
ВВП в ценовом выражении составила 49,5 млрд.долл.
Внешнеторговый
баланс был сведен в 1998 г. с положительным сальдо в
сумме 0,9 млрд.долл. Полученные результаты
являются следствием падения цен на нефть и
некоторого сокращения с 412 млн.долл. в 1997 г. до 390
млн.долл. в 1998 г. пром. и сельхозэкспорта. При
некотором увеличении физических объемов
поставок углеводородов потери на ценах в
сравнении с 1997 г. составили 4,4 млрд.долл.
В импорте,
который несколько возрос в сравнении с
предыдущим годом, первое место по удельному весу
занимают машины и оборудование (2,9 млрд.долл.).
Группа продовольственных товаров, на 2,6
млрд.долл., стоит на втором месте. В сравнении с 1997
г. поставки продовольствия увеличились на 4,4%.
Увеличение продзакупок затронуло такие товарные
группы, как молоко (10,4%), кофе и чай (45,1%), сахар (30,2%).
Импортные поставки сырья и полуфабрикатов для
промышленных предприятий составили 2,4 млрд.долл.
Основным торговым партнером АНДР остается ЕС. В
1998 г. импорт из стран ЕС увеличился на 8%,
экспортные поставки сократились на 25,7%. Главными
торговыми партнерами Алжира оставались по
экспорту Италия (20,7%), Франция (16,4%) и Испания (9,4%),
по импорту Франция с объемом закупок на уровне 20%,
Италия — 8,8% и Германия — 7,2%.
Дополнительный
закон о бюджете, которым корректируется, по
устоявшейся традиции, в середине года
экономическая и финансовая политика
правительства, был принят по представлению
минфина 22 июля 1998 г. Необходимость пересмотра
основного финансового закона, вступившего в силу
30 дек. 1997 г., назрела вследствие значительного
сокращения поступлений от экспорта
углеводородов. Реальные поступления от экспорта
нефти, газа и конденсата упали с плановой отметки
11,2 млрд.долл. до 7,4 млрд.долл. Потери, связанные
исключительно с нефтяной рентой, на 3,8 млрд.долл.
компенсировались в дополнительном бюджете и по
итогам года рядом чрезвычайных мер путем изъятий
части чистой прибыли «Сонатрак»,
заимствованиями у ЦБ и валютными запасами,
которые сократились в 1998 г. с 9,3 до 7,2 млрд.долл. В
сравнении с основным финансовым законом на 1998 г.,
принятым в дек. 1997 г., в котором бюджет является
составной частью, его доходная часть сократилась
с 15,2 до 14,3 млрд.долл., при одновременном
увеличении расходов с 16,9 до 17,1 млрд.долл. Дефицит
нового бюджета составит, по этим данным, 2,3
млрд.долл. против 1,3 млрд.долл. по основному
закону.
В 1998 г. во
внутриполитической жизни АНДР не произошло
сколь-нибудь значительных изменений, за которыми
можно было бы предугадать разрядку критической
ситуации, сложившейся на политической сцене
страны вследствие отмены результатов второго
тура выборов в законодательные органы власти в
янв. 1992 г. и запрета в марте этого же года Фронта
исламского спасения — оппозиционной
религиозно-исламской партии, поставившей своей
целью создание в Алжире исламского государства.
В итоге противостояния властей с ФИС и двумя
радикальными исламистскими группировками —
Вооруженной исламской группой (ВИГ) и Армией
исламского спасения (АИС) в стране погибли с 1992 г.
более 65 тыс.чел. |